|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (23) февраль |
|
|
НЕБОЖИТЕЛИ ТУМАННОГО АЛЬБИОНА
Наблюдения российского путешественника
ПРОЛОГ Шел 2000 год. Каждый ожидал от него чего-то нового, необычного. Кто-то готовился к концу света, кто-то запугивал компьютерными сбоями, кто-то проповедовал новую эру некоего Водолея. Впечатлительный мир чрезвычайно испугал новый рисунок цифр на циферблате времени, впрочем, как всегда. Именно тогда я впервые услышал слова из песни Константина Кинчева: "И смена тысячелетий - лишь улыбка Творца", - и подивился тому, сколь спокойно, ровно и даже немного шутливо христианское сознание истории и промысла Божьего перед ветряными мельницами человеческих страхов.
Предыстория событий Когда заголовки новостей пестрили предсказаниями звезд, а в кинотеатрах прокатывали очередной бестселлер о конце времен, в наших храмах возносилась благодарственная молитва о "новом лете благо- сти Божьей". Христиане оказались единственными в мире, кто в те дни связывал 2000 лет не с Армагеддоном, а с Рождеством Христа Спасителя, и кто, "отдуваясь" за всех, благодарил Творца за эту улыбку. В 2000 году я уже был студентом последнего курса Санкт-Петербургской Духовной академии и ожидал только выпускных экзаменов, да еще, пожалуй, той неизвестности, которая следует в жизни любого очкарика, просидевшего большую ее часть в библиотеках и наконец выталкиваемого в "практичный" мир, как в открытый космос. Но Бог судил иначе, и мне была дана отсрочка. В 2000 году по благословению ректората академии я оказался в Англии. Мне пред- стояло изучение страниц английской истории, связанных с самым интересным и малоизученным - с историей Православной церкви Англии. Это действительно оказалась туманная страница "Туманного Альбиона" (так называли Англию в прошлом). И действительно, ну что мы знаем об Англии, с чем она у нас ассоциируется? Инглиш ти, пудинг, диктатор Кромвель и Стюарды, колонии, принц Уэльский и его несчастная Диана, Биг-Бен, несколько писателей и актеров, футбол да, пожалуй, некоторые горячительные напитки. Перечисление, конечно же, можно продолжить. Но вряд ли кто-нибудь свяжет с этим списком понятие "православие". А ведь это очень существенная страница истории Англии. О ней и пойдет речь на страницах нашей газеты.
Монастырь в Гластонбери Об истории ранней Церкви в Британии у нас мало свидетельств, но зато есть древнейшие предания. Они не являются строгим историческим фактом, но их нельзя расценивать как "мусор истории". Это были идеи, которые зажигали сердца подвижников Британской Церкви. С 43 года по Рождестве Христовом началось завоевание римлянами Британии. При римлянах Британия впервые услышала о Христе. Это вполне могли быть христиане в среде римских солдат или специально прибывшие сюда миссионеры. Среди преданий, бережно хранимых в Британской Церкви, одно выделяется особо. Оно связано с тайным учеником Иисуса Иосифом Аримафейским. По преданию, в 63 году Иосиф вместе с учениками апостола Филиппа доходит до берегов Британии, где водружает, подобно апостолу Андрею Первозванному, посох, с которым проповедовал Спаситель во время Своей земной жизни. Посох пустил корни и разросся в большой терновник. Сегодня этот куст является одним из чудес христиан-ского мира. Он цветет два раза в год: первый - в Великий пост, второй - на Рождество Христово. До сих пор зимний букет из его цветущих ветвей ежегодно преподносят Ее Величеству королеве Англии. Находится этот чудесный кустарник в современном монастыре Гластонбери на западе Англии и называется "гластонберийский терновник". Это место может быть отправной точкой для паломничества по Англии. Первую церковь на месте Гластонберийского монастыря построили в 166 году. Здесь был оплот миссионеров, прибывших в страну по просьбе первого христианского короля Британских островов Луция, который, скорее всего, был римлянином. В VIII веке на месте первой общины появляется монастырь Гластонбери. Его расцвет приходится на