|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (184) июль |
|
|
Свт. Феофан Затворник ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Есть и особые для этого правила, ведущие к должному успеху в молитве.
Первый способ обучения души частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о божественных свойствах и действиях, размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благодати и слове Божием, о Святых Таинствах, о Царстве Небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять, размышление это непременно исполнит душу благоговейным чувством к Богу: оно прямо устремляет к Богу все существо человека, и потому есть самое прямое средство к тому, чтобы приучить душу возноситься к Богу. Окончив молитвословие, особенно утром, сядь и начинай размышлять ныне об одном, завтра о другом Божием свойстве и действии и производи в душе соответственное тому расположение. Говори с святым Димитрием Ростовским: «Иди, святое богомыслие, и погрузимся в размышление о великих делах Божиих», растрогивай тем свое сердце и начнешь изливать душу свою в молитве. Труда немного, а плода много. Нужны только желание и решимость. Стань, например, размышлять о благости Божией — увидишь, что ты окружен милостями Божиими и телесно и духовно, и падешь пред Богом в излиянии чувств благодарности; стань размышлять о вездесущии Божием — уразумеешь, что ты всюду пред Богом, и Бог пред тобою, и не можешь не исполниться благоговейным страхом; стань рассуждать о правде Божией — уверишься, что ни одно худое дело не останется без наказания, и непременно положишь очистить все грехи свои сердечным сокрушением пред Богом и покаянием; стань размышлять о всеведении Божием — познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, и непременно положишь быть строгим к себе и внимательным во всем, чтобы как-нибудь не оскорбить всевидящего Бога.
Второй способ обучения души частому обращению к Богу есть обращение всякого дела, большого и малого, во славу Божию. Ибо, если положим себе за правило, по заповеди апостола (1 Кор 10:31), все творить, даже есть и пить, во славу Божию, то непременно, при каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасением, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит обращаться к Богу со страхом и молитвенно просить помощи и вразумления. А так как мы почти непрестанно что-нибудь делаем, то почти непрестанно будем молитвенно обращаться к Богу и, следовательно, почти непрестанно будем проходить науку молитвенного в душе возношения к Богу. Так мы научим душу как можно чаще в продолжение дня обращаться к Богу.
Третий способ обучения души частому обращению к Богу есть частое в продолжение дня взывание от сердца к Богу краткими словами, судя по нуждам души и текущим делам. Начинаешь что, говори: «Господи, благослови!» Кончаешь дело, не языком только, но и чувством сердца говори: «Слава Тебе, Господи!» Страсть какая поднимается, говори: «Спаси, Господи, погибаю!» Находит тьма смутительных помышлений, взывай: «Изведи из темницы душу мою!» Предстоят неправые дела и грех влечет к ним, молись: «Настави мя, Господи, на путь, или не даждь во смятение ноги моея». Грехи подавляют и влекут в отчаяние, мысленно говори: «Боже, милостив буди мне грешному». Так и во всяком случае. Или просто чаще говори: «Господи, помилуй! Владычице Богородице, спаси меня!» Или другим каким словом взывай.
Только, сколько можно, чаще делай эти воззвания, всячески стараясь, чтобы они выходили искренне, от сердца. Когда будем так делать, будут у нас совершаться частые, умные восхождения из сердца к Богу, частые обращения к Богу, частая молитва; а это учащение сообщит нам навык умного собеседования с Богом.
Итак, кроме молитвенного правила научать душу молитвенно возноситься к Богу, существуют еще три способа, вводящие в молитвенный дух. Это посвящать утром несколько времени на богомыслие, всякое дело обращать во славу Божию и часто обращаться к Богу краткими воззваниями. Когда утром хорошо будет совершено богомыслие, оно оставит глубокое настроение к помышлению о Боге. Помышление о Боге заставит душу всякое действие свое, и внутреннее и внешнее, осторожно совершать и во славу Божию обращать, а то и другое поставит душу в такое положение, что из нее часто будут исторгаться краткие молитвенные воззвания к Богу. Эти три: богомыслие, творение всего во славу Божию и частые воззвания — суть самые действительные орудия умной и сердечной молитвы. Всякое из них возносит душу к Богу. Кто положил упражняться в них, тот скоро приобретет навык полагать восхождения в сердце своем к Богу. Отторгшись от земли, душа вступит в свою область и будет сладостно обитать пред Господом — здесь сердечно и мысленно, — а там и существенно сподобится пребывать пред лицем Бога (2, п. 227, с. 33 40).
|