|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (188) ноябрь |
|
|
А.И. Осипов КОММЕНТАРИИ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ МАТФЕЯ
(Продолжение. Начало в № 7 (172) июль 2018 г.)
6: 12, 14. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный.
Эти слова напоминают человеку, что его молитва будет услышана только при условии, если он сам прощает другим. Если же он не хочет примириться с обиженными или обидевшими, то и Бог не простит ему, сколько бы он ни молился (Мф 6: 15). Игумен Никон (Воробьев) писал: «Злопомнение уничтожает силу молитвы, ибо Господь не принимает молитвы от человека, враждующего с ближними или имеющего злопомнение, и отсылает прежде примириться» (Нам оставлено покаяние. Письмо 96); «Понуждай преодолеть неприязнь, иначе Господь не даст тебе молитвы, а может даже и скорбь послать... Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце. Это — наши бесплатные дорогие учителя. Прими эти мысли со всей серьезностью» (Письмо 236).
6: 13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Здесь речь идет не о том, что Бог может ввести человека в какое-то греховное искушение: апостол Иаков прямо пишет, что Бог не искушает никого (Иак 1: 13). Но указывается на необходимость обращаться к Нему с просьбой помочь не впасть в искушение, удержать от впадения в грех.
По мысли отцов, совершить грех равносильно впустить в себя лукавого (дьявола), поскольку есть бесы всех страстей (см. Лествица. Слово 26. 84). Поэтому естественна просьба избавить от него, действующего на человека или непосредственно через принятие его лукавых мыслей, намерений, идей и проч., или через зараженных его духом людей, фильмы, театры, прессу, интернет и проч.
6: 16—18. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Господь и Своим примером, и словом всячески предупреждает верующих от каких-либо тщеславных поступков и лицемерия и на примере поста показывает, как нужно скрывать от людей все то доброе, что, как кажется, мы иногда делаем в своей жизни. Любая добродетель по своей природе целомудренна, чиста. И когда с тщеславием, самомнением, гордостью выставляется на всеобщее обозрение, то оскверняется, теряет свою красоту. Поэтому отцы говорят, что сокровище, вынесенное наружу, будет украдено (см. Мф 6: 1—6).
При этом Церковь предостерегает от искаженного понимания поста. Она, обращаясь к человеку и указывая на его двусоставность, призывает к разумному воздержанию не только пяти чувств тела, но и всех греховных чувств души: «постися от всякия злобы и зависти, и свара, и сладости текущия и сластныя»; «постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды… дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы» (Из стихир на вечерне первой седмицы Великого поста).
«При этом, — пишет святитель Игнатий, — предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы; потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его» (Аскетические опыты. Ч. 1. Гл. 11). Святитель делает такой вывод: «Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобными скотам, давая свободу и простор телесным страстям: излишество их делает человеков подобными бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей» (Приношение современному монашеству. Советы относительно душевного иноческого делания. Гл. 35).
Полезный совет дает преподобный Иоанн Пророк: «Кто будет есть досыта, тот и от полезного получит вред» (Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 527).
Однако кто постится, но дает свободу своим мыслям (помыслам) и не учится внимательной и покаянной молитве, тот никогда не сдвинется с мертвой точки в своей духовной жизни. Он, независимо от своего церковного положения, так и останется чисто внешним членом Церкви.
|