|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (15) июнь |
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Продолжение. Начало в №4 (13) апрель 2005г. 20 декабря 2004 года в Бари (Италия) по приглашению руководства христиан-ской организации "Община Святого Эгидия" председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калинин-градский Кирилл принял участие в конференции "Христианство и Европа: соци-альная мысль Русской Православной Церкви". Конференция была организована при содействии Университета города Бари и архиепископии Бари-Битонто.
Общественные потребности
Разрабатывая социальную концепцию, Церковь исходила из того, что основные формы личной и социальной жизни вытекают из очевидных потребностей человеческой природы и потребностей, связанных с обеспечением функционирования человеческого общежития. Поэтому в концепции идет речь о национальном вопросе, государстве, праве, политике, экономической деятельности, социальных проблемах, семье, современных технологиях, средствах массовой информации, окружающей среде, культуре, образовании, науке, международных отношениях, глобализации. В ходе своего выступления я не смогу остановится на всех этих сюжетах, но затрону лишь некоторые.
Проблемы национализма
В плюралистическом обществе одним из серьезных вопросов являются межнациональные отношения. В 1980-е и 1990-е годы в Западной Европе стали наращивать свои силы так называемые новые правые партии и движения. Во многом это было связано с растущим числом мигрантов из бедных стран Азии и Африки, приезжающих на постоянное жительство в Европу. Возникла серьезная проблема интеграции новых граждан в европейские общества. На волне недовольства людьми, несущими с собой непривычную для Европы культуру, в конце XX века - начале XXI века создалась реальная возможность прихода новых правых к власти в таких крупных странах, как Австрия и Франция. Коллапс советской системы также вызвал ряд сильных националистических движений в Восточной Европе. И страны бывшего СССР не избежали этой тенденции. В том числе в русской среде возникли националистические группировки. Как правило, эти движения обладают такими общими чертами, как ксенофобия и агрессивность к представителям чужой культуры. Но нельзя рассматривать этот всплеск дикого национализма только как примитивное явление. Это серьезный индикатор, свидетельствующий о необходимости укрепления и развития собственной национальной культуры. Интеграция новых культур не должна приводить к размыванию собственной культуры и идентичности европейских народов.
Национальный идеал
Как хорошо известно, за долгие годы своего существования создалась очень тесная корреляция между Православием и русской нацией. Она заключалось в том, что самым высоким национальным идеалом русских признавалось Православие. Поэтому Церковь поддерживала и хранила русскую культуру. Она продолжает оставаться защитником того, что в русской культуре является христианским. Подобные связи между национальным и религиозным идеалами существуют и в европейских странах: во Франции, Италии, Испании, Ирландии, Польше и других странах. При этом следует подчеркнуть, что речь не идет об этническом понимании национальной культуры. Под ней понимается совокупность исторических традиций, быта и творчества, характерных для определенного географического ареала, заключенного в государственные границы.
Церковь поддерживает и хранит русскую культуру |
Какое же может быть отношение христианства к проблеме сохранения национальных особенностей? В концепции сказано, что Церковь поддерживает и сохраняет культуру как некий образец конкретного воплощения христианского идеала: "Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение" (ОСК, II.2). Церковь по определению не может поддерживать в нации те черты или проявления, которые являются антихристианскими. К сожалению, в странах, окормляемых Русской Православной Церковью, националистические группировки, пропагандирующие ксенофобию, используют символику и псевдоправославную риторику, чтобы привлечь больше сторонников. Также ни раз были попытки втянуть Русскую Православную Церковь в подобные сомнительные проекты.
Феномен нации
В ситуации переплетения и столкновения различных национальных культур в Европе важно отстаивать правильное понимание феномена нации, признавать ее ценность и поддерживать ее развитие. Сегодня в Европей-ском Союзе формируется новая квазинациональная идентичность - европейская. Как мы видим, вопрос о ее идейных основаниях вызывает жесткие споры. Например, протест большинства христианских Церквей Европы вызвала попытка в первоначальном варианте преамбулы Конституции Европейского Союза упомянуть только мировоззренческие течения эпохи Просвещения в качестве общеевропейского духовного достояния. Тогда же Церкви и некоторые национальные правительства выступили за упоминание христианства в качестве на-следия Европы, которое сыграло ведущую роль в формировании европейской цивилизации. Полагаю, что это подчеркнуло бы скорее цивилизационное, чем религиозное самоопределение Европы, и не расходилось бы с принципом свободы совести. К сожалению, этот голос не был услышан. Но могу с удовлетворением отметить, что в данном случае позиция Русской Церкви, которая принимала активное участие в обсуждении Европейской Конституции, совпала с позицией подавляющего большинства традиционных христианских Церквей Европы. Мы единым фронтом отстаивали общий взгляд.
