|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (185) август |
|
|
Свт. Феофан Затворник ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Охлаждение. Причины охлаждения
Охлаждения, о коих говорите, бывают или от утомления душевного, или от того, что душа слишком много напиталась тем, что есть душевное (смотрите в книге «Что есть духовная жизнь» о сем), или от того, что слишком много дано телу покоя и всякого довольства, или от самомнения и других страстей, волновавших и занимавших душу. Все такое противно духовной жизни, в коей царица молитва, засоривает и заграждает ключ молитвенный. Но бывает и по Божиему попущению, и по отстранению благодати. Когда у вас горит душа усердием, это есть действие благодати, Божия к душе прикосновения. Бывает, что когда долго длится, душа думать станет, какая она мастерица молиться, забывая, что живость молитвенного движения есть не ее дело, а дело благодати Божией присущей нам. За такое думание благодать отходит и оставляет душу одну... а она сама по себе неподвижна на духовное... вот и охлаждение и леность... Как же быть? Главное, стараться устранять причины такого состояния. И затем действовать так, как вы действуете исполнять правило, несмотря на разленение, стараясь и мысли собирать и чувства к Богу воспроизводить. За терпение и смирение благодать воротится... и тотчас разгонит разленение, как ветер разгоняет мглу (6, п. 947, с. 22—23).
Непрестанная молитва
Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному, с таким же желанием избегать всего Ему неугодного, и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно, и принимание всего случающегося как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце. Мысль может быть отвлекаема разными предметами, но и тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге. Вот об этих двух о мысли и о чувстве к Богу всю заботу и иметь надо. Когда они есть, есть молитва, хотя нет молитвенных слов (6, п. 947, с. 20—21).
Молитвенное чувство. Его следует разогревать
Когда посетит какое молитвенное чувство, останавливайтесь на нем и разогревайте его, пока держится в душе. Позовите другое, когда одно отойдет. Так весь день. Это будет непрестанная молитва. Чувство иногда само собою проходит, а иногда надо его призвать. Как? Богомыслием, или размышлением о всех таинствах веры, особенно о домостроительстве спасения... и конце всего. Проходите почаще мыслию по всем этим предметам, и непременно какой-нибудь падет на душу. Вот и чувство (6, п. 1025, с. 178).
Поспешность в молитве. Как от нее избавиться
Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий... И праведно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас... скорей, поскорей... От этого вы и никакого плода от молитвы не ощущаете... Но положите себе законом не спешить... Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства...
А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва... Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною... По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить... и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности... какой?!! (5, п. 763, с. 16).
Навык к молитве
Надо постараться приобрести навык не считать окончания молитвословия концом молитвы... а и после того считать долгом быть в молитве. Это исполняется памятованием о Боге неотходным, с благоговением, и преданием себя в волю Божию. Тогда у вас будет на душе... что, отходя от молитвословия, вы не отходите от молитвы, а только переменяете один вид ее на другой (1, п. 198, с. 248).
...Навыкая молиться по готовым молитвам, надо начинать понемногу молиться и своим словом, по своим потребностям душевным или внешним. Потребности духовные, как только пробудятся, тотчас устремляют к Богу. Позыв обратиться к Богу бывает иногда без определенной потребности, а по одной жажде Бога. В какой бы мере и в каком бы виде ни проявлялся сей позыв, никогда не надо оставлять его неудовлетворенным, но тотчас обращаться к молитве и молиться в том положении, в каком застал позыв: если за делом, за ним и молиться, если за чтением, посреди него и молиться, если во время ходьбы ходя и молиться. Но, конечно, лучше и плодотворнее стать в молитвенное место и принять молитвенное положение, если можно. Чем усерднее будут исполняемы сии обращения к Богу, тем чаще они будут появляться и больше длиться, и глубже укореняться. Не забудьте сего пунктика. Прием сей есть самый лучший для усовершенствования молитвы. Молитва же есть главное в деле нашем (1, п. 187, с. 219).
|