|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (10) январь |
|
|
СОХРАНИТЬ ВЕРНОСТЬ ДРУГ ДРУГУ
Окончание. Начало в № 9 2004 г. Население России поступательно приближается по своей численности к дореволюционным цифрам. Демографическая проблема становится одной из актуальнейших в нашей стране, поскольку касается вопроса: быть или не быть России через сто лет? Сможет ли в ней сохраниться Семья как один из главных источников жизни и процветания страны? Эти и другие насущные вопросы были заданы настоятелям московских храмов, первым из них стал настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов.
- Отец Максим, вопрос о количестве детей в семье. Как должен он, на ваш взгляд, решаться в православной среде?
- У нас нет идеологического террора в Церкви. И конечно, никакой благоразумный священник не будет подходящему к Чаше задавать специальный вопрос "Пользовался или не пользовался контрацептивами?", если этот человек детородного возраста, а последний ребенок родился у него пять лет назад. Здесь вопрос собственного нравственного выбора, осущест-вляемый с помощью, конечно, пастырского душепопечения теми, кто его принимает. Но, тем не менее, люди должны знать позицию Церкви. Она однозначно выражена в осуждении аборта как греха детоубийства во всех видах аборта: "макси", "мини", в первые часы после зачатия или первые месяцы, а также в осуждении любых других средств предупреждения беременности абортивного действия. Позиция Церкви и в принципиальном осознании семьи как благословенного Богом института, который имеет одной из неотъемлемых своих целей чадородие, продолжение рода, благословенное рождение и воспитание детей.
И, с другой стороны, Церковь трезво относится к тому, что реально имеет место в жизни (это мы можем видеть в "Основах социальной концепции"). Это как раз та ситуация, когда она отделяет от аборта иные, неабортивные способы предупреждения беременности. Главное, чтобы это было не по эгоизму, а по ответственности за своих детей. Одно дело, когда родители произвели на свет уже двоих или троих детей, и, допустим, здоровье матери не позволяет, или живут они пока в однокомнатной квартире, и при этом родители ответственно подходят к тому, что есть долг и перед этими своими детьми. И они берут тогда некоторую паузу, интервал в деторождении, (впрочем, понимая, что при изменении обстоятельств, с Божьего благословения, они будут ожидать еще детей).
Другое дело, когда молодые люди, вступая в брак, решают, что "мы пять лет поживем в удовольствие друг для друга, а потом, когда у нас будет все хорошо, когда один защитит диссертацию, другая устроится на хорошее место, с которого её уже не сдвинешь, тогда, может быть, мы задумаемся о детях". Ситуация предполагает не формальную, а нравственную оценку, исходя их тех побуждений, которые стоят за действиями людей, решениями семьи.
- Какой должны быть идеальная семья по вашему представлению, батюшка? Какие отношения должны быть между мужем и женой, дабы не дать семье распасться?
- Семьи распадаются чаще всего потому, что при их создании люди забывают о том, о что в Таинстве венчания Церковь им напоминает, но чего они не хотят услышать или не хотят помнить. Люди забывают о том, что в центре жизни семьи, верующих людей должен стоять Христос Спаситель. Не муж, не жена, не их взаимные чувства, не дети, не общность интересов, не достижение каких-то целей в этой жизни, - а Христос Спаситель. Если это будет так, то семья действительно станет "малой церковью", которая в любых внешних обстоятельствах устоит.
Порой люди забывают о том, что без преодоления скорбей, без того, что по апостолу Павлу, нужно "носить тяготы друг друга", никакой семьи никогда не бывает, особенно если она начинается, как чаще всего бывает в современном мире, со страстного устремления людей друг к другу, того, что люди называют влюбленностью, то есть некоторого такого завышено - розового восприятия друг друга, которое, на самом деле, еще не семейная любовь. Любовь мужа и жены начинается тогда, когда эти первоначальные розовые очки прочистятся, наступит более или менее реальное восприятие друг друга, но в нем мы сможем друг друга понять, простить, и осознать, что нам вместе, со всеми нашими немощами идти к Царствию Небесному.
- А вы встречали, отец Максим, в своей жизни настоящую, идеальную семью?
- Ну, об идеальных семьях, как и обо всем идеальном, надо сказать словами древнего мудреца - "никого не называй блаженным до смерти". Поэтому приводить примеры людей, которых я знаю живущими, было бы некорректно по отношению к ним и неправильно...
- Ну а если не называть имена?..
- Без имен я могу сказать об опыте многих семей, который убеждает, что можно сохранить супружескую любовь в абсолютной верности друг другу, в рождении и воспитании детей, при этом не как ярмо, а как радость, как Дар Божий, как жизнь, которая тебе Богом послана. Таких людей я видел в ограде церковной. Конечно, это сейчас не часто встретишь, но это есть. Ведь же каждому жениху и каждой невесте, которая слышит слова "Господи Боже наш, славою и честью венчай их", - эта возможность дается. Главное, чтобы они осознали этот Дар Божий, и приняли его, и пытались воплотить в своей семейной жизни.
По материалам: Pravoslavie.ru Публикуется с сокращениями
Сергей Архипов
|