|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (178) январь |
|
|
О Православии в Норвегии
Иерей Александр Волохань по решению Священного Синода с февраля 2007 совершает служение в Северной и Центральной Норвегии, в приходе св. блгв. Анны Новгородской в городе Тронхейме. Уже 11 лет он возглавляет приход. Интересно было узнать, чем живут в далекой скандинавской стране православные верующие? Недавно о. Александр в очередной раз посетил Калининград, поэтому нельзя было не воспользоваться случаем взять у него интервью для читателей газеты «Спас».
- Отец Александр, как Вы оказались в Норвегии?
- В этой стране я оказался еще до получения священнического сана. Моя супруга Ольга, кандидат биологических наук, в 2002 году получила работу в университете города Тронхейм. Этот город был первой столицей Норвегии. Мы туда переехали. Супруга стала работать в местном университете. Тогда я учился в Свято-Тихоновском богословском институте (ныне университете). С переездом заграницу не прекратил обучение и вскоре его закончил. Это было мое второе образование, первое – юридическое, получил в Московской государственной юридической академии, по специализации Криминология. Не скажу, чтобы мы особо стремились на работу заграницу, но когда такая возможность открылась, одним из решающих факторов, что надо поехать, был тот, что в столице Норвегии Осло был православный приход во имя св. равноап. кн. Ольги. Для нас это было неким указанием, поэтому решились на переезд, получив и благословение от своего духовника.
- Кроме того, прежнее название норвежской столицы – Христиания.
- Правильно. Если окунуться в историю скандинавских стран, то примерно три-четыре века Норвегия была одной из частей датско-норвежского королевства, где, сменяя друг друга, правили короли с именем Христиан. Вот во имя одного из них в 17 веке город и получил свое название. А после получения независимости, точнее, с 1925 г., стал вновь называться Осло.
- Наверное, непросто было освоиться в совершенно незнакомой обстановке. И язык непонятный, и вера, хоть и христианская, но все же не православная – лютеране составляют большинство. Как быстро удалось встроиться в новую жизнь?
- Обосновавшись в Тронхейме, примерно через полгода после приезда в Норвегию я поступил на годичные курсы норвежского языка при местном университете, спустя некоторое время стал работать в школе ассистентом учителя норвежского языка…
- Даже так!?
- Я помогал в специализированных классах для детей иммигрантов – из Азии, Африки, европейцы тоже были.
- Русские попадались?
- Были. Но в основном – поляки, африканцы, представители балканских стран.
- Тоска по родине сильно ощущалась?
- Должен сказать, что связи с Россией я не терял, имея там множество родственников и друзей. Продолжал учиться в Свято-Тихоновском институте, на сессии приезжал в Москву, где сдавал положенные экзамены и зачеты. Это помогало в первые годы легче переживать разлуку с родиной. К тому же норвежцы довольно дружелюбно относились к нам, так что и в этом смысле дискомфорта я не испытывал. Могу сказать, что вообще в Северной Норвегии к русским очень хорошо относятся, несмотря на негативную пропаганду о России.
Когда ехал в Норвегию, ожидал увидеть много чужеродного, но мои опасения не подтвердились. Березы, ромашки, воробьи – почти все, как у нас. Только горы покруче здесь, я ведь туда из Львова приехал, жил до этого в окружении Карпатских гор. Я крестился во Львове в храме св. вмч. Георгия Победоносца на улице Короленко, почти в самом центре города.
- Как все же о. Александр вы стали священником?
- В определенное время в моей жизни, студенческое, произошел значимый поворот, когда важно было сделать мировоззренческий выбор. Какое-то время в Москве даже полемизировал с сектантами, которые распространяли литературу о Христе, о вере в Бога. И выбрал Православие, взвешенно и всерьез, наверное, по-другому и быть не могло.
- Как и когда произошел первый толчок, может быть, в семье велись какие-то разговоры?
- По отношению к вере в Бога моя семья была обыкновенная. Отец служил офицером, вместе с мамой они пришли к вере позже, можно даже сказать по моим стопам. Еще учась в юридической академии, - а это были довольно непростые для страны 1991-96 годы, - стал задумываться о смысле жизни. А когда я жил во Львове, с 2000 года, стал студентом Свято-Тихоновского института с центром дистанционного обучения в городе. Учился с огромным интересом и усердием. О применении юридического образования уже не вспоминал, хотя оно мне помогало в решении ряда вопросов, в том числе и в Норвегии. Я даже нередко понимал законы лучше, чем те люди, кто их применял, что помогало в некоторых случаях отстаивать свои права.
