|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (185) август |
|
|
«Взросление происходит постепенно»
Нужны ли психологи в школе, с какими проблемами им приходится сталкиваться и чем реально они могут помочь детям, рассказывает педагог-психолог, член городского методического совета и руководитель профессионального сообщества педагогов-психологов Свердловского округа Иркутска Анастасия Ивкина.
Ушла в туалет, вернулась в класс, а к концу урока — пена изо рта
— В последние годы очень много суицидов среди школьников. Говорят, в какой- то момент по количеству суицидов Россия заняла первое место в Европе. С чем может быть связан такой всплеск смертей?
— Никогда не знаешь, что может послужить спусковым механизмом.
Я помню тот год, когда наш город накрыла волна подростковых суицидов, начиналась она в нашей школе.
Это была ученица 9-го класса. Она жила под опекой у бабушки. Семья обеспеченная: поездки на море, хорошие вещи — в общем, очень много материального поощрения с одной стороны и ситуация эмоциональной изолированности и одиночества — с другой.
В характеристике девочки был такой акцент: или я получу это, или — конец всему. В ее взаимодействии со сверстниками все вопросы решались подобным образом, категорически: или как я, или никак. Если другой имел свое мнение, она обрубала все концы. Конечно, где-то были сдвиги и перекосы подросткового плана, но больше все-таки сквозили моменты воспитания.
Мы встречались с бабушкой до того, как все произошло, разговаривали. Бабушка рассказывала, как они живут. Не сумев воспитать свою дочь и потеряв ее сначала эмоционально, а потом и физически, она пыталась взять реванш и вырастить внучку. Предполагаю, что совершались те же самые ошибки.
Когда мы с ней занимались, я говорила: «Света, мир не делится на черное и белое, в нем есть полутона. Однозначно правильного не существует, в каждом правиле есть исключения, а жизнь гораздо сложнее и интереснее, чем просто "хорошо" или "плохо". Ты должна быть более гибкой, должна уметь разговаривать, договариваться, подстраиваться, объяснять».
И вот возникает ситуация, очень распространенная. Ей нравится мальчик. Они общаются. Однажды вечером происходит ссора. «Раз так, я вычеркиваю его из своей жизни», — поделилась она со своими подружками.
Наутро, это была суббота, пришли в школу. Он на нее не смотрит, отсел на другую парту. Идет урок, девочка подняла руку и попросилась в туалет. Вернулась в класс. Ближе к концу урока ей стало плохо: началась рвота, пошла пена изо рта. Состояние учителя и детей описать невозможно.
Скорая приехала очень быстро. Стали искать, что пила. Нашли бутылочку от лекарства, после чего врачи констатировали: «От этого препарата мы не откачиваем! Он расслабляет мышцы и самую главную — сердечную».
Реанимация была на диване в учительской. Конечно, промывали желудок, пытались завести сердце. Но того объема, который успел всосаться, было достаточно.
Увидеть смерть в школе — это очень страшно. История стала травматичной для всех вокруг: одноклассников, учителей, других детей, которые стали невольными свидетелями. Глубочайший шок.
Мы потом долго отписывались в различные инстанции. А параллельно работали с детьми и педагогами. Обговаривали буквально все моменты, которые только можно было охватить.
— Я помню этот случай. Тема, как предотвратить детские суициды, была очень обсуждаемой.
— Когда дети у нас в России стали сводить счеты с жизнью, мир перевернулся. Было принято много различных документов: где правовые границы психолога, работника школы, родителей. Обсуждались ответственности и обязанности. Пытались даже выработать методические рекомендации по этой теме.
— Вы делали срез по теме? Пытались выявить детей, склонных к таким действиям? И главный вопрос: может ли школьный психолог предотвратить суицид?
— Да, делали срез, писали отчет, какие выявили проблемы, как будут устраняться и какой прогноз в дальнейшем.
Но хочу вам сказать, что конкретной методики, которая говорит: да, сто процентов этот человек может совершить такой поступок, не существует. Диагностика рассматривает эмоциональное состояние, ресурсные личностные моменты, насколько ребенок может застревать в какой-то ситуации. Можно узнать, есть ли тревожность, возбудимость. Эти характеристики помогают многое в личности ребенка проявить, но нет гарантии, что именно он сделает этот шаг.
Хочу сказать, что даже благополучные дети могут к этому порогу подойти. Взять, например, ситуацию девочки-отличницы. Почему в принципе она может так учиться? Заниженная самооценка, притязания, высокая тревожность. Она балансирует на грани: ей нужно все выучить, нужно, чтобы обязательно ее похвалили. Хотя в формальном плане может быть все хорошо: семья полная, обеспеченная и даже статусная. Я прекрасно понимаю, что возможность совершения такого поступка минимальна, но отрабатывать с ней, пытаться помогать выстраивать поведение чуть-чуть другого плана, конечно же, нужно.
Хочу еще раз вернуться к известным вроде бы всем истинам. Подумайте, что вы знаете о своем ребенке, как вы с ним разговариваете. Знаете, что ему сегодня снилось? О чем он думает? Что он ел на завтрак, вы, наверное, видели, потому что в этот момент еще не ушли на работу. А дальше?