Церковь и государство
Серьезной проблемой остаются отношения Церкви с государством. Даже в условиях западно-европейских стран, которые обладают устоявшейся традицией церковно-государственных отношений, происходят серьезные изменения в положении религиозных общин. Они стремятся к обретению новых способов существования в обществе. В таких странах, как Швеция и Норвегия национальные Церкви всего некоторое время назад избавились от статуса государственных. А в Великобритании по этому поводу ведется широкая дискуссия. Но это не означает отказа религиозных общин от влияния на общественную жизнь в этих странах, а наоборот свидетельствует об активном поиске более эффективных средств воздействия на общество с учетом его современного состояния. Особенно состояние поиска и переходности характерна для постсоветских стран, в которых была полностью демонтирована прежняя система церковно-государственных отношений, базировавшаяся на государственной политике атеизма.
Права человека - важное политическое и культурное достижение |
Права человека
Однако сегодня поиску новых форм присутствия религии в публичной сфере серьезно противодействует уже не прежний враг в лице государственного атеизма, а воинствующий гуманистический либерализм, часто поддерживаемый государственными и международными структурами. К сожалению, его основными "заповедями" становятся гуманистически трактуемые права человека. В концепции мы четко обозначили, что Русская Православная Церковь не выступает против прав человека, но считает их важным политическим и культурным достижением, потому что они основаны "на библейском учении о человеке как образе и подобии Божьем, как онтологически свободном существе" - говорится в концепции (ОСК, IV. 6). Однако нельзя отрицать - продолжаю цитату - что "в системе современного светского гуманистического понимания гражданских прав человек трактуется не как образ Божий, но как самодостаточный и самодовлеющий субъект" (ОСК, IV. 7).
Истоки либерализма
В чем же черпает свою настойчивость и силу гуманистический либерализм? Для всех понятна простая истина: общество не может существовать без единых ценностей и хотя бы минимального набора объединяющих символов. Религиозная, культурная и национальная диверсификация общества представляет серьезные трудности для использования, например, религиозной этики в создании общегосударственных идей. Сторонники гуманистического либерализма утверждают, что он-то как раз и выражает все самое универсальное, что объединяет людей. Эта идеология ставится как бы поверх всех религиозных и других различий. С точки зрения чистого умозрения идея сама по себе представляется красивой, но может создавать для христиан неприемлемую ситуацию, когда христианское вероучение входит в противоречие с ценностями объявленными высшими. Случаи такой коллизии уже есть в современной Европе. Приведу только два из них. Первый касается резолюции Европейского Парламента 2003 года о допуске женщин на Афон. Второй известен из недавней политической хроники Европейского Союза. Так, отказ Европарламентом господину Буттилльоне в занятии поста комиссара Европейской Комиссии был связан с тем, что он публично признал гомосексуализм грехом.
Таким образом, гуманистический либерализм превращается в своего рода квазирелигию, несогласие с положениями которой ведет к публичной обструкции и даже различного рода наказаниями. Вот эта претензия гуманистического либерализма для Церкви является не приемлемой.
Гражданское неповиновение
Однако, Русская Церковь не призывает к новой волне огосударствления Христиан-ских Церквей. Мы не считаем своей задачей вместо одного универсалистского проекта гуманистического либерализма с помощью государственного механизма навязать свой, христианский. Русская Церковь подчер-кнула, что государство вообще не должно претендовать на абсолютную ценность, поскольку оно имеет временный характер. В концепции зафиксировано, что в случае абсолютизации какой-то идеологии возникает ситуация идолопоклонства. Христиане попадают в такие ситуации, когда они вынуждаются существующими нормами отдавать предпочтение системе ценностей, противоречащей их вероучению. И если государство требует от христиан почитания ценностей или совершения действия, противоречащего христианским заповедям, то Церковь имеет право призвать к гражданскому неповиновению. Вводя это положение в концепцию, Церковь не привносила ничего нового. Она в современных терминах выразила суть подвига многочисленных мучеников, которые не призывали к восстаниям, но страдали до смерти за свои убеждения.
По сообщению Службы коммуникации ОВЦС МП Продолжение следует...
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
|