то время, когда около 943 года игуменом монастыря становится святой Дунстан. Дунстан был юноша благородного происхождения. В детстве его воспитателями были ирландские монахи. Разочаровавшись в мирской жизни, он принимает монашеский постриг, становится священником в Гластонбери и поселяется в тесной монашеской келье. Став настоятелем монастыря, а затем архиепископом Кентерберийским, Дунстан обличает распущенность королев-ского двора. Однажды, обличая короля Эдвина, святой Дунстан так духовно воздействовал на него, что тот, обнаружив искреннее раскаяние, в течение 7 лет не надевал свою корону и основал женский монастырь Шафтсбэри (Shaftesbury, от "shaft" - меткое замечание, выпад в чью-л. сторону). Умер святитель Дунстан в 988 году, тогда, когда свет Христовой веры только начинал озарять просторы Руси. С 1012 г. часть его мощей была перенесена в Гластонбери. Память его совершается 19 мая. Интересно, что на иконах он изображается в окружении ангелов и с клещами в руке. Дело в том, что святому Дунстану однажды было видение ангелов, которое сопровождалось небесным пением. Святой Дунастан сам любил играть на арфе и петь в хоре. С древнейших времен он считается покровителем церковного пения. А клещи в его руке связаны с тем, что при жизни он вводил трудовые послушания в монастыри своей епархии. Сам Дунстан был весьма трудолюбивым, и, по легенде, когда однажды ему явился сатана, Дунстан ущипнул его клещами за нос. Кстати, именно со святым Дунстаном связан обычай вешать подкову на счастье. Согласно житию, однажды в кузнице, где работал инок Дунстан, появился дьявол и потребовал подкову для своего копыта. Монах сразу же узнал врага рода человеческого и стал подковывать его так болезненно, что тот запросил пощады. Дунстан освободил дьявола только после обещания, что тот никогда не посетит место, где висит подкова. Так с древнейших времен подкова стала символом победы над дьяволом. В настоящее время весь монастырский комплекс Гластонбери находится в руинах, но, тем не менее, по силе воздействия на приходящего сюда его недаром называют в Англии "Новым Иерусалимом". Он хранит предания первых веков английского христианства, и множество христиан приходит сюда и по сей день помолиться одному из самых почитаемых в древней Британской Церкви угоднику Божьему - покровителю церковного пения святому Дунстану.
Город Сент-Олбанс Христианство быстро распространялось на Британских островах. О христианах в Англии уже свидетельствуют в III веке Тертуллиан и Ориген. Как и в самом Риме, первые христиане Британии подверглись гонениям. В начале IV века уже известен первый мученик Британской Церкви - Албаний. Он спрятал у себя одного христианского священника, которого преследовали римские оккупационные власти. Римляне обнаружили местонахождение священника, но Албаний его не выдал. Переодевшись в его одежды, он дал священнику сбежать, а сам сдался рим- ским солдатам. Приняв его за христианского священника, римляне приговорили Албания к смертной казни. Перед смертью он горячо молился, и на месте его молитвы забил родник. Город, в котором казнили Албания, носит его имя и называется Сент-Олбанс (графство Хертфордшир). Память его совершается 22 июня, и веками к могиле первомученика Албания тянутся сотни паломников. С1928 года в Англии действует Содружество святого Албания и преподобного Сергия. Его цель - сближение Англиканской Церкви с Православием. Удивительные люди выступали на съездах Содружества. В его работе принимали участие такие известные богословы и историки, как епископ Кассиан Безобразов, протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Александр Шмеман, Василий Зеньковский, историк А.В. Карташев, филосов Н.А. Бердяев. Духовным руководителем Содружества святых Албания и Сергия в свое время был митрополит Антоний Сурожский. В настоящее время в Великобритании активным членом Содружества и соредактором журнала "Соборность", который оно выпускает, является Епископ Диоклийский Каллистос.
