Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№6 (15) июнь

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

 

Накануне великого праздника Святой Троицы наш корреспондент встретилась с настоятелем Кресто-Воздвиженского кафедрального собора отцом Сергием Коротких, председателем отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии РПЦ по Калининградской области.

 

отец Сергий Коротких- Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в Церковь и как Дух Святой вел Вас к священству.


- Мне всегда хотелось служить, я еще не знал где, как, на каком поприще, но точно знал, что именно "служить". После школы, в конце 80-ых я пытался реализовать это, поступая в Рижское военное училище, но не поступил и вернулся домой в Славск, за год освоил профессию сварщика и снова поехал в училище. И опять неудача, хотя оба раза я был хорошо подготовлен. У меня был стресс, но не потому, что не поступил, а потому что впервые в жизни, зная, что все сделал правильно и по плану, ощутил некую силу, которая "не пускает". Тут же я пошел с этими оценками на исторический факультет Калининградского госуниверситета. И вот - все отлично, меня берут, но задают еще один, последний, вопрос:

- Через год опять будете поступать в военное училище?

- Буду! - Мне и в голову не пришло схитрить. Конечно, меня не приняли, и только после армии я вернулся опять на этот факультет и неожиданно для себя поступил. Никак не мог понять: как же так, в училище я поступал отлично подготовленный, а меня не приняли, в армии за два года все перезабыл - приняли...


Оказывается, от моих сил ничего не зависит? Это сегодня я знаю, Кто все вершит - Промысел Божий, и что Господь вел и определял нить моей жизни, за что я благодарен Ему.


Очень важно в жизни занимать свое место и лучше Бога его не знает никто. Как важно в минуты отчаяния обратиться к Нему; "Господи, возьми все в Свои руки, ибо я в недоумении!". Тогда я этого еще не знал, только догадывался, но испытывал глубокий духовный кризис и искал выход.

- Ваши студенческие годы пришлись на начало 90-ых годов?

- Да. Мы воспитывались в духе высокого патриотизма, имперского духа и вдруг на глазах все развалилось. Значит, это не истина? А где же истина?


А на очереди новый кризис, новая ломка, потому что только и слышал: "Ты умный, но дурак, потому что жить не умеешь". У меня уже была семья, ребенок. Я ведь днем учился, а ночью работал сторожем в детском саду. А служить? Когда служить?.. Зарабатывать и есть, а потом опять зарабатывать, чтобы есть?


Идеалы рушились на глазах. Однокурсники параллельно учились кто на юрфаке, кто на инъязе. Зачем? Оказывается, "в жизни должен быть запасной вариант".


Где смысл жизни, где правда?! Было чувство: не знаю, что происходит, не знаю, как жить. И ноги сами несли в храм, мы всей семьей стали ходить. Господь дал нам пережить и этот кризис и показал, что есть Истина, есть Любовь, есть Правда. Как страшно жить без Правды, тогда человек начинает опускаться, начинает сознательно паразитировать на близких или - желает забыться, уйти от этого в пьянство, в наркоманию.


Ходил в храм, а жил как язычник. Воспитание-то у меня православное, но не церковное. Я не знал Церкви, не знал Бога, но почему-то всегда искал Его, хотел служить Истине, хотел, чтобы жизнь моя была служением.


В Евангелие от Иоанна Христос говорит: "Я есть путь и истина и жизнь". И мне тогда хотелось жить так, как подсказывает совесть, а то ведь шизофрения какая-то получалась: одни говорили "Не украдешь - не проживешь", другие агитировали учиться на двух факультетах одновременно: А совесть?


Я и моя семья приняли крещение уже в мои студенческие годы, поэтому, когда получил предложение поступать в аспирантуру, без духовника отца Марьяна решение не принимал.


-Что же сказал отец Марьян?


Он сказал:


- Учись - не учись, а останешься дураком. Иди в школу.

"Я не знал церкви, не знал Бога, но почему-то всегда искал Его..."


Я Акафист почитал - и пошел по всем школам Калининграда работу искать. Промысел Божий после долгих мытарств привел меня, наконец, в 10-ую школу, и директор Палий Светлана Георгиевна почему-то без всяких расспросов тут же взяла меня на работу. Я было начал: "Жить не-где, семья, ребенок, жена учительница", но она не обратила на это никакого внимания, хотя в других школах именно из-за этого меня и не брали.


И чудесным образом через полтора месяца мы получили общежитие, там у нас родились и средний Коля, и младшая Маша.


Так же чудесным образом, неожиданно для меня, кажется, это было в 1997 году, директор вдруг предложила мне организовать воскресную школу для детей 5-7 классов.


Преподавая историю, я, как мог, старался говорить ученикам о главном, но чувствовал себя ущербным: все это - не то, не то! Не было полноты в моей работе, не было пространства: история - это прекрасно, но это - знания, объем умений и навыков, а я хотел говорить детям о духовно-нравственных ценностях, учить правильно жить.


Воскресная школа - это не просто. У меня было 28 часов истории в неделю, и готовился я к каждому уроку отдельно, еще пел на клиросе в храме Рождества Пресвятой Богородицы...


- У Вас музыкальное образование?

