|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (13) апрель |
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТОТАЛИТАРНОЙ СЕКТЫ
Окончание. Начало в №1 (10) январь 2005 г. Изучение общественного мнения, касающегося тоталитарных сект, показывает, что никакого четкого представления об этом явлении у нас нет. Многие под сектой подразумевают некую социальную крайность, кружок агрессивных зомби, во главе которых непременно стоит фанатичный психопат.
Вербовка адептов
Метод повышения притязаний. Уровень притязаний, обусловленный самостью человека, может меняться, что зависит от множества факторов. Например, юноше до двадцати лет достаточно того, что его авторитет признает компания во дворе (ради чего он сквернословит, курит, слушает рок), а позже ему уже хочется иметь авторитет в среде "более элитной" молодежи.
Друзья детства больше не устраивают его, он ищет общества, где можно поговорить о чем-нибудь "высоком". Например, "серая мышка" вдруг попадает в секту, где узнает о себе нечто новое - что она на самом деле "золушка-апостол", что ее ждет принц на белом коне, вместе с которым она будет ездить по свету и спасать мир. Они проживут долгую и счастливую жизнь, а потом умрут в один день, оставив благодарную память в потомках.
В сорок лет человеку опять мало того, что его удовлетворяло в молодости. Ради исполнения своих желаний он может поистине "вывернуться наизнанку", формируя, к примеру, положительное мнение о себе. На виду у людей он буквально "сама обходительность", он приветлив, вежлив, весел, умен, жертвенен и благочестив. В общем, всегда соответствует духу и моде общества, в котором он находится. Но наедине с собой он угрюм, печален, циничен, равнодушен к людям и замкнут на самом себе.
Итак, притязания людей могут меняться с возрастом и различны у всех людей: у кого-то больше, у кого-то меньше.
Как внушить бред?
Идеи и фантазии закрепляются в человеческом сознании посредством установок, основанных на воображении. Эти установки нуждаются в углублении и закреплении. Либо человек достигает этого своим умом, набираясь знания и опыта, либо он просто верит мнению своих единомышленников.
Секты эзотерической направленности используют, как правило, первый способ внушения бредовых идей. Тоталитарные же секты практикуют второй способ. Они разрушают прежние установки, напористо критикуя нынешнее ложное и бесперспективное положение того, кто к ним пришел, а затем, уничтожив самоценность человека, возводят новую самоценность, вооружая его своими установками.
Секта постоянно поддерживает иллюзию значимости членов общества. И вот новоиспеченные сектанты и сектантки, сначала еще немного сомневаясь, постепенно расцветают и начинают жить "новой жизнью".
Я - всегда прав!
Притязания поднялись! Однако для поддержания их человек должен каждый день слышать, что он прав. Тогда внутренний "карточный домик" его фантазий может простоять весьма долго. Старая жизнь (прежние притязания) растворилась в небытии.
Новая жизнь требует постоянного подтверждения со стороны "собратьев". Человек ставится в прямую зависимость от секты, что и является фундаментальным условием контроля над личностью со стороны деструктивного культа. Практически человек не может самостоятельно избавиться от влияния секты, это чревато потерей душевного равновесия и тяжелым стрессом. Ему, как правило, необходима психологическая помощь.
Поиск
Ответ на религиозную потребность. Человек живет в суете. Он служит то одному, то другому, то третьему. Но вот однажды наступает момент, когда мирские ценности перестают казаться ему значительными и незыблемыми. Он вдруг чувствует сердцем тщетность и хаотичность этого мира. Он ищет гармонии и порядка. В нем просыпается желание служить светлому, доброму и вечному. Он жаждет бескорыстного служения.
И вот встреча с сектантами, случайная или преднамеренная, ложится на подготовленную почву. Секта подтверждает гибельность существующей системы вещей, дает огромный простор для служения ее идеалам. Она пунктуально и методично выстраивает жизнь нового адепта в соответствии со своей внутренней дисциплиной.
Жизнь его действительно упорядочивается. Все его "высокие" потребности удовлетворяются достаточно дешевым способом. Он включается в круговорот каких-то дел и событий, на которые навешаны ярлыки: "радость", "любовь", "дружба", "самосовершенствование", "праведность", "спасение" и т. д. Неважно, что это только ярлыки, а поименованное не существует в действительности.
Игры разума
Когда обман начнет раскрываться, человек, как правило, уже бывает вовлечен в иерархию самодостаточности, созидаемую сектой. К этому времени он уже усвоит себе суперпритязания и будет жить воображаемым как реальным. Сектант действительно начинает полагать, что он самосовершенствуется. Он чувствует себя духовным, спасенным, особенным в очах Божьих.
Только если реальные чувства есть наша реакция на внешние "раздражения", то эмоциональная (страстная) чувственность есть реакция человеческого сердца на его же воображение. Она всегда живет мечтами, иллюзиями, фантазиями - всем выдуманным как реальным.
