|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (22) январь |
|
|
ОТ ШТАЙНДАММСКОЙ ЦЕРКВИ К СОБОРУ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
В 2006 году праздновалось 60-летие образования Калининградской области. А в 2005 году исполнилось 20 лет с того дня, как в Калининграде была зарегистрирована первая община православных христиан. Начался официальный отсчет пребывания в самой западной области России Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Но это вовсе не значит, что православных людей в этих краях до их официального признания не было вовсе. Данный очерк - попытка экскурса в историю начала, развития и укоренения православной веры на калининградской земле.
Суворовский иконостас
Русские православные люди жили в Восточной Пруссии еще в XVI-XVII веках - купцы, студенты, путешественники. Дата первой официально зафиксированной православной литургии в Пиллау (Балтийске) - 12 июля 1697 года во время пребывания здесь Великого Посольства во главе с Петром Первым. Как известно, в 1756-1763 годах восточная часть Прусского Королевства в результате поражения в Семилетней войне с Российской империей отошла победителю в качестве территориального трофея.
Таким образом, в Кенигсберге, где к тому моменту уже почти два с половиной столетия господствовала протестантская религия, появилось много русских людей. А православных церквей в столице Восточной Пруссии не было вообще (на тот период здесь действовали 14 лютеранских, три кальвинистских и одна католическая). Выход на первое время нашли в использовании походных церквей. Первые службы проводились на территории Королевского замка. Сначала в церквях Азовского и Архангелогородского пехотных полков, потом других, так как полки постоянно менялись. Но места для всех желающих в храмах-шатрах явно не хватало. В начале 1759 года тогдашний генерал-губернатор Восточной Пруссии Корф обратился к императрице Елизавете I с просьбой "отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с надлежащей церковной утварью". В апреле того же года российскому Синоду было дано высочайшее указание "подготовить удобные дома или тамошние публичные кирхи". 20 июля 1760 года архимандрит Ефрем прибывает в Кенигсберг. Корф предложил на выбор шесть помещений для устройства православной церкви, в том числе Московский зал в замке, располагавшийся над лютеранской церковью, "Королевский дом" на Кенигштрассе (ныне ул. Фрунзе) и другие.
Выбор священнослужителей пал на самую старую кенигсбергскую церковь, известную с 1256 года, - совместную лютеранско-католическую кирху св. Николая в Штайндамме. Она не сохранилась, была до основания разрушена во время одного из налетов английской авиации в 1944 году. Располагалась в сквере неподалеку от гостиницы "Калининград" на современном Ленинском проспекте.
4 сентября 1760 года в торжественной обстановке при большом стечении горожан состоялось освящение церкви (по некоторым сведениям, на нем присутствовал Иммануил Кант, тогда 36-летний доцент университета, располагавшегося, кстати, в 50 шагах от места события). После освящения церкви последовала божественная литургия. По свидетельству очевидцев, ": весьма изрядная проповедь, : во все то время, которое продолжалось с десяти часов пополуночи и до первого часу пополудни, народ все оное смотрел с крайним удивлением, великолепие в церковных украшениях и сооружениях с церковными песнями наипаче их удивляло" (РГАДА, фонд 25, "Кенигсбергская канцелярия"). В январе 1761 года в должность генерал-губернатора вступил Василий Иванович Суворов, отец будущего великого полководца Александра Суворова. Его губернаторство продолжилось ровно год. Он подарил церкви иконостас, специально по его заказу изготовленный в России. Искусно выполненный русскими мастерами иконостас был временно размещен в крепости Мемель (Клайпеда). Перед ним молился Александр Суворов, тогдашний комендант крепости. Затем долгое время он принадлежал храмам при русских дипломатических представительствах - в Стокгольме, Берлине и Гамбурге. В послереволюционное время хранителем иконостаса в Германии было Свято-Князь-Владимирское братство.
В 1996 году при содействии председателя правления братства Глеба Александровича Рара и МИД России реликвия возвращена в Россию, и спустя некоторое время после реставрации в центре им. Грабаря иконостас был привезен в Калининград. Сейчас он выставлен в зале приемов епархиального управления.
Люди хоть как-то стремились легализовать свою веру |
Староверы
В 1762 году на российском престоле воцарился Петр III, явный сторонник прусского короля Фридриха Великого. Семилетняя война закончилась, и вскоре русские войска были выведены из Пруссии. Штайндам-мская церковь была возвращена прежним владельцам. Но история православия в Восточной Пруссии на этом не закончилась. Сюда вскоре стали приезжать старообрядцы, спасаясь от преследований, которым они подвергались в Российской империи, особенно при императрице Екатерине II, отнявшей трон и корону у своего мужа. Купцы-старообрядцы бывали в Кенигсберге и прежде, но массовый приток верующих, приверженцев этой ветви православия, на восточно-прусские земли начался в конце XVIII - начале XIX века. В самом Кенигсберге им обосноваться не удалось. Они расселялись в сельской местности, жили сплоченными общинами, доходившими до 100 и более человек, занимались в основном сельским хозяйством.