- Класс баяна: и после воскресной Литургии я бежал к 13.00 в свою воскресную школу наставлять ребятишек. Одним словом, нагрузка была серьезная. Но как все это было мне по душе! Прошло три года, отец Марьян нет-нет да и спросит о дальнейших планах. Внутри - страшно! Боялся сказать вслух о своих мечтах, а про себя все время твердил: "Господи, как Ты хочешь". Потом была встреча с владыкой Пантелеймоном, благословение митрополита Кирилла, и практика в Смоленском кафедральном соборе. Пономарил, был рукоположен в дьяконы...


- Теперь священство, отдел религиозного образования и катехизации в Калининградской епархии, областные курсы работников образования, Рождественские педагогические чтения, третий том школьного пособия "Основы православной культуры", недавние Дни славянской письменности и культуры. У Вас семья, трое детей. Как Вы все успеваете?

- Если честно, то многого не успеваю.

- Отец Сергий, часто бывает так: человек утверждает, что верит в Бога, но не ходит в храм, он искренне считает, что "достаточно иметь Бога в душе".

- Где камень преткновения в вере, где барьер между верой и неверием? Барьер этот определить очень просто - это десять заповедей Моисея.

Редко кто сегодня отрицает бытие Божие, согласны? Потребность в Боге - это неотъемлемая часть человека, это его естественное состояние.


-Как у Тертуллиана: "Душа по сути своей христианка"?

Где находится барьер между верой и неверием?


- Да. Это его природа, и его бытие начинается от Бога. Но поиски человека могут быть неверными и пойти по извращенному пути. Каждый человек - религиозен, другое дело, что проявляется это по-разному.


Святитель Василий Кинешемский в своем толковании Евангелия от Марка делит кумиров человека на три категории: низшая - солнце, луна, статуи; средняя - власть, сребролюбие, тщеславие, гордыня, то есть, страсти, или, как говорит апостол Павел, "чреву своему служить"; и высшая - наука, искусство, благотворительность...


Да, человек может утверждать, что служит науке и искусству бескорыстно, а в основе служения на самом деле тщеславие и гордыня.
Рассмотрим самую обычную ситуацию: в своих поисках Бога человек наконец говорит себе: "Да Бог есть". Значит, все, что Он сотворил, истина? - Да. - И Его законы для человека - истина? - Да. - Значит, надо их исполнять? - А я исполняю.


Вот тут-то и начинается самое главное. Человек искренне считает себя верующим, потому что "Я не убиваю, не краду". Это его личный критерий веры, но это слишком просто: "Не убиваю:" Да, он такой и есть, этот человек, но если он будет спрашивать с себя по Новому Завету, то все усложнится во много раз, потому что Иисус Христос говорит "не гневайся на ближнего своего напрасно, ибо тогда ты - уже согрешаешь и осужден будешь".


Почему заповеди Моисея на двух скрижалях? Потому что на одной выбиты первые четыре заповеди - они об отношениях Бога и человека, а на второй с пятой по десятую - об отношениях человека к человеку. "Не убиваю, не краду" - это шестая и восьмая. А перед ними-то, посмотри, я уж не говорю о первой, самой главной, стоит заповедь "Чти отца твоего и матерь твою". Это о послушании, уважении и благоговении, о помощи и заботе о родителях в старости их. С этим как у такого человека?


Он абсолютно уверен, что безгрешен, а тронь его и увидишь гнев, раздражительность, несмирение. Только тронь - сейчас же раскроются страсти его - гордыня, самолюбие, тщеславие, сребролюбие, любоначалие...


Седьмая - "Не прелюбы сотвори", значит, не прелюбодействуй. Сколько на исповеди слышу об этом грехе от людей всех возрастов, они регулярно ходят в храм, но и они не до конца понимают, от чего предостерегает нас Господь, а что уж говорить о тех, у кого "Бог в душе". Внешне человек абсолютно благочестивый, а какой он внутри? "Не прелюбодействую". А в мыслях своих?

- Например, телевидение и реклама...


-...разжигают такие страсти внутри человека, такую фантазию, что надо срочно душу свою спасать и бежать в храм, чтоб только пятки сверкали. И вот такой человек смотрит на Закон Божий и что он видит, наконец, какой делает вывод? "Оказывается, я должен образ жизни поменять?".


Он встает перед самой главной своей проблемой: как, менять образ жизни, признать, что без Бога я действительно никто?


Нет, нет, дайте-ка еще раз посмотрю внимательно, может, Закон все же неверный. А что это ваш Бог такой сердитый - не укради, не убий, не блуди, а как же тогда жить? Может, все и вовсе не так? Может, и Бога-то нет? Точно, нет. Ну, слава Богу, Бога нет. У-уф.

- Вот это да!

- Так чаще всего и бывает. И наоборот: человек верующий заглянет в себя, увидит свое нутро - и ужаснется: "Господи, да как хочешь, но только спаси меня. Я вижу и знаю, как трудно мне сделать это самому". Только такой человек способен в тоже время увидеть красоту Церкви и Православия. Вот они - граница и барьер между верой и неверием.


Почему люди с таким удовольствием принимают эволюционную теорию Дарвина?


- Потому что "человек произошел от обезьяны"...


... и позволительно, стало быть, распуститься, оправдать свои пороки, грехи, страсти. Совесть "может" спать спокойно.

 

Людмила Козельцева

С новоначальными телесныя падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, но и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству оне случаются только от осуждения ближних.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 1

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.