Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (181) апрель

АРХИПАСТЫРЬ 

 

Ценность семьи

 

20 марта 2019 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

 

О кризисе семейных ценностей

 

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на нашем очередном заседании. В повестке дня — «Предложения относительно подготовки семинаристов к семейной жизни», и я хотел бы сказать несколько слов на эту тему.

Следует признать, что кризис семейных ценностей, который поразил современное общество, коснулся и жизни духовенства. Конечно, не в той мере, как это произошло в миру, но тем не менее очевидно, что кризисные отношения существуют и в некоторых семьях священнослужителей. Как правящий архиерей города Москвы я получаю соответствующую информацию, и если сравнить с тем, что было 10—20 лет назад, то, конечно, мы наблюдаем отрицательную динамику в плане сохранения священнических семей, общей атмосферы в этих семьях.

Мы живем в условиях тотального распространения нравственно сомнительных представлений об отношениях между мужчиной и женщиной, навязываемых через средства массовой информации, через Интернет, социальные сети, глянцевые журналы, телешоу и так далее. А ведь семьи духовенства не живут в изоляции, поэтому все то, что касается любого человека, его разума и сердца, касается и семей священнослужителей. 

Наши предки могли передавать семейные ценности от отца к сыну, от матери к дочери. Этому способствовал общинный строй жизни. Родитель, говоря ребенку о браке и семье, не был вынужден конкурировать с всепроникающей иной точкой зрения, которая сегодня присутствует в так называемой популярной культуре. В наши дни мы живем в условиях полной информационной открытости, непрестанной борьбы идей, а значит, снижения значения любого авторитета. 

Защитить подрастающее поколение от пропаганды так называемой свободной любви практически невозможно. Включаете телевизор, идете в кинотеатр — везде эта тема достаточно красочно представлена, что, несомненно, влияет на сознание, на ум, на душевное состояние молодежи. Но, конечно, можно учиться противостоять всему этому и опровергать словом и опытом те ложные обещания, которые дает молодым людям популярная культура, открыто заявляющая об отсталости традиционных представлений о семейных ценностях. Можно и нужно говорить о целомудрии, и я хотел бы поблагодарить новое руководство «Спаса» за то, что оно стало более чувствительным к актуальной тематике. Мне удалось посмотреть некоторые программы на нашем телеканале, в которых тема целомудрия была представлена достаточно убедительно. Конечно, одной-двумя программами исчерпать эту очень важную тему невозможно, но тот факт, что она обсуждаются на телевидении в альтернативном по отношении к массовой культуре ключе — это уже положительное явление.

 

Семейная нравственность — это не данность

 

Семейная нравственность, в том числе в священнических семьях, — это не данность. Целостность семьи — это поле непрестанных усилий, направленных на укрепление брачного союза. Возможно, в прошлые времена заключение брака можно было рассматривать как единожды сделанное приобретение, не требующее никакого внимания. Женился, вышла замуж — и как будто дальше можно особенно не беспокоиться. Развод не одобрялся обществом, раздел имущества был невероятно сложным, людям оставалось только жить вместе. Иногда приходилось терпеть друг друга, но формально браки сохранялись. 

Сегодня, как вы знаете, это далеко не так. Некоторые упрекают нас в том, что семейные идеалы прошлого — это фанатизм и что Церковь проповедует нечто безнадежно устарелое. Но это совсем не так: нам известны и священники, и миряне, у которых семья — это действительно малая церковь. Однако эта церковь созидается благословенными Богом трудами. Она не созидается просто потому что один из супругов является священнослужителем, а другой воспитан в христианском духе. Этого мало, потому что каждый день супружеской жизни может бросить вызов семейным отношениям, в том числе ввиду негативного влияния на семейные отношения извне. 

 

Жизнь как пример

 

Священнику нельзя оправдывать свое неучастие в семейной жизни пастырской нагрузкой. Что бы ни происходило, семья должна занимать в жизни каждого женатого священника значимое место. Потому что семейная жизнь священника, тем более в сельской местности, где жизнь каждого — на виду, имеет совершенно особое значение. Это непременно должна быть жизнь, с которой люди хотели бы брать пример. 

Вот почему подготовка семинаристов к семейной жизни — это не только залог благополучия их семей. Семья священника всегда — образец для окружающих, особенно там, где священник живет в окружении людей и где нет такого отчуждения между ними, как это имеет место в мегаполисах. В мегаполисе можно спрятаться в своей квартире, и даже сосед по лестничной площадке не будет ничего знать. А вот в сельском приходе все всё знают и, взирая на священника, на матушку, стремятся видеть в их отношениях пример. 

Вот почему подготовка к семейной жизни должна быть в центре нашего внимания, особенно когда мы говорим о воспитании семинаристов, об их подготовке к пастырскому служению. 

Нет такой сложности в семейной жизни, в отношениях между супругами, которая не может быть предотвращена или преодолена любовью и вниманием друг ко другу. Казалось бы, аксиома, но женатые люди знают, что эта аксиома не всегда с легкостью осуществляется. Ибо любовь — это чувство, которое требует постоянного возгревания. Эти слова касаются не только христианской любви — они имеют отношение и к семейным отношениям. Поэтому еще раз хотел бы сказать, что для нас очень важно воспитывать наших семинаристов таким образом, чтобы они выходили из семинарии хотя бы теоретически готовыми к тому, как строить семейные отношения.

 

Об архипастырской заботе

 

Семьи священников должны быть в центре внимания и правящих архиереев. Архиерей не должен вмешиваться в жизнь священнослужителей, но он должен быть добрым отцом, советчиком, человеком, который может прийти на помощь, когда жизнь семейная подвергается испытанию. К сожалению, не всегда так бывает, и даже имея контакты с духовенством, архиереи не всегда знают, что происходит в семьях священнослужителей. Когда я был митрополитом Смоленским, я очень любил проводить встречи духовенства вместе с матушками. Считал, что это очень важно. Во-первых, у меня открывалась возможность увидеть их отношения, на матушек посмотреть. Ведь священника ты видишь более или менее часто, а все, что касается его семейной жизни, остается сокрытым. Думаю, эти встречи производили положительное впечатление и на духовенство. Поэтому я бы обратился ко всем правящим архиереям с призывом ни в коем случае не исключать из области своей архипастырской ответственности заботу о семейном благополучии духовенства. 

Эти слова я хотел бы предложить в качестве вступления к нашей работе — с тем чтобы каждый из нас смог немножко подумать на эту тему. Принимая во внимание, что эти слова услышат многие, надеюсь, что и наши правящие архиереи задумаются и, может быть, обратят большее внимание в своей непростой повестке дня на взаимодействие с семьями священников и на архипастырскую заботу о благополучии этих семей. Спаси Господи.

 

 

Пресс-служба Патриарха

Московского и всея Руси

 

Домостроительство Бога и Спасителя нашего о человеке есть воззвание из состояния падения, и возвращение в общение с Богом из состояния отчуждения, произведенного преслушанием; для того пришествие Христово во плоти, предначертания евангельских правил жизни; для того страдания, крест, погребение, воскресение, чтобы человек, спасаемый через подражание Христу, восприял древнее оное сыноположение.

 

Св. Василий Великий

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото10

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.