|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (189) декабрь |
|
|
В репертуаре и Реквием, и «Варяг»
В этом году исполняется 80 лет со дня создания известного каждому жителю Калининграда и области замечательного флотского коллектива — Ансамбля песни и пляски Балтийского флота. Его директором и дирижером уже более 25 лет является Борис Александрович Гастев, капитан 2 ранга запаса, незаурядная творческая личность. Во многом благодаря ему в репертуаре ансамбля стало обычным явлением исполнение духовных песнопений. Предлагаем читателям газеты «Спас» интервью с этим интересным человеком.
— Борис Александрович, расскажите, когда вы стали руководителем и дирижером этого ансамбля?
— В Калининград я приехал в 1993 году и уже в июне вступил в эту должность. Если не считать, что на один год я уезжал руководить ансамблем песни и пляски Западного военного округа, то получается, что с нашим ансамблем меня связывают 25 лет жизни.
— Заметный юбилей, и во многом символично, что он совпал с круглой датой со дня основания ансамбля. Чтобы возглавить столь прославленный коллектив и потом успешно руководить им, за плечами, наверное, необходимо иметь серьезное образование. Что вы заканчивали?
— В 1989 году я окончил Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории имени П.И. Чайковского по специальности «Хоровое и оркестровое дирижирование, руководство ансамблями песни и пляски». Кстати, там вместе со мной учился нынешний настоятель храма святого Георгия Победоносца в Калининграде о. Сергий Довгаль. Спустя некоторое время в той же консерватории получил второе высшее музыкальное образование как оперно-симфонический дирижер. Оба раза закончил обучение с отличием.
— Как раз о. Сергий Довгаль о вас очень по-доброму отзывался и сказал, что вы не только талантливый человек, профессионал своего дела, но еще по-настоящему воцерковленный, искренне верующий человек. Поэтому, учитывая, что интервью будет опубликовано в епархиальном издании, давайте коснемся этой грани вашей жизни. Как, с чего началось ваше воцерковление, может быть, какие-то детские воспоминания?
— Начну с того, что я родился в семье коммуниста, детство и юность проходили в так называемые «застойные» годы, поэтому здесь вспоминать особо нечего. Потом я и сам вступил в члены КПСС. В партию вступил, когда выпускался из консерватории, в 1988 году. Дело в том, что любой военный ансамбль в то время был политической структурой и невозможно было обойтись без членства в партии, если ты собирался выдвигаться на руководящую должность. А каждый офицер, как понимаете, не может об этом не думать.
— То есть это была некая дань определенным формальным обстоятельствам того времени…
— Я бы так не сказал. Наоборот, я был убежденным коммунистом, но ни партия, ни тем более комсомол не мешали мне посещать православные храмы. Например, когда учился в консерватории, то побывал вместе с другими курсантами на экскурсии в тогда еще в Загорске, в Троице-Сергиевой Лавре. Нам интересный экскурсовод попался, который очень подробно рассказывал о Сергии Радонежском, о Лавре. Это, можно сказать, было мое первое знакомство с сакральной стороной жизни, сыгравшей немаловажную роль в истории нашей страны.
Закончив консерваторию, я был направлен в ГДР, в Группу Советских войск в Германии, в ансамбль 20-й гвардейской армии в городе Эберсвальде. Там познакомился с ребятами, которые до службы в армии пели в церковных хорах в тех местах, откуда были призваны. Как-то раз поехали на экскурсию в Потсдам, и я вместе с ними зашел в православный храм (церковь св. князя Александра Невского. — Прим. авт.). Так совпало, что незадолго до этого умер мой отец и постоянно мне снился. Я обратился к батюшке с вопросом, как быть, он посоветовал мне написать поминальную записку об упокоении раба Божьего Александра. После этого на самом деле такие сны прекратились. Таким образом, это было еще одно мое соприкосновение с тем, что называется верой в Бога. Кроме того, на одном из концертов, который проходил в кирхе Марии Магдалины в Эберсвальде, нам всем подарили по Библии. И я сразу принялся ее читать.
— То есть такие моменты постепенно подводили вас к окончательному воцерковлению?
— Я в то время читал много разной литературы. Естественно, сразу читать начал и Библию. Нагорная проповедь в Евангелии от Матфея меня очень вдохновила. Это стало первой основополагающей ступенькой к понимаю, что такое вера в Бога, вера в Иисуса Христа, что такое христианство, православие. Так постепенно, шаг за шагом просыпалась моя вера. А потом состоялась моя первая исповедь.
— Вы к этому времени уже крестились?
— Бабушки меня крестили еще во младенчестве в Рыбинске Ярославской области. Но я, честно говоря, даже не знал об этом. Поэтому крестился уже в зрелом возрасте, тоже в Рыбинске. Причем произошло это в храме св. вмч. Георгия Победоносца, где мой дед был регентом церковного хора, а бабушка там же пела на клиросе. Бабушка даже жила при храме, в приходском доме. Я с отцом иногда приходил к ней в гости. Помню, он весь был увешан иконами.
— Эти посещения, скорее всего, подспудно тоже оказали влияние на ваше дальнейшее воцерковление, и, в конце концов, в уже достаточно зрелом возрасте вы стали по-настоящему верующим человеком. Было еще что-то запоминающееся, связанное с вашим духовным возрастанием?