Лицедейство
Общение с Богом невозможно без смирения и благоговения |
Метод идеи-фикс. Потребность в признании заставляет человека выглядеть лучше, умнее, ярче. Он всегда лицом к обществу. Как хамелеон, он окрашивает себя в цвет окружающей среды. Когда его лицедейство не встречает поддержки, он разочаровывается, впадает в обиду: не поддерживают, значит не любят.
Такие чувства показывают, что его положительная реакция на мир отнюдь не бескорыстна, что его "служение человечеству" предполагает свою выгоду - и, когда человек этой выгоды не получают, он чувствует себя жестоко обманутым. Тогда он говорит о справедливости и честности. Говорит, чтобы облечь свою корысть в форму правды. И он действительно считает себя правым. Он мнит, что страдает за свои (какие-то воображаемые) убеждения, что весь мир ополчился на него из-за зависти, злобности, непонимания. Он представляет себя мучеником и революционером.
С помощью воображения человек отождествляет себя с той ролью, которую он играет в обществе. Если он изображает перед всеми добродетель, то он и отождествляет себя с этой добродетелью, пряча при этом свое честолюбие от людей, а возможно, и от себя. Если он представляет собой аскета, то он и считает себя таковым. Добившись признания от других и доказав себе, что он аскет, он уже больше не нуждается в обществе. Он становится полностью самодостаточным.
"Спасти мир"
Как это чувство противоположно чувству нищеты духовной, которое испытывают истинные аскеты. Отождествление свойственно человеку на всех этапах жизни. Являясь кривым зеркалом, оно искажает истину, от чего человек субъективно страдает или превозносится. Например, в подростковом возрасте человек болезненно воспринимает свою внешность: любой недостаток делает его ущербным и несчастным. Есть люди, которые отождествляют себя с одеждой: красивая и дорогая одежда придает значимость, а пятнышко на платье может вызвать истерику. Человек отождествляет себя с дорогой машиной, со своей обширной недвижимостью, со своей коллекцией книг - с чем угодно.
Человек может отождествлять себя с признанными в истории и в обществе высокими идеями. У него возникает желание облагодетельствовать мир, сделать его лучше, чище, в конечном счете - "спасти мир".
Но при этом в его иерархии ценностей его родители, дети, друзья детства начинают занимать почему-то самые последние места. Те, кто окружают его дома, на работе, в институте не могут дождаться от него реальной помощи. Человек упивается "глобальными мечтами", а в упор не видит "мелочей" - сходить в аптеку за лекарствами для больной бабушки, вынести на помойку мусор и т. д. "Мелочи" мешают "спасать мир".
Отождествление себя с идеей-фикс есть духовная ловушка. Человек служит идее, а не ближнему.
За что?
Человек искал Бога, а Бог попустил ему попасть в секту. Почему? Может быть потому, что человек хотел познать не Истину - Бога, а только приобрести знания о Нем. Он хотел узнать не живого Бога, а музейного, хотел удовлетворить свои религиозно-эстетические потребности. То есть Бог стал для человека новым увлечением.
Но ведь увлечение помогает развеяться от скуки и безделья. А это уже глумление над Истиной. Возможно, Бог, как Сердцеведец, и "пропускает" подобных искателей "истины" через секты, фундаментом построения которых является человеческая гордыня. Общение же с Богом невозможно без смирения и благоговения, без этого домостроительство Тайн Божьих превращается в святотатство. Поэтому вместо Истины в секте проповедуется богохульство.
Заключение
Секты создают иллюзию жизни по Священному Писанию. Но если провести соответствующие параллели, то у деструктивного общества получится как бы собственный вариант "благовестия", с кощунственными "заповедями" и "блажен-ствами" наоборот.
"Блаженны сильные духом", ибо они только войдут в народ божий и станут церковью.
"Блаженны мужественные и непокорные", ибо они завоюют проповедью весь мир.
"Блаженны осознавшие себя святыми и спасенными", ибо они имеют власть учить непосвященных.
"Блаженны сеющие семена борьбы и бунта" - правда всегда на их стороне.
"Блаженны вы, когда вам открывается истинный смысл писания, сокрытый от гоев", ибо для вас не было никаких авторитетов.
Сектантская гордость делит людей на чистых и нечистых, причисляет себя и своих последователей к святости, а затем, отрезав от себя всех несогласных, наслаждается своей исключительностью и самобытностью. Такова психология секты.
Суть же Евангельского благовестия, распространяемого Церковью Христовой на протяжении веков, состоит в проповеди любви. " Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5, 5), - Церкви как телу Христову, и все мы, крестившиеся, "напоены одним Духом" (1 Кор. 12-13).
Апостол Павел так описывает Божию любовь: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не-правде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает" (1 Кор. 13, 4-8).
Истинность Православия под-тверждается тем, что на протяжении столетий тысячи христиан, объединенных одной апостольской верой, сделались святыми через исполнение этой заповеди. Они полностью соответствовали образу совершенства, начертанному в словах апостола Павла. И в настоящее время также нет никаких внешних препятствий, чтобы уподобиться Христу, препятствия могут быть только внутренние - в сердце человеческом.
Священник Александр Пермяков
|