Монастырь в Кентербери К началу пятого века власть Римской Империи в Британии закончилась. Набеги варваров из Германии уничтожают первые христианские храмы Британии. Но именно в это время христианская жизнь на Британ-ских островах претерпевает активный подъем. Следующим местом для православного паломничества может быть знаменитый монастырь в городе Кентербери, который является побратимом города Владимира. Одной из самых ярких и интересных фигур в истории Кентерберийского монастыря и епархии является святитель Феодор. Он родился на родине апостола Павла в городе Тарсе (Малая Азия) в 602 году. Учился в Афинах, иноческое пострижение принял в Риме, а жизнь свою связал с церковью на Британских островах. Святитель Феодор Кентерберийский был седьмым архиепископом в Кентербери и первым архиепископом, управлявшим всей Английской Церковью. Созванный Феодором собор в Хетфилде (Hatfield) в 679 г. очистил Английскую Церковь от ереси монофелитов. Блестяще владющий языками, несмотря на преклонный возраст (на начало английской мисси Феодору уже было 66 лет), он добился того, что уже вскоре церковная школа в Кентербери намного опережала по широте преподаваемых предметов все другие школы Англии. Из нее впоследствии вышли видные церковные деятели, самым выдающимся из которых считается монах Беда Достопочтенный. Величайшим достижением святителя Феодора было внедрение идеи централизованной церкви. Эта идея в тесном союзе со светской властью стала основой для национального объединения. Переплетение национальной судьбы и веры в Британии похоже на тот процесс, который чуть позже произошел и в нашей стране. Возникновение и становление древней Английской Церкви стало основным фактором, благодаря которому началось осознание англосаксами своей национальной идентичности. Начало этому процессу положил воспитанный греками тарсянин Феодор, память которого празднуется 19 сентября. То удивительное обстоятельство, что первый великий архиепископ, возглавивший Английскую Церковь, происходил из православной среды, до сих пор еще недостаточно изучено.
Остров Уитхорн В истории английского Православия огромную роль играют три острова - Уитхорн, Айона и Линдисфарн. Остров Уитхорн расположен на юго-западе Шотландии. Монастырь на этом острове связан с именем великого подвижника и аскета, первого значительного миссионера Шотландии, просветителя южных пиктов святого Ниниана. Святой Ниниан (360-432) был бриттом по происхождению. В 394 году он основывает монастырь на острове Уитхорн. Этот монастырь стал своего рода базой для дальнейшей евангелизации близлежащих земель. Со святым Нинианом связаны поучительные истории о наказании и исцелении короля Тадвела, о том, как Ниниан оправдал одного священника, которого оклеветали во внебрачной связи, рассказы об удивительном зонтике, спасшем книгу Ниниана от дождя, об исцелении слепых и прокаженных и о том, что после кончины святого Ниниана множество больных получали исцеление на его могиле. С конца 80-х годов прошлого века на Уитхорне производят археологические раскопки. Результаты этих раскопок дают интересный материал. Остров Уитхорн имел самые тесные связи и отношения со странами Средиземноморья. В музее острова есть экспонаты, которые указывают на грамотную и высокую организацию монашеской жизни на острове и на восточное происхождение многих ее элементов. Раскопки также установили, что остров издревле был центром паломничества и огромное количество паломников посещало его, ища духовного наставления и исцеления у мощей святого Ниниана. Над островом до сих пор, расправив свои крылья, парят древние каменные кресты, святыни, воздвигнутые еще в VIII веке, и существует пещера святого Ниниана, которая находится на крутом обрыве западного берега. Каждый год 16 сентября, в день памяти святого Ниниана, остров переполнен паломниками и на нем проходят различные праздничные мероприятия, связанные с именем святого. Ниниан был первым епископом в Голуэе. Монастырь, основанный им в Уитхорне, стал к VI веку ведущим монашеским центром. Его миссионерская деятельность подготовила почву для дальнейшей миссии преподобного Коламбы.
Остров Айона Монастырь на острове Айона связан с именем святого чудотворца и миссионера Коламбы, которого прозвали "Голубь Церкви". Святой Коламба родился в королевской семье в Ирландии. Он обучался у знаменитых подвижников и ученых своего времени и стал священником около 551 г. Коламба считается одним из величайших святых древней Церкви Британии. Житие Коламбы, написанное Айданом, - это пример жизни настоящего подвижника, молитвенника и чудотворца. Лик святого настолько излучал небесный свет, что биограф пишет: "Он имел лицо ангела". На протяжении жития не раз отмечается "фаворское сияние" лица Коламбы. Основав на острове Айона плацдарм для миссионерства, он сыграл основную роль в обращении Шотландии. Остров стал колыбелью для множества святых игуменов и святителей древней Британской Церкви. Ученики Коламбы распространили Евангельскую Весть гораздо шире, нежели все остальные миссионерские группы, проповедо-вавшие на Британских островах. Память святого Коламбы празднуется 9 июня. В этот день на остров съезжаются тысячи паломников и происходят большие торжества. Коламбу одинаково высоко почитают как католики, так и англикане. В монастыре на Айоне на самом видном месте можно видеть удивительную русскую икону. Это репродукция Владимирской иконы Богоматери. Только текст на ней написан не на славянском языке, а латиницей. Ежегодно остров и монастырь посещают более 100 тысяч паломников (иногда их число доходит до 1200 человек в день). Остров Айона - это такое место, где граница между материальным и духовным миром едва различима.
