|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (182) май |
|
|
Свт. Феофан Затворник Выдержки из писем
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Причащение
Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов (1, п. 189, с. 227).
Надо приступать с верою и благоговением, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими не причащающимися. (2, п. 343, с. 212).
Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все успокаиваются на милости Божией... Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении души. Потом само причащение мало-помалу и исправит сии недостатки (4, п. 607, с. 83).
Что испытываете нападки и особенно, когда поговеть решаетесь, это вражья уловка. Он силится сам или отклонить от говения, или испортить его. Но когда сопротивлялись и не уступали... то это знак победы, а не поражения, и не только не мешает приступлению к таинствам, напротив, служит лучшим украшением сего дела Божия, т.е. Причащения (4, п. 682, с. 140).
О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного... Но мера в месяц однажды, или два раза самая мерная... (4, п. 757, с. 254—255). Причащение великое благо. И вы хорошо бы сделали, если бы устроили почаще причащаться, не только в посты, но и между постами (8, п. 1276, с. 45).
Слава Богу, что причастились. Что в чувстве не засвидетельствовалось благотворное действие сего Таинства, это надо приписывать нездоровью и вследствие того, может быть, недостатку духовного напряжения. Но действие таинств не всегда отражается в чувстве, а действует сокровенно... (8, п. 1376, с. 123).
Учение о молитве
1. Молитва — дыхание духа
Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе. Стоять перед иконою и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы, на память, или по книжке, или слушать их не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, послушания воле Божией и прочее.
Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы, эти и подобные чувства наполняли душу нашу, чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства, или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, то молитвословие наше есть молитва, а когда нет, оно не есть еще молитва. Молитву, или устремление сердца к Богу, нужно возбудить и возбужденную укрепить, или что тоже, нужно воспитать в себе молитвенный дух. Первый способ к этому есть читательное, или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай, как следует, молитвословие и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, т.е. войдешь в молитвенный дух. В молитвах святых отцев движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот в силу закона взаимодействия непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие. Вот для этого три самых простых приема: не приступай к молитвословию без должного приготовления, не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством, и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.
1) Приготовление к молитвословию. Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, и проникнись в душе своей соответственным тому настроением. В этом все малое, но не малозначительное, приготовление — благоговейно стать пред Богом в сердце. Здесь начало молитвы, а доброе начало — половина дела.
|