|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (186) сентябрь |
|
|
Свт. Феофан Затворник Выдержки из писем
(Продолжение. Начало в № 5 (146) май 2016 г.)
Как научиться умно совершать молитву?
Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде-то какая же у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное, и если вы не молились умно, то и совсем не молились. А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все стараются мысленно к Богу возноситься. Если что следует сказать, так это то, что делают это несовершенно, не непрерывно, даже и во время молитвословия, и главное без чувств. Таким образом, ваше желание будет: как дойти до совершенства в молитве умно к Богу возносимой? Ответ на это: ищите и обрящете. Как выучились вы писать?! Трудом писания с желанием писать исправно по образцам. Делайте так и в молитве, и выучитесь. Сама не придет, учиться надо. 1) Навыкайте ходить в присутствии Божием, пред очами Божиими с соответственными тому чувствами. 2) Как только свобода, кладите поклоны в чувствах сокрушения и смирения. 3) Читайте книги все о молитве и размышляйте о ней. 4) Паче же всеми силами старайтесь церковное богослужение проводить в памяти Божией, а затем и домашнее правило. Тереть надо душу, и согреется. Теплота душевная когда придет, тогда и мысли улягутся, и молитва станет чиста. Все же от благодати Божией. Почему и надо молиться Господу, чтоб дал молитву (8, п. 1457, с. 194—195).
Как надо молиться, чтобы молитва была непогрешительной и услышана Богом
Но за всеми один грех стоит... сделают поклон, другой... и подавай им, что хочется... вынь да положь. Если же не дается по желанию их, поднимают ропот и хулят Божие промышление. Вот ничего и не получают. Это «вынь да положь» означает командование Богом. Не надо так, а вот как: «Господи, Ты видишь, что мне то и то нужно, то и то тяготит меня. Помоги мне и устрой меня, как святой воле Твоей угодно, а не как желает воля моя!..» Так настроившись, молиться надо долго, не за раз долго, а по времени долго... ныне, завтра... неделю, месяц, год. Все кричать и кричать: «Господи, избави! Господи, помоги! Однако ж не моя, но Твоя да будет воля!..» Так Господь говорил в саду Гефсиманском, и вдовица в притче... надокучала судье, и получила просимое. У святых и есть такое слово: докучать надо Господу и святым Его (8, п. 1428, с. 163—164).
В чем ее сила: во внешней ли форме или же в молитвенном духе
Но не в форме сила <молитвы>, а в духе молитвенном. Что вы стараетесь прочувствовать в молитве, есть самое пригожее для молитвы. Чувствовать себя осужденным в час молитвенный кто-то из отцов поставил в существо молитвы. (1, п. 1, с. 6—7).
Существо молитвы
Существо молитвы в умном (т.е. во внутреннем, в мысленном. — Ред.) предстоянии Господу со взыванием к Нему, в чувстве или благодарения, или славословия, или прошения, или сокрушения, или страха, или упования, или другого какого чувства, к Господу относящегося, так что коль скоро нет какого-либо к Господу чувства, то и молитва не в молитву. Когда кто в чувстве, то ему некогда обращать внимания на внешнее положение как всего тела, так и разных частей его губ, языка, пальцев. В сердце надо стоять вниманием, но не пред сердцем, а пред Господом. Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет... Вы много поклонов кладете. Это хорошо, но старайтесь, чтоб при этом было и внимание к Господу и чувство. Самое приличное нам чувство есть сокрушение: дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (5, п. 899, с. 169—170).
Плод молитвы. В чем он состоит
Монах из обители П... хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святые. Плод молитвы главный не теплота и сладость, а благоговение пред Господом и сокрушение. Их постоянно надо возгревать, и с ними жить, и ими дышать (5, п. 902, с. 175—176).
Почему Господь не всегда исполняет наши молитвы
Молитва никогда не пропадет даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. Потому речь: «вот и Богу молитесь, а что получили?» бестолкова. Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо если б исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, как опасно ходите среди века сего лукавого! (8, п. 1406, с. 146).
Собранность ума на молитве и средства к этому
Чтоб на молитве ум не отбегал в сторону, надо стараться все время помнить Бога: и за делом, и в ходьбе, и дома, и вне, и наедине, и с сестрами. Когда это будет, то и во время молитвословия ум будет держаться совершаемого дела... помнить Бога и благоговейно возноситься к Нему (8, п. 1442, с. 172—173).
|