|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (181) апрель |
|
|
Свт. Феофан Затворник Выдержки из писем
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Доброделание
Работающие Господу внешне не видны, нередко даже презираемы и гонимы; но зато внутренне зреют постоянно в совершенствах духовных, которые в другом мире воссияют в них, как солнце, и дадут им соответствующее место и блаженство (23, с. 1062 1063).
Доброделание... Заповеди норма, практика предлежащие случаи: лучше не придумывать дел, а делать, какие представляются (1, п. 185, с. 206).
Есть дела милосердия и милостивость сердечная. Первые получают цену от последней, но возможно и без нее, и тогда они настоящей цены не имеют (1, п. 114, с. 115).
Благотворений не забывайте, и милость Божия осенит вас (5, п. 761, с. 13).
Больше всего помогайте нуждающимся. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут... Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую руку Самого Господа, вас обратившего. Сам Он сказал: «Что сделаете им бедным, Мне сделаете...» (1, п. 89, с. 75).
В нас ведь Господь положил все добродетели. Они тотчас и просятся наружу, как только мы бываем в таком настроении, о коем есть поговорка: ныне он в духе... это тоже, что готов на все доброе. А потом поднимается что-то внутри, налетает нечто со вне... И человек бывает неузнаваем. Но и это можно стряхнуть, как какую накидку... Когда живо и сильно ревнование о своем спасении, блюдите сию драгоценность, ибо она дороже всего мира (6, п. 978, с. 104).
Воздержание
Даст Господь терпение, можно воздержаться от некоторых яств; а не стерпите, кушайте, благодаря Господа. Излишки хорошо отдавать нуждающимся и просящим, только потихоньку, чтоб не хвастать щедростию. Если случится когда при других нарушить положенное у вас правило воздержания, не смущайтесь, не в угоду себе так делая, а долгу любви покоряясь (4, п. 711, с. 188).
Простота
...Чем проще жизнь, тем лучше. Простота и смирение два крыла, быстролетность сообщающие (5, п. 771, с. 28).
...Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придает, не мудрствует и прочее. Все сие смирение означает (5, п. 800, с. 87).
Правда — дело Божие
...Правда угловата и суковата: того зацепит, этого толкнет. А те, которые не любят правды, считают это невежливостью и даже обидою (1, п. 194, с. 238).
...Никакие извинения не допускаются в отступлениях от правды... Правда Божеское дело (1, п. 195, с. 240).
Правда... ничего более не означает, кроме того, что значит правда, праведную жизнь, чистую и святую, без коей никто не узрит Царствия Божия. Царствие Божие позади, а спереди его правда. Надо прежде правдою завладеть, а потом уж Царство Божие само собою попадет в руки (8, п. 1257, с. 30).
Терпение
Смотрите на воду успокоившуюся, поверхность гладка, как зеркало. Но бросьте в нее самую легкую вещичку, тотчас она приходит в движение... по всей поверхности. Это образ малодушия, которое мало-мало встретит что неприятное, тотчас смущается и скорбит. Но вон утес! Волны бьют в него, а он стоит, внимания на них не обращая, будто ничего тут его и не касается. Это образ великодушия и терпения (38, с. 263).
Терпение дело совершенно да имать, т.е. надо его выдерживать, как следует, чтоб оно ни в чем не недостаточествовало. Совершенство терпения благодушно терпеть, а паче с радостью, и благодарить Бога за обстоятельства, терпеть заставляющие, как за благо прямое и существенное. Восставьте веру, что терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников и радуйтесь тому. Ибо так есть воистину. А допуская скорбь и жалость к себе, вы умаляете цену того, что вам дает Господь в руки. ...Суд всем будет, но тем, кои оправдания достойны, Суд будет такой, что будто его не будет, радостно будет встречен, будто совсем не Суд, а объятия Господни; радостно пройден и в радость после него... Сподобятся сего верующие в Господа, как следует, и живущие по воле Его.
|