Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№3 (180) март

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Православие в Норвегии

 

Иерей Александр Волохань по решению Священного Синода с февраля 2007 года совершает служение в северной и центральной Норвегии, в приходе св. преподобной Анны Новгородской в городе Тронхейме. Уже 11 лет он возглавляет приход. Нам интересно было узнать, чем живут в далекой скандинавской стране православные верующие. Недавно о. Александр в очередной раз посетил Калининград, и мы воспользовались случаем взять у него интервью для читателей газеты «СПАС».

 

(Окончание. Начало в № 1 (178) январь 2019 г.)

 

 

     — Ну что же, про еще одного великого святого, покровителя Норвегии мы узнали. Что можете добавить об укоренении христианства в этой скандинавской стране?

 

     — Активно крестить язычников-норвежцев начал еще Олаф Тригвассон. Он и основал город Тронхейм, который стал первой столицей Норвегии в 997 году. Произошло это после того, как он вернулся в Норвегию из Киева, где служил в княжеской дружине великого князя Владимира, святого равноапостольного Крестителя Руси.

 

     — То есть можно утверждать, что христианство в Норвегии зарождалось и под православным влиянием?..

 

     — Вполне, учитывая, что Олаф Триглассон прибыл из Руси, крещенной уже в православную веру, к тому же тогда еще была единая Церковь. Хотя влияние было и из Западной Европы. Так, святой Олаф крестился в 1014 году в Руане (Франция). Кстати, начиная с XI века Тронхейм был самым посещаемым паломниками городом во всей северной Европе. Шли поклониться мощам святого Олафа Харальдссона. Что отрадно, паломнические маршруты сегодня вновь возрождаются. Сейчас его святые мощи находятся под спудом в величественном соборе Тронхейма — главном соборе всей Норвегии, который не уступает многим соборам Франции, Германии или Британии. Собор стал лютеранским после того, как начиная с 1537 года практически во всей Скандинавии произошла Реформация. Это отразилось на почитании мощей. Золотая рака была переплавлена, а святые мощи закопаны. Существует несколько версий, где конкретно сейчас находятся мощи св. Олафа. В 2030 году вся Норвегия будет отмечать 1000-летний юбилей памяти св. Олафа. И есть идея извлечь из-под спуда и обрести его святые мощи.

     Должен сказать, что почитание св. Олафа в Норвегии в целом отличается от традиции лютеранской ветви христианства. Как я говорил, существуют даже его иконы, что совсем не свойственно лютеранам. Также существует множество его скульптурных изображений, которые можно увидеть, если посетить Национальные музеи Осло, Копенгагена, Стокгольма и других городов Скандинавии…

 

     — В поселке Чкаловске на севере Калининграда построен Владимирский храм. Было бы неплохо, о. Александр, чтобы там была помещена икона св. Олафа. Я думаю, настоятель этого храма о. Владимир Максимов одобрительно отнесется к этой инициативе.

 

     — Хорошая идея, как связь православных верующих России и Норвегии. И даты смерти двух великих святых разделяет всего 15 лет: князь Владимир умер в 1015 году, а конунг Олаф — в 1030-м.

 

     — Спасибо, батюшка, за рассказ об истории христианства в Норвегии. Перейдем ко дню сегодняшнему. Чем живет сейчас приход св. Анны Новгородской в Тронхейме?

 

     — При всех сложностях нашего церковного бытия на чужбине приход, как и полагается, живет полноценной богослужебной жизнью, таинствами, молитвой. Из особенностей можно отметить, что у нас ведется регистрация прихожан, постоянно посещающих наш храм. И не только для того, чтобы получить определенную дотацию от государства, которая положена по норвежским законам. В этом отношении характерно, что многие русские люди, живя на чужбине, начинают острее ощущать потребность в Богообщении и высшем смысле жизни, естественным образом приходя именно в Православную Церковь, то есть в ту традицию, в которой они жили до переезда за границу. Наш приход как раз дает возможность таким людям снова обрести веру в истинного Бога, прийти к Господу, о чем они, возможно, особо и не задумывались, когда жили в привычном окружении, находясь в России. Согласно приходскому реестру у нас таких прихожан более тысячи человек, а реально их в разы больше. Помимо крупнейшего прихода св. Ольги в Осло есть еще Богоявленский приход в Бергене (Западная Норвегия), приход св. вмц. Ирины в Ставангере (это нефтяная столица Норвегии), а на самом севере страны — приход в честь преподобного Трифона Печенгского в Киркенесе, на границе с Россией. Он является крестителем саамов, лопарей. До сих пор сохранилась часовня на берегу одной из рек у Нейдена, где происходило столь важное событие для этого северного народа.

     Конечно, для всей Норвегии православных храмов и священников пока очень мало. Скажем, сам я служу в 10 городах, преодолевая расстояния до двух тысяч километров...

 

     — Тяжеловато приходится, если сравнить хотя бы с Калининградской областью, где на значительно меньшем расстоянии действуют уже почти сто храмов и часовен.

