|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (184) июль |
|
|
Проявление доброй воли
Сегодня, к сожалению, отношение в нашем обществе к милосердию, скажем прямо, неоднозначное. Многие люди просто чураются его или считают уделом слабых. Чего стоит только знаменитая советская фраза: «Жалость унижает»!.. А почему унижает — и унижает ли вообще? И кого? Разве может быть сострадание злом? Какое понимание милосердия, по-вашему, является истинным, а какое — ложным? Возможно ли милосердие по отношению к самому себе? И как прожить без этого качества души? С этими вопросами мы обратились к нашим современникам.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Мф 5:7
Диана (35 лет, кондитер)
На мой взгляд, милосердие как понятие просто вымирает. В настоящее время каждый настолько сконцентрировался на себе, что проблемы и переживания других, как и сами другие люди, никого не интересуют. И как же тогда говорить о милосердии?
Если разобраться, милосердие — это такое состояние души, когда чужую боль ты воспринимаешь как свою, когда ты готов ее унять, сделать человеку его жизнь немного легче, разделить его ношу, его крест, что и делаешь доступными тебе способами. Ты просто не можешь не сделать, не помочь, не можешь не облегчить человеческие переживания, так как они становятся не чужими для тебя, ты переживаешь их как свои. А когда ты поможешь, то боль и переживания отходят и все изменяется к лучшему.
Такое состояние души, как милосердие, может и не присутствовать в нас, ведь наша черствость подчас не мешает нам жить. Но истинно милосердный человек поможет ровно настолько, насколько способен в тот момент времени, чем и привнесет в жизнь страждущего что-то доброе. Но здесь важно быть чутким и не обернуть милосердие в жалость, то есть пожалел, посочувствовал и пошел дальше. Нужно помочь человеку лишь в том, что он сам выполнить и понести не в состоянии, дать ему возможность самому оказать себе милость, изменив что-то в себе.
Максим (37 лет, специалист по информационным технологиям)
Я считаю, что унизить может лишь ненужное, неуместное и излишнее милосердие. Важно оказать милосердие так, чтобы им никого не уязвить и не принизить. Все зависит от нашей чуткости и глубины понимания сложности момента у того, кому мы оказываем милосердие. Здесь важна мера: недодашь — плохо, но и дашь больше — тоже нехорошо.
Вот и получается, что людей, привыкших решать все самостоятельно, считающих себя сильными, наше милосердие может задеть и унизить, если оно будет не очень корректным и тактичным, а люди от природы слабые могут быть уязвлены и раздражены нашей помощью. Вот поэтому именно в милосердии важны рассудительность и мера, иначе милосердие станет просто жалостью, без истинной любви и понимания глубины страданий человека.
Истинное милосердие не просто помогает человеку, оно как бы возвращает его к жизни, наполненной верой в будущее и в искренность людей. А вот если под маской милосердия творить обличение, наказание, сведение счетов, да много еще чего, тогда и приходит в жизнь зло. Но само милосердие злым быть не может — злы люди, которые не знакомы с милосердием.
Жизнь без милосердия на Земле уже вряд ли можно назвать жизнью, это будет просто жестокая звериная схватка за биологическое выживание сильнейшего, хитрейшего и т.п.
Иулиания (38 лет, юрист)
Жалость — это чувство, которое испытываешь по отношению к кому-то неравному, к тому, кого считаешь слабее себя, чем-то хуже себя, обделеннее чем-либо, чем ты. Поэтому для меня жалость — это не очень хорошее чувство. К сожалению, я его порой поддерживаю в себе. В порыве жалости, конечно, люди иногда делают что-то хорошее для других, оказывая этим помощь и поддержку. Однако, оказывая помощь с позиции жалости, мы как бы ставим другого на ступеньку ниже себя, чем вполне уязвляем его, попирая его человеческое достоинство. Я считаю, что помощь только из жалости может унизить любого человека. А дела, сделанные по милосердию к кому-либо, лишь поддерживают человека, согревают.
Проявление милосердия — это проявление доброй воли человека, чистоты его помыслов и искреннего желания помочь ближнему. И главное в милосердии — это проявление любви к ближнему, а любовь не унижает, она возвышает, поднимает, дает силы на дальнейшую жизнь.
Милосердие — это состояние сердца, состояние души, ориентированной на то, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное». Милосердие по отношению к себе может проявляться в том, чтобы не давать окружающим попирать свое человеческое достоинство, посягать на что-то личное, то, что мне дорого и что есть часть меня.
Без милосердия прожить в этом мире невозможно, так как невозможно прожить в мире окаменелых сердец — такой мир пуст и холоден.
Александра (39 лет, финансист)
Милосердие — это милость сердца. Это значит, что милосердие протягивает руки на помощь другому с «чистым сердцем», не жалея своего, иногда отрывая от себя. Милосердие более мудро, оно кормит голодных, согревает бездомных, лечит страждущих, дает моральную и духовную поддержку нуждающимся.