Остров Линдисфарн Еще один монастырь, судьба которого тесно связана с историей православия в древней Англии, - это монастырь на острове Линдисфарн ("Святая земля"), который основал святой Айдан. Айдан был ирландцем по происхождению и состоял в числе учеников преподобного Коламбы. Король Освальд попросил его стать епископом для вновь обращенных жителей Нортумбрии. Посвященный в сан в 635 г., Айдан обосновался на острове Линдисфарн, где построил церковь и монастырь. Из Линдисфарна Айдан начал христианизацию северной Англии. Он считается апостолом Нортумбрии и отцом нортум- брийского монашества. Его память празднуется 31 августа. Еще одним знаменитым святым Линдисфарна был святитель Колман. Он также вышел из числа братии Айонского монастыря и стал третьим епископом Линдисфарна. Святитель Колман был делегатом от Нортум-брии на судьбоносном Соборе в Уитби (VII век), где римский обряд возобладал над более древним кельтским. Отстаивая традиции древней Православной Церкви Британских островов перед натиском рим-ской унификации, святитель Колман покидает Собор и вместе с 30 братьями - англичанами уезжает на Айону, а после в Ирландию, где до конца дней своих остается верным Православию. С Линдисфарном также связан один из самых почитаемых святых древней Англии, святитель Кутберт, затворник и епископ Линдисфарнский. Под впечатлением от личности святого Айдана юноша Кутберт уходит в один шотландский монастырь, где подвизается простым монахом, а после встречи с линдисфарнским игуменом Василием переходит в монастырь на острове Линдисфарн. Кутберт вел строгий образ жизни и прославился как чудотворец. Когда окрестности Линдисфарна поразила чума, святой Кутберт, странствуя по сельской местности, лечил больных, совершая чудеса. Вскоре святой Кутберт, отшельник по натуре, удаляется в затвор. Слава о его святости росла. В 684 году святитель-грек Феодор Кентерберий- ский избирает его епископом. Епископом он был избран, но становиться им никак не хотел. Как свидетельствует биограф Кутберта Беда Достопочтенный, люди на коленях, со слезами умоляли его выйти из затвора и стать епископом: пока наконец не вытащили его, тоже в слезах, из любезного его сердцу убежища и не поволокли его в собор. Но через три года Кутберт вновь возвращается к затворнической жизни. Святой Кутберт закончил свои дни великим чудотворцем и целителем. Мощи святителя Кутберта Затворника находятся в соборе города Дарэм (Durham), где до сих пор по молитвам этому святому угоднику происходят чудеса и исцеления. В 1827 году при обследовании гробницы святого Кутберта в кафедральном соборе Дарэма было обнаружено, что святой похоронен в архиерейском облачении из византийской ткани, на которой находятся надписи по-гречески. На византийском фрагменте облачений святого Кутберта изображены древние эмблемы архиерейского служения - воды с плавающими в них рыбами, а также олицетворение земли с символами плодородия. Это вскрытие мощей, организованное протестантами с целью "разоблачения суеверий", подтвердило историческую связь английского христианства с Православием.
