|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (13) апрель |
|
|
РОССИЯ - СВЯЩЕННАЯ НАША ДЕРЖАВА
Образовательная система Российской Федерации уже более 15 лет переживает кардинальные изменения. До сих пор положение о том, что любой народ сохраняется благодаря этнической традиции воспитания, педагогическое сообщество относило только к национальной (не русской) школе, которая рассматривалась всеми как один из главных факторов возрождения и развития национальных культур и самосохранения народов. Массовая же российская школа в большинстве регионов от задачи возрождения и сохранения глубинных народных правил и традиций почему-то "была освобождена".
Для обсуждения этой темы наш корреспондент встретилась с первым заместителем начальника Главного управления образования админист-рации Калининградской области Анастасией Ивановной Хребтовой.
- Анастасия Ивановна, что если мы для наглядности языком цифр представим самоопределение старшеклассников?
- Давайте так и сделаем, картина сразу станет более зримой. Организаторы социологического опроса исходили из того, что будущее Калинин-градской области и страны в целом во многом будет определяться тем, какую жизненную позицию займет подрастающее поколение. Учащимся 9-11 классов были заданы вопросы...
- Считаете ли вы Калининградскую область частью России,
- В какой стране вы хотели бы жить и работать?..
И вот итоги опроса: около 73 % школьников, так или иначе, связывают нашу область с Россией и одновременно демонстрируют свою собственную связь с Российской культурой и историей. 29 % учащихся высказали мнение, что они после окончания школы хотели бы жить за границей.
- Куда ни кинешь взгляд, проблемы нашего края во всем в несколько раз сложнее общероссийских.
- Совершенно верно. Становление, взросление, наконец, социализация любого человека заключается в принятии и усвоении определенных общественных норм и правил.
Что произошло за последние 15 лет? Разрушение системы норм, кризис идеи, утрата ориентиров и целей существования целой страны. А для населения нашей области, оторванного от своих корней, все это затруднило возможность осознавать себя гражданами великого государства. Вот почему в нынешней образовательной программе государства особое внимание уделяется фактору региональности.
- Боюсь, сейчас Вы скажете "Но:"
- Так и есть: в государственной программе до сих пор не выработаны четкие концептуальные подходы к построению регионального компонента. Чаще всего, он соотносится только с географической, исторической и другими специфическими вопросами или сводится к количественной корректировке объемов учебных предметов.
И все же мы определили для Калининградской области образовательную стратегию - формирование личности на отечественных традициях и идеалах, на причастности к русской культуре, истории и духовности, одним словом - формирование российской самоидентификации. Стратегия, в свою очередь, определила основную задачу - это создание единого образовательного пространства, то есть, согласованность региональных и государственных стандартов и программ всех образовательных институтов области.
- Кого Вы имеете в виду?
- По сути, всех, кто участвует в сложном процессе воспитания и обучения, всех, кто влияет на подрастающее поколение. Сегодня фактически имеется набор элементов, который образует многоцелевую, многоуровневую социально-педагогическую систему, но в ней нет главного - взаимосвязи и взаимодействия этих элементов. Я имею ввиду семью, учреждения образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения. Есть еще общественные и религиозные организации, наконец, средства массовой информации.
- Наша встреча сегодня, надеюсь, положит еще один кирпичик в прочное здание вашей системы. Газета "Спас" не раз рассказывала о школьной дисциплине, которая называется "Основы православной культуры", и сегодня мы рады узнать об этом предмете, так сказать, из первых рук.
- Несколько лет назад стало ясно, что серьезный урон образованию и, что самое главное, внутреннему миру человека, наносит отсутствие христианских принципов. Они обладают высочайшим воспитательным потенциалом, поэтому такой школьный предмет не мог не появиться. Во 2-4 классах он называется не-сколько иначе - "Православная культура", но предлагаю для удобства так называть его для всех 2-11 классов, и подготовка к нему как отдельному учебному предмету предполагается еще в 1 классе.
Все начинается с преподавания культурологических знаний, с общих бесед об устройстве мира, о жизни, о человеке, о традициях русского народа. Здесь закладываются нравственные представления и будущая система ценностей, через живые диалоги и разные случаи из жизни, где есть столкновение добра и зла, где есть зависть, жестокость или обида. Обратите внимание на темы программных блоков:
"Окружающий мир", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Россия - священная наша держава", "Православные праздники".
- А как родители отнеслись к школьному эксперименту по введению в учебные планы обязательного курса Православная культура?