А жалостью мы в основном унижаем людей. Это когда мы хотим милосердие оказать на бегу, впопыхах, а окружающие могут воспринять нашу к ним жалость как подачку и понять нашу помощь как унижение.
Я думаю, что милосердие состоит в том, чтобы любить Бога ради Него самого, а своего ближнего — ради Бога.
Сострадание не бывает злым, однако без рассудительности оно может быть и разрушительным. Это может произойти в том случае, когда мы действуем неразумно и можем до того разбаловать объект своей помощи и милосердия, до того засыпать его помощью, что ему ничего больше уже и не надо, кроме как получать помощь, а не самому решать свои проблемы, заботиться о себе.
Истинное милосердие — это желание приносить пользу другим людям, не думая о награде ни на земле, ни на небе. Милосердие — это добродетель сердца. А милостыня и подаяние — лишь проявления, а не сущность этой добродетели.
Прожить без милосердия можно, но разве это будет жизнь во всей ее полноте? Ни один человек за свою жизнь не смог прожить без него — либо как получающий его, либо как оказывающий милость.
Валерия (42 года, фотограф)
Унижает ли жалость? Смотря какая. Если это жалость деятельная, заставляющая помочь тому, кто эту жалость пробудил, то такая жалость не унизит. А вот если жалость бездеятельна, на словах, жалость о том, что кому-то повезло меньше, чем тебе, то такая жалость жалит душу, а не лечит.
Милосердие — это, наверное, когда сострадаешь человеку, ощущая его боль как свою, что и движет тебя к оказанию поддержки и помощи, что не дает отойти, забыть, отбросить и не помочь. Милосердие может быть разным: и словом, и делом, и в принятии чьей-то слабости и ограниченности, и в умении оказать вовремя поддержку словом, и в милости там, где возможно осуждение и даже наказание.
Милосердие к себе, возможно, это когда прощаешь себя за что-то неблаговидное, а не грызешь себя. И этим прощением ты даешь себе возможность исправить свою ошибку, остаться человеком, а не застрять в своем непринятии себя, а заодно всех и вся вокруг.
Я думаю, что милосердие делает наши сердца живыми. А это так здорово — иметь живое, горячее сердце, хоть это и не всегда безболезненно. Жить можно и с черствым сердцем, но такая жизнь темна, беспросветна и мучительна, в ней нет настоящих радостей, такое сердце не способно вместить свет и радость. Эгоистом с черствым сердцем быть очень плохо, а это я знаю не понаслышке.
Анна (31 года, менеджер)
Чтобы рассуждать о милосердии, я заглянула в словарь С.И. Ожегова. Вот что он пишет: «Милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
Итак, в определении слова «милосердие» нет слова «жалость». Да и в моем личном понимании в милосердии нет места жалости — думаю, что и не должно быть. Сейчас многие вдаются в полемику о том, подавать ли милостыню или не подавать… Чем больше мы полемизируем, тем больше и дальше уходим от оказания реальной каждодневной посильной помощи. И я считаю, что это заблуждение. Есть человек, он просит помощи, и неважно, что им руководит, — наша задача ему помочь по мере наших сил. Многие скажут, что всем не поможешь, на что я отвечу, что помочь можно хотя бы кому-то одному.
На мой взгляд, милосердие к себе возможно и нужно, потому что себя нужно любить как творение Божье и помогать самому себе. Порой мы так упрямо стремимся к чему-то, совершенно не замечая при этом, как все наше естество сопротивляется этому натиску, взывая к разуму и прося его остановиться. Но мы не желаем обращать на это никакого внимания — и возникают разные болезни. А всего-то надо было остановиться и проявить к себе внимание и сострадание, оказать себе самому помощь.
Без милосердия прожить нельзя, хотя бы лично мне. Без милосердия я перестану себя уважать и считать человеком.
Милосердие занимает особое место среди всех других добродетелей. Даже Суд Господень при конце мира будет происходить по признаку проявления человеком милосердия (Мф 25:31—46). Поэтому, как говорят святые отцы, враг рода человеческого особенно ненавидит эту добродетель.
Дела милосердия неизменно приклоняют милость Божию еще при жизни к тем, кто их творит. По словам еп. Вениамина (Милова), «Бог хранит каждое благодеяние, как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать человека… Долг угодников Божьих не пропускать делать добро и совершать их неистощимо с полной любовью».
Действительно, следует помнить, что все жертвы и милости не заменят любви к ближнему, если нет ее в нашем сердце; потому и при подаянии милостыни, и при оказании милосердия ближнему нужно делать сие от любви, от искреннего сердца, охотно и радостно, так как любви свойственно радоваться при оказании помощи страждущему. Ведь, сострадая друг другу, мы приобретаем бесконечно больше того, что отдаем нуждающемуся.
Рубрику подготовила
Светлана Гутярь
|