|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (178) январь |
|
|
А.И. Осипов КОММЕНТАРИИ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ МАТФЕЯ
4: 5—7. Потом берет Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Дьявол пытается подвигнуть Христа на гордостный поступок и, таким образом, разрушить дело спасения, ибо Бог гордым противится (Иак 4:6).
Это искушение преследует человечество всю историю, начиная с первого греха первых людей, возмечтавших самим стать богами (Быт 3:5) вместо Бога. Научно-технический прогресс в своих психологических истоках в значительной степени содержит в себе идею достижения такой власти человека над природой, которая бы сделала его богом в этом мире. Но, как писал преподобный Иоанн Лествичник: «Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою» (Лествица. Слово 23. 31).
4: 8—10. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Христианство считает естественным и нисколько не греховным для человека иметь в жизни необходимое. Но решительно предостерегает от алчности, чрезмерности, жажды богатства, славы, власти, для достижения которых люди отдают все свои силы, способности, ум, драгоценное, неповторимое время жизни. И даже, поскольку все это является источником множества переживаний, страданий и, увы, нередко преступлений, продают свою совесть. Так совершается тяжелейший самообман: за мыльный пузырь так называемых земных благ, который может в любой момент лопнуть, продается царственное достоинство вечной славы, нескончаемое блаженство. Христос, отвергнув это искушение сатаны, указал истинный путь жизни: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи — то есть живи по совести и разумно, имея в жизни твердым критерием оценки заповеди Господни.
4: 11. Тогда оставляет Его диавол…
На этом заканчиваются первые искушения Христа от дьявола. Но в Евангелии от Луки читаем: «И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк 4:13). Слова «до времени» говорят о том, что и в последующее время земной жизни Спасителя дьявол продолжал свои попытки склонить Его ко греху: через гонения, славу, разъяренную толпу, неразумие учеников, через предательство Иуды, отречение Петра и, наконец, страшные страдания на Кресте. Но Христос остался не запятнан грехом.
О значении этих искушений прекрасно сказал преподобный Максим Исповедник: «Как в Адаме склонность его личного произволения ко злу лишила естество (человеческое) общей славы… так и во Христе склонность Его личного произволения к благу лишила все естество (человеческое) общего позора тления» (Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42), то есть принесла спасение человечеству.
4: 11. и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Победа над искушениями дает необыкновенные духовные силы и открывает дверь особой помощи Божией. Это видим на примере Христа, когда ангелы стали служить Ему. Подобное происходит и с праведно живущим человеком. И он приобретает соответствующие его подвигу духовные силы и духовные дарования — и ему служат ангелы. Об этом говорит опыт всех подвижников, которые молитвою и постом (Мф 17:21) освобождались от дьявола и становились небожителями на земле. Как писал апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9).
4: 17. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Эти слова указывают на самое важное в духовной жизни человека — покаяние. Только с него начинается истинная вера во Христа, и через него возможен вход в Царство Небесное, ибо нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл 7:20; Рим 3:10). По учению всех святых отцов, покаяние является первым и до конца жизни важнейшим условием спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) восклицает: «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле» (О прелести. Ч. 2. Зрение греха своего).
|