Большинство родителей положительно отнеслись к введению нового предмета |
- Несмотря на то, что курс носит культурологический характер, в большинстве школ предмет вводился по желанию детей и с согласия их родителей (законных представителей). В положении об эксперименте был такой пункт: если в классе не все родители дают согласие на изучение детьми данного предмета, то по их заявлениям в учебный план в качестве обязательного альтернативного предмета по выбору должен включаться любой другой культурологический предмет.
При этом можно было объединить учащихся нескольких классов в одну группу или им разрешалось ходить на соответствующий урок с детьми другого класса. Организаторы эксперимента зря беспокоились, что у детей будет нежелательная дополнительная нагрузка. Как показал анализ, только в 8 школах по 1-3 человека отказались от изучения предмета.
Большинство родителей положительно отнеслись к введению нового предмета. По их мнению, эти предметы надо вводить с первого класса или даже с детского сада.
- Как сами школьники отнеслись к новой учебной дисциплине?
- Эксперимент в области идет второй год. В 2003-2004 учебном году в него включились 54 школы области, это 20% из общего количества школ, то есть с 1-го по 11-ый всего 160 классов, 3280 учащихся. В этом учебном году число участников эксперимента выросло до 134 общеобразовательных учреждений - это 48%.
Следует отметить, что к темам, изученным в рамках данного курса, школьники 1-5 классов проявляют высокий интерес: 92 % опрошенных отмечают, что на уроках Православной культуры им интересно. Нет детей, которые бы испытывали тревогу, беспокойство или напряжение на этих уроках. В ответах на открытые вопросы учащиеся обнаруживают стремление к духовному и нравственному просвещению и потребность в новых знаниях.
Почти те же результаты среди старшеклассников: в 6-8 классах только 6%, а в 9-11 только 8% считают, что предмет им не нужен и не интересен.
- Предмет "Православная культура", как часть регионального компонента образования, явился для школ совершенным откровением. Насколько новы остальные 8 предметов?
- Судите сами. Например, программа по литературе "Живое слово" для 5-8 классов принципиально ставит во главу угла духовность, глубокое постижение нравственных, философских идей, заложенных в произведениях древнерусской литературы и русской классики. Или такой пример: в 5 классе в рамках предмета "Обществознание" предлагаем курс "История древнего мира в контексте Библии". Поскольку Библия содержит богатейший исторический материал, этот факт нельзя игнорировать при изучении истории.
Серьезный урон системе образования наносит отсутствие христианских принципов |
Для 6 класса составлена программа "Средневековая Европа в контексте христианской церкви". Здесь объектом изучения являются основные события истории христианства и связанные с ней тенденции развития светского общества эпохи средневековья.
Для этого же 6 класса "Отечественная история VIII - нач. ХVII в." ставит целью изложение отечественной истории в контексте особенностей формирования народного характера, его обычаев и культуры, государственных и общественных традиций.
Это комплексный курс, целью которого является формирование целостного исторического мировоззрения учащихся. Учитель постарается помочь детям выработать их собственную гражданскую позицию по отношению к истории нашей страны...
- Видится принципиально новая школа. Где взять для такой школы принципиально нового учителя?
- Мы же начали эксперимент в области не на пустом месте. С 2000 года в Калининградском институте повышения квалификации работников образования совместно со священнослужителями Смоленско-Калинин-градской епархии РПЦ по Калинин-градской области была организована подготовка учителей предмета "Православная культура". В то время этот предмет еще велся в рамках факультативов и кружков. Были разработаны две программы: двухгодичная (540 часов) и краткосрочная, рассчитанная на 72 или 100 часов.
За прошлый учебный год и половину нынешнего уже проведены курсы повышения квалификации в 4 городах области. Таким образом, все педагоги, кто пожелал принять участие в эксперименте, смогли закончить курсы.
Были организованы 7 областных семинаров и круглых столов, педагогическая конференция, Первые и Вторые Рождественские педагогические чтения. Были поездки во все без исключения муниципалитеты, даже встречи с авторами учебников, по которым начали работать учителя. Ведется консультирование педагогов, изданы методические сборники, укомплектованы библиотеки учебно-методической литературы, видео- и аудиотеки по вопросам духовно-нравственного образования.
- Как вы оцениваете качество преподавания предмета?
- Координационный совет, куда входят Управление образования, Епархия и другие, создал рабочую группу инспектирования. Так вот анализ уроков, беседы с педагогами и администрацией школ показали, что эксперимент вызвал у педагогов стремление к самообразованию, самосовершенствованию, включил такие творческие силы и способности, которые позволяют добиваться высокого качества преподавания. Замечу, что требования, которые предъявляют к учителям Православной культуры - это содержание предмета, знание возрастной психологии и методики преподавания, - и коллеги, и администрация, и методисты, и родители - все предъявляют более высокие требования, чем в традиционных курсах.
Людмила Козельцева
|