— Я уже говорил, что, как только у меня в руках оказалась Библия, я стал внимательно читать, буквально зачитывался этой Книгой, прочитал от корки до корки несколько раз. Мои взгляды на жизнь стали во многом меняться. Я стал чувствовать, что ангел-хранитель всегда со мной, стал совершенно четко осознавать присутствие Бога на Земле и в жизни всех людей.
Поэтому вопрос веры в Бога для меня решен окончательно. Единственное, чего пока не уяснил для себя окончательно, — это вопросы, связанные со старообрядчеством. Интересная очень тема. Я стараюсь сейчас в этом разобраться, обращаюсь к трудам и различным высказываниям историков, касающихся в том числе и традиций русского народа, связанных со старообрядческой верой.
— Слава Богу, что на этой почве сейчас нет практически никаких разногласий. А вы сами, став уже окончательно уверовавшим в Бога человеком, какой храм посещаете?
— Когда жил на «Острове», ходил в Крестовоздвиженский собор, потом некоторое время посещал храм Покрова Пресвятой Богородицы, сейчас постоянно посещаю Кафедральный собор Христа Спасителя.
— Поговорим о репертуаре вашего замечательного коллектива. Ансамбль исполняет какие-то духовные песнопения? Я вижу, среди многочисленных дипломов на стене вашего кабинета висит портрет Петра Ильича Чайковского, автора многих значительных духовных музыкальных произведений.
— Духовная музыка в исполнении ансамбля была всегда, прежде всего для хорового исполнения. Пели Трисвятое из Литургии П.И. Чайковского, «Отче наш» Николая Кедрова. На праздничном концерте, который состоится 11 декабря в здании Калининградской областной филармонии, будем петь «Богородице Дево, радуйся» из Всенощной С.В. Рахманинова и части всемирно известного Реквиема Вольфганга Амадея Моцарта: №1 «Requiem aeternam» («Вечный покой дай нам, Господи»), «Kyrie eleison» и № 7 «Lacrimosa» («Слезный день, когда восстанет из праха осужденный грешный человек…»). Это тоже религиозная тема, но она перекликается с темой памяти о жертвах Великой Отечественной войны. Обязательно на концерте будет исполнена песня «Священная война» А.В. Александрова, предваряющая духовные произведения. Вниманию слушателей будет представлена очень разнообразная программа: от классики и духовных произведений до современных песен и обработок народной музыки.
— Духовные песнопения всегда перекликаются с произведениями патриотического звучания. И главным призванием и предназначением Ансамбля песни и пляски Балтийского флота, несомненно, тоже является патриотическое воспитание.
— Согласен с вами. Могу добавить, что специально к праздничной программе подготовлен вальс «На сопках Маньчжурии», под него еще наши бабушки танцевали. Этот вальс написал капельмейстер 214-го резервного Мокшанского пехотного полка Илья Шатров в память о своих товарищах, погибших под Мукденом во время русско-японской войны 1904—1905 годов. Надо сказать, что подвиг этого полка сродни подвигу крейсера «Варяг». Бойцы полка также прорывались с боем, попав в окружение. Из 61 человека личного состава полкового оркестра в живых осталось только семеро. Сам Шатров был за этот подвиг награжден орденом Святого Станислава 3 степени с мечами, музыканты награждены георгиевскими крестами, а оркестр удостоен серебряных труб. И песню «Врагу не сдается наш гордый "Варяг"» мы тоже будем петь на концерте. Мы всегда стремимся во время выступлений воспевать патриотизм и любовь к Родине.
— Вера в Бога и любовь к Родине всегда перекликаются. Не случайно ведь «патриот» и «патриарх» — это однокоренные слова. И патриарх Кирилл в своих проповедях постоянно призывает любить свое Отечество, служить ему, как любили его и служили ему многочисленные святые Русской Православной Церкви. Вижу, у вас в кабинете есть красный угол с иконами и другими православными святынями. Наверное, с каждой из них связана какая-та история из вашей жизни?
— В основном это подарки, в том числе и со Святой Земли. Одним из важных моментов своей жизни считаю посещение города Бари в Италии, где ансамбль проездом побывал во время своих гастролей по городам Италии. Конечно, и я, наряду со всеми нашими артистами, посетил базилику святого Николая Чудотворца, приложился к гробнице, где почивают его святые мощи.
Наш ансамбль бывает в поездках по России и зарубежным странам. В этом году были в городе-герое Севастополе — городе русской воинской славы. Там мне удалось посетить монастырь святого Георгия Победоносца на мысе Фиолент. В Санкт-Петербурге неоднократно бывал в Александро-Невской Лавре, в том числе и на Божественной литургии.
— Несколько участников вашего ансамбля поют на клиросе в храмах Калининграда. Как думаете, пение в церковных хорах помогает им в профессиональном росте?
— Это прежде всего для души полезно, и этим все сказано. Точно знаю, что в храмах поют Михаил Лишаев, Владимир Стучилин и Александр Анхимов. Возможно кто-то еще. Я никому в этом не препятствую.
— Борис Александрович, вы не только руководитель и дирижер ансамбля, но и сами сочиняете музыку. Какие-нибудь духовные произведения есть на вашем счету?
— Пока нет, но, надеюсь, будут.
— Благодарю за беседу.
Дмитрий Осипов
|