|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (182) май |
|
|
А.И. Осипов Комментарии к Евангелию от Матфея
5:14—15. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Христиане, и прежде всего их руководители, находятся как город на верху горы или как зажженная свеча — под особенно пристальным вниманием окружающего мира. Они своей жизнью и словом могут быть яркой свечой любви в доме всего человеческого общества, к чему и призывает Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Но, ведя недостойную жизнь, которая непременно обнаруживается, могут стать и соблазном для мира. О них Христос сказал: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18:6).
5:17—18. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет, пока не исполнится все.
Господь говорит здесь не об исполнении Им всех обрядовых и подчас грубых нравственных предписаний Ветхого Завета, о чем свидетельствуют и Его прямые слова: «Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам…» (Мф 5:21—28), а также многие поступки (в отношении соблюдения субботы и других правил ветхозаветного закона).
Ядро этого закона — откровение о грядущем Спасителе-Мессии. Поэтому данные слова Христа являются Откровением и утверждением, что Он и есть исполнение закона и пророков. Об этом писал апостол Павел: конец закона — Христос (Рим. 10: 4). И пока существует этот мир (доколе не прейдет небо и земля), все (ни одна йота или ни одна черта), относящееся к Его спасительной миссии, совершится (не прейдет).
Пока не исполнится все. Употребляемый здесь в греческом тексте глагол πληρωσαι — «исполнить» — означает также «восполнить, наполнить». В данном случае речь идет, с одной стороны, об исполнении на Христе всех ветхозаветных пророчеств, с другой — о восполнении Им несовершенств Ветхого Завета, о котором святитель Иоанн Златоуст сказал: «Ветхозаветное... так отстоит от новозаветного, как земля от неба» (Толкование на пророка Исаию. Гл. 7.4).
5:19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Иудейские законники разделили все заповеди на два класса: большие заповеди — обязательные — и малые, нарушение которых не греховно. При этом к малым были отнесены подчас самые важные нравственные предписания. Так, Христос обличает фарисеев: «А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мк 7:11—13).
Господь осуждает лукавство книжников, то, как они обманывают народ, и говорит, что так делающий малейшим наречется в Царстве Небесном. Малейшим, по словам архимандрита Михаила (Лузина), «по свойству греческого выражения означает, что таковой не войдет в Царство Небесное или будет удален из него навсегда» (Архимандрит Михаил (Лузин). Евангелие от Матфея. М., 1870. С. 76).
5:20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Религиозность книжников и фарисеев носила лицемерный характер. Они выполняли то, что могли видеть люди: совершали богослужения, различные религиозные обряды, напоказ молились, но по существу оставались безнравственными и безбожными в своей жизни. Потому Господь и называл их гробами, украшенными снаружи, но которые внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф 23:27).
5:22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…
Такой гнев калечит самого ненавидящего, его душу, психику, нервы, тело. Он как бумеранг бьет по человеку, находящемуся в его власти.
Об этом губительном гневе замечательно писал святой Исаак Сирин: «Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны… Ненавидь грехи его и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, который не гневался на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме (Лк. 19: 41)? И над нами во многом посмевается дьявол; за что же ненавидеть того, кто, подобно нам, осмеян и над нами посмевающимся дьяволом? И за что ты, человек, ненавидишь грешника? Не за то ли, что он не имеет праведности, подобно тебе? Но где же твоя правда, когда не имеешь любви? Почему не плакал ты о нем? Но ты гонишь его» (Слова подвижнические. Слово 90).
|