 

     — В моем случае очевидна необходимость пастырского посещения соотечественников в городах Центральной и Северной Норвегии, чтобы духовно окормлять всех нуждающихся. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 года приход в честь св. Анны Новгородской в Тронхейме принят в состав Благочиния Патриарших приходов в Норвегии.

 

     — А каков статус вашего прихода?

 

    — Приход является ставропигиальным и подчиняется напрямую Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Непосредственное руководство заграничными ставропигиальными приходами осуществляется Управлением по зарубежным учреждениям Московского Патриархата, которое возглавляет Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Венский и Будапештский.

     В нашем приходе регулярно совершаются богослужения. Однако в силу того, что приходится окормлять около 10 других общин в Центральной и Северной Норвегии, Божественная Литургия в Тронхейме совершается, по крайней мере, два-три раза в месяц, чаще по субботам (а также в отдельные воскресенья и в дни великих церковных праздников). Кроме того, совершаются еженедельные вечерние богослужения по средам, периодически — катехизаторские беседы. Есть воскресная школа для детей. Язык богослужений в основном церковно-славянский и отчасти — норвежский. При совершении общеправославных богослужений с участием духовенства и прихожан других православных общин используются также греческий, сербский, румынский и другие языки.

     Приход пока не имеет собственного православного храма, поэтому местом совершения богослужений с декабря 2008 года является церковь Бакке-киркке (Bakke kirke), расположенная в центре города. Кроме того, после строительства и освящения в октябре 2014 года храма в честь святого короля Олафа Норвежского в Стиклестаде там также регулярно совершаются богослужения.

     Кроме того, я принимаю участие в церковно-приходской деятельности православных общин в других городах центра и севера страны. Это Олесунд, Молде, Кристиансунд, Стейнкщер, Нарвик, Тромсё и другие. В сферу пастырской ответственности прихода входят губернии Sør-Trøndelag, Nord-Trøndelag, Sogn og Fjordane, Møre og Romsdal, Nordland, Troms и Finnmark.

     Подробнее о дне и времени проведения православных богослужений в Тронхейме и других городах можно узнать на сайте ortodoksnorge.no

 

     — Как вы празднуете престольные праздники?

 

     — На престольный праздник и также на день св. Олафа в июле я стараюсь собрать на приходе священников не только из Норвегии, но и из других скандинавских стран. Приезжали к нам из Хельсинки, Стогкольма, Копенгагена и даже Рейкъявика. Бывали и из России, из Москвы, Великого Новгорода и Выборга — св. Олаф считается святым покровителем этого города. В общем-то, вряд ли они чем-то отличаются от любого приходского праздника Русской Православной Церкви, как в России, так и по всему миру. После Божественной литургии и крестного хода устраиваем праздничное угощение, по возможности — концерт силами прихожан и детей из воскресной школы. Также наши учащиеся устраивают спектакли на Пасху, Рождество и другие праздники.

     Кроме служения Божественной литургии, стараюсь сплачивать приход проведением привычных для русских людей праздников — 9 мая, 23 февраля. Кстати, в Норвегии чтят память советских воинов, отдавших жизнь за освобождение страны от германского нацизма. Более 13 тысяч наших соотечественников похоронены на мемориалах по всей Норвегии — они погибли в нацистских концлагерях, а всего в них содержалось более 100 тысяч военнопленных. Мы ухаживаем за мемориалами, находящимися поблизости, служим там панихиды.

     Также иногда выезжаем на остров Селье на границе Центральной и Западной Норвегии, где проживала и завершила свой жизненный путь святая Суннива Селийская. Впоследствии там существовал монастырь, руины которого сохраняются до сих пор, а в пещере святой Суннивы уже много лет ежегодно совершаются православные богослужения, в том числе иногда и с нашим участием. Также, по возможности выезжаем в Осло на престольный праздник прихода св. равноап. княгини Ольги, иногда в Стокгольм и другие города Скандинавии.

     Такие совместные действия сближают прихожан. По моему глубокому убеждению, приход должен быть местом, где живое священное предание и опыт наших православных предков и всей Православной Церкви сохраняется как в некой сокровищнице. Из этой сокровищницы щедро дается всем — от человека к человеку, от поколения к поколению. Мы только тогда богаты, когда делимся с другими. Если мы черпаем сейчас из неиссякаемой сокровищницы Русского Православия и делимся его богатствами с другими, это не делает нас беднее, наоборот, это служит сохранению и созиданию нашего общего достояния. 

     Поэтому нашу задачу в Норвегии мы видим не только в духовном окормлении русских православных, но и в том, чтобы являть русскую православную духовность и культуру норвежскому народу. Таким образом, важной задачей является выражение духовности Православной Церкви и нашей христианской веры в доступной современному человеку форме.

Беседовал Дмитрий Осипов

 

Воображение - способность формовать, и удерживать образы - есть способность чернорабочая... самая нисшая! Уж по этому - не след ему позволять являться с своими образами в высшую область, какова молитва... Умосозерцательная деятельность высока... а духовная в молитве проявляющаяся еще выше... Куда туда поспеть воображению... Вот где прилично: "друже, како вшел еси семо"?!!

 

Св. Феофан Затворник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 7

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.