«Вы порядок навести не можете»: когда психолог бессилен
— Какую помощь школьный психолог реально может оказать и в чем он бессилен?
— Реально помочь человеку можно тогда, когда он сам хочет что-то изменить. Если дети готовы заниматься и их поддерживают родители, все получается. Школа — это прежде всего ситуация учебного успеха. Неуспех в учебе накладывает серьезный отпечаток на ребенка.
Невнимательность, неполное усвоение учебного материала, двигательная расторможенность, слабая концентрация внимания, ситуация минимальной мозговой дисфункции и другие проблемы, связанные с учебной деятельностью, — все они корректируются и в итоге решаются. У меня есть такие дети в шестом-седьмом классе. При адекватных родителях, которые понимают проблему, результат бывает всегда.
Вот перед вами закоренелый троечник: пишет плохо, математику не понимает, устные предметы не любит. Когда ты в игре создаешь ситуацию успеха для всех и четко транслируешь, что все дети равны, все могут хорошо справиться с заданием, и поддерживаешь это на протяжении нескольких занятий, баланс восстанавливается. Другой вариант — создать ситуацию, чтобы неуспешный ученик смог что-то сделать лучше, чем все остальные.
В более старших классах основная проблема — конфликты с родителями, в коллективе. Психолог реально помогает при условии, что конфликт не затянут и не перешел в деструктивную плоскость. Для этого достаточно инструментов: диагностика, игры, круглые столы. Иногда говорят, что со старшеклассниками работать невозможно, они не слушают взрослых. Я такого сказать не могу. Работать можно даже с очень взрослыми детьми.
Когда бессилен психолог? В ситуации неприятия, отторжения.
Я работаю с ребенком и прошу помощи у его родителей, а они против по разным причинам: не считают это проблемой, не знают чего-то. Можно услышать и такое: «Я сам себе психолог» или «Зачем вы в нашу семью лезете».
В таких ситуациях я пытаюсь подробно рассказать о проблеме и ее последствиях, предлагаю хотя бы попробовать ее решить, но это не всегда получается.
Был такой конфликт в школе. Два мальчика-шестиклассника поссорились. Сначала просто ругались, а потом в какой-то момент один вытащил отвертку из портфеля и стал угрожать другому. К счастью, ничего серьезного не случилось, вовремя подоспел педагог, но нападение было, и угроза жизни была.
Начинается разбор полетов. Дети, родители, педагоги. Рядом психолог, который обязан рассматривать ситуацию со стороны и быть на позиции ребенка. Свой среди чужих, чужой среди своих.
Понятно, что младший подростковый возраст в разгаре: идет колоссальный разворот от значимого взрослого в сторону социальности. Такая перестройка физиологии, что они сами себе не рады, но… Если подходить к ситуации объективно. Почему мальчик с отверткой поругался именно с этим ребенком, почему именно ему угрожал? Провокационные вопросы.
Смотрим на родителей. Папа и мама мальчика с отверткой приходили ко мне много раз. Они были готовы к глубокому, многостороннему диалогу. Их сын аккуратно посещал занятия психолога, и все вместе мы эту ситуацию разрулили. Пострадавшая сторона никаких шагов не предприняла, хотя там существовали очень серьезные проблемы и было чем заниматься. Отец поставил вопрос таким образом: «Я вообще не понял, что тут делает школа? Вы что, порядок навести не можете, вам прийти и помочь?»
У каждого психолога должен быть секретарь
— Сильно ли работа школьного психолога отличается от привычных представлений об этой профессии?
— «У каждого психолога должен быть секретарь», — горько шутят коллеги. И не дай Бог, если вдруг какая-то проверка, а у тебя не все бумажки заполнены. Поскольку проверяющих много, психолог всегда, как пионер, готов.
Психолог помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит развивающие и коррекционные занятия, консультирует родителей и педагогов, ведет просветительскую работу, выступает на собраниях и совещаниях. Психолог присутствует на всех всероссийских проверочных работах и экзаменах. А еще заполняет бумаги. На каждый разговор с родителями, каждую консультацию оформляется документ определенной формы, это обязательно отмечается в журнале…
Ну а если смотреть на обязанности психолога с учетом новых ФГОСов, они становятся еще шире. Когда я читаю ФГОСы, сравниваю их с облаками. Они такие большие, красивые, пушистые. И какая будет следующая форма этого облака, представить очень сложно.
— Такой широкий спектр обязанностей. Можно ли все успеть, чтобы не пострадало качество?
— Я работаю в своей школе с 2004 года. В ней учатся 1300 детей. Когда только начинала, было три психолога — целая психологическая служба. Сейчас осталось два. Меж тем по нормативам прописано не более 500 человек на ставку и не уточняется — только лишь детей или еще и родителей, и педагогов. На самом деле работать нужно со всеми. Значит, на нашу немаленькую школу нужно минимум четыре психолога плюс достойное или хотя бы приемлемое материальное обеспечение.
Условия работы в школах очень неоднозначные. Вот в соседней школе, недавно построенной, у психологов три больших помещения: зал для работы, зал для консультаций, технический зал, где стоит компьютер, стеллажи с документацией и т.д.
Ольга Налимова
Продолжение следует
По материалам: Православие и мир
|