Наибольшая по численности община староверов была в Войново, в краю Больших Мазурских озер на территории нынешней Польши (15 километров от Миколаек). В середине позапрошлого века здесь проживало более 3000 старообрядцев, в основном филиппонов. Был основан монастырь, наибольшего расцвета достигший при игумене Павле Прусском. Правда, и здесь не обошлось без очередного раскола, и в 1860-х годах старообрядческую общину в Войново, особенно после отъезда Павла в 1867 году, постиг глубокий кризис.
Две мировые войны добавили еще больше нестроений, а с приходом в эти места коммунистической власти большинство старообрядцев уехало на Запад. Монастырь приходил в запустение, чтобы его спасти, архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (ныне митрополит Варшав-ский, возглавляет Польскую Автокефальную Православную Церковь) в 1995 году учредил здесь женский монастырь. В 1999 году сюда были привезены частицы мощей святых старцев из Оптиной Пустыни. Число сестер медленно, но растет. Сейчас их семь. Старообрядчество же в этих местах практически сходит на нет - осталось всего пять семей.
Атеистическое безвременье
В 1945-46 годах после прихода в Восточную Пруссию Красной Армии и с превращением ее северной части в Кенигсберг-скую, а затем Калининградскую область СССР, сюда стали приезжать переселенцы в основном из центральных областей тогдашнего Советского Союза, где было очень сильно влияние традиционной православной веры, несмотря на жестокие гонения в 20-30-х годах прошлого столетия.
Уже с 1947 года постоянно следовали обращения к местным властям с просьбой о регистрации православных приходов. Создавались инициативные группы, направлялись письма к Святейшему Патриарху (тогда Алексию I) и руководителям страны. Но власти упорно не хотели регистрировать православный приход. Главной причиной такой "упертости", видимо, было то, что область ввиду сложившихся причин была на 100 процентов атеистической, что являлось предметом особой гордости партийных руководителей и с удовольствием отражалось ими в различных статистических отчетах. Хотя, например, молельный дом баптистов был зарегистрирован еще в 1956 году, что лишний раз подчеркивало антиправославную направленность политики тогдашней власти.
В то время в Калининграде и области родился ранее нигде в России не отмечавшийся феномен - посещение кладбищ в день Святой Пасхи. Люди, таким образом, хоть как-то стремились легализовать свою веру. Крестились почти все поголовно, но делали это в российских областях. Самые решительные ездили отмечать церковные праздники в соседнюю Литовскую ССР - в Кибартай, Клайпеду, где были действующие православные церкви.
Попадающие в наш край священники полулегально пытались организовать общины без регистрации. Совершались даже таинства венчания - при наглухо закрытых дверях, на частных квартирах. Делать это в открытую было сопряжено с риском попасть в черные списки неблаго-надежных.
Первое богослужение состоялось в обыкновенном здании |
Свежий ветер
В 1985 году в Политбюро ЦК КПСС был объявлен курс на "перестройку", стало немного свободнее дышать и православным в Калининградской области. Очередное обращение с просьбой зарегистрировать общину было удовлетворено. Очень посодействовал этому уполномоченный совета по делам религий Калининградского облисполкома Юрий Махобайский.
Историческое событие свершилось 4 июля 1985 года - община (или приход) была зарегистрирована. В Русской Православной Церкви существует четкое иерархическое подчинение - возникший приход должен подчиняться определенной епархии. Тогдашний управделами Патриархии, нынешний Патриарх Алексий II дальновидно рассудил, что поскольку наша область - это часть России, то и приход не должен относиться к Прибалтике. Первоначально обратились в Ленинград (Санкт-Петербург), потом в Псков, но по различным причинам что-то не сложилось. Так Калининград структурно присоединился к Смоленской Епархии, возглавлял которую энергичный архиепископ Кирилл.
12 сентября 1985 года в обыкновенном здании на ул. Третьяков-ской, дом 3, владыкой Кириллом было проведено первое в истории области архиерейское богослужение. Почему в столь необычных условиях? Дело в том, что, хотя приход и был создан, предоставлять право-славным помещение никто из власть предержащих не спешил. Одна из прихожанок, бабушка Анна, предо-ставила для собрания верующих свой дом, здесь и проходили первоначально службы, которые проводил выпускник семинарии Троице-Сергиевой Лавры Анатолий Колосов, уроженец Калининграда.
В Литву за досками
Какое-то время спустя верующим была передана Юдиттен-кирха на окраине города в Октябрьском районе. Вернее, то, что от нее осталось. Поначалу у многих энтузиастов после одного взгляда на эти развалины только руки опускались, - в таком плачевном состоянии было здание, где ныне находится главная церковь Свято-Никольского женского монастыря, самый первый православный храм на послевоенной новой российской территории - Калининградской области.
Дмитрий Осипов
|