Собор святого Чеда в Бирмингеме Бирмингем является вторым по значению городом в Английском Королевстве и расположен в Центральной Англии, в графстве Йоркшир. Местом посещения право- славного паломника в Бирмингеме может стать Собор святого Чеда. Святой Чед вместе со своим братом, святым Кеддом, были учениками святого Айдана. Получив монашеское воспитание в Линдисфарне, они отправились в Англию, где в северном Йоркшире основали монастырь в современном городе Ластингем (Lastingham). Настоятелем этого монастыря стал Кедд. После его смерти в 664 году Чед становится вторым игуменом в Ластингеме и в том же году по просьбе короля Нортумбрии посвящен в сан епископа Нортумбрии (с резиденцией в Йорке). Вскоре вокруг йоркской кафедры возник спор. Еще один претендент на нее, святой Винфрид, был оттеснен назначением Чеда. Вопрос оставался спорным, пока в 669 году новый архиепископ Кентерберийский, святой Феодор, не прибыл в Англию и не признал назначение Чеда неправильным. По возвращении Винфрида в том же году Чед покинул Йорк и возвратился в свой монастырь. Феодор, однако, столь проникся смирением Чеда, что, когда умер епископ области Мерсия, попросил короля Осви назначить Чеда его наследником. Король удовлетворил эту просьбу, вновь возведенный в сан Феодором Чед в 669 году выбрал город Личфилд своей кафедрой и основал там церковь и монастырь. С этого началась христианизация всей Мерсии. Чед был ревнителем поддержания традиций апостольства. Он очень много путешествовал пешком и никогда не использовал лошадей. Умер святитель Чед 2 марта 672 года от чумы, и у его мощей происходили многие чудеса. Мощи святого, изначально пребывавшие в соборе Личфилда, хранились там до Реформации, а затем были перенесены в собор города Бирмингема. Память святителя Чеда совершается 2 марта.
Святые наших дней В Великобритании сегодня проживает около 400 тыс. православных. Это приходы Русской Православной Церкви Московского Патриархата, приходы, находящиеся в юрисдикции патриарха Антиохийского, приходы Греческой Православной Церкви, Сербской, Румынской, РПЦЗ и др. И практически во всех этих церквях можно встретить почитание древних британских святых, принадлежавших к православной кельтской церкви. Так, например, большинство православных храмов в Великобритании, принадлежащих юрисдикции Антиохийского патриархата, носят имена кельт-ских святых VI-IX веков. В русском соборе Лондона находится икона, на которой изображен собор британских святых. Но в том 2000 году, когда Бог судил мне прикоснуться к этим историческим святыням, английская земля привлекала православных из России не только подвижниками своего прошлого. Тогда еще был жив автор множества книг о духовной жизни, блестящий проповедник, молитвенник Антоний Блум, митрополит Сурожский. Каждый четверг в семь часов вечера владыка устраивал небольшие сорокаминутные встречи, после которых в России и появлялись очередные его книги и брошюры. На одну из таких бесед, выбрав время, пошел и я. Встреча проходила в нашем русском соборе. Было видно, что владыка слабеет, но, тем не менее, его разуму и слогу можно было позавидовать. После лекции он встал и прочитал вечернее правило, а затем все стали подходить под его благословение. Перед началом встречи у меня были сотни вопросов к митрополиту Антонию. Ведь его книги и в Англии, и за ее пределами читают тысячи людей, его самого почитают как человека высокой духовной жизни и необыкновенной глубины. Когда я подошел к нему, на меня смотрели ласковые и по-молодому сияющие глаза. Было такое ощущение, что сейчас для него нет никого более важного в мире, чем я, откуда-то приехавший и вот представший перед ним. После моего краткого представления, кто я и откуда, он попросил взять его под руку и проводить до кельи. Мы шли вдвоем, тихо пошаркивая ногами о каменный пол лондонского собора, и мне казалось, что более счастливой минуты может уже и не быть в моей жизни. Мне потом казалось, что те полчаса, что мы провели вместе на маленькой кухне, ответили на вопросы половины моей жизни. Впрочем, вопросов у меня не было. Когда смотришь в глаза такому человеку, когда видишь его рядом с собой, уже не возникает никаких вопросов. Все становиться понятным и ясным, как при солнце, которое выплескивается через распахнутые ставни и разливается своими лучами во все самые темные уголки. Но мое знакомство и разговор с митрополитом Антонием неожиданным для меня образом продолжились через месяц, когда я вернулся из Ирландии. Владыка весьма обрадовался, когда узнал, что в России есть интерес к подвижникам древней кельтской православной церкви, и высказал свое личное почитание святителя Патрика и многих английских святых. Но о том, о чем мы беседовали в 2000 году с Антонием Сурож- ским, читайте в следующем номере газеты.
Игорь Петровский
|