Получая богословское образование, я стал как бы подспудно готовить себя к священническому служению. Понимание, которое нам дает Священное Писание, что никто не получает этой чести, не будучи призываем самим Богом, помогло мне выработать правильную установку. То есть я сам нигде свою кандидатуру не предлагал. На момент моего приезда в Норвегию сложилась ситуация, что в течение 10 лет на всю эту страну был только один православный священник Московского Патриархата - на приходе св. равноап. княгини Ольги в Осло. Это очень интересный человек архимандрит Климент (Хухтомяки), финн по национальности, много сделал для развития церковной жизни в Норвегии, свободно говорит по-русски…
- Службы велись на русском языке?
- Как и в России – на церковно-славянском. Потом уже появились варианты переводов богослужебных текстов на норвежский язык. Хотя большинство прихожан православных храмов в Норвегии это в основном люди, говорящие на русском языке, – из России, Украины, Белоруссии, других бывших союзных республик.
Игумен Климент (сейчас он уже архимандрит) приезжал служить и в Тронхейм, где я жил. Это случалось примерно один раз в два-три месяца. Я активно ему помогал на богослужениях. Также сам в Осло ездил на великие православные праздники. Узнав, что я учусь в Свято-Тихоновском институте, он предложил мне проводить в столичном приходе лекции на богословские, церковные, исторические темы, что нашло мой отклик. А когда я уже получил диплом, он поинтересовался моим видением для себя перспективы священнического служения. Вопрос был актуальным. Тем более, как я говорил, в Норвегии ощущался острый дефицит православных священников. В большой степени так сложилось и по экономическим причинам, так как норвежское законодательство для постоянного проживания и работы в стране требует достаточно высокий минимальный уровень дохода. Этот порог очень трудно достичь по чисто материальным причинам. Поскольку моя супруга работала в норвежском университете, мне решить определенные формальные вопросы было гораздо легче, чем другим.
Поэтому информация обо мне была направлена в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, который тогда возглавлял митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх.
- То есть решение о Вашем священстве принималось, можно сказать, на очень высоком уровне?
- Так сложилось. Я был вызван в Москву на собеседование. Со мной беседовал епископ Марк, ныне митрополит Рязанский. Моя кандидатура была утверждена, и в конце ноября 2006 года в смоленском Успенском соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом я был рукоположен во диакона, а примерно через три месяца – в иерея. В этот раз также в Успенском соборе, в Неделю Торжества Православия, меня уже рукополагал епископ Вяземский Игнатий, ныне - Выборгский.
- А где служили дьяконом?
- Приезжал в Осло на приход св. равноап. княгини Ольги, там и делал первые после Смоленска свои шаги в священном сане.
- Наверное, пришла очередь поговорить о приходе святой Анны Новгородской в Тронхейме, где вы сейчас служите. Почему именно ее выбрали? Она ведь не так хорошо известна, как другие святые…
- Кстати, в прошлом году, будучи в Калининграде, в церковной лавке при храме Христа Спасителя купил ее икону, которая уже несколько лет лежала в этой лавке, никто не покупал. А назвать в честь этой русской святой приход в Тронхейме посоветовал все тот же игумен Климент. Идея была – назвать храм во имя такого святого, который имел бы отношение к Скандинавии. Причем в то время, когда активно велась христианизация Северной Европы, борьба с язычеством в этих краях. В честь княгини Ольги уже был назван приход в Осло.
- Таким образом, выбор пал на княгиню Анну, жену Ярослава Мудрого. Расскажите, батюшка, пожалуйста, о ней поподробнее.
- Святая Анна Новгородская (до Крещения - Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга, прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 году король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучала Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.
В 1017 году Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» – великого князя Киевского Ярослава Мудрого. В качество приданого она принесла Русской земле город Старую Ладогу. Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык, и уступил брату.
Большое влияние она оказала на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не возвращался на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки – и в этом немалая заслуга великой княгини.
Беседовал Дмитрий Осипов
Продолжение следует
|