|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (16) июль |
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Окончание. Начало в №№4 (13) апрель и 6 (15) июнь 2005г. 20 декабря 2004 года в Бари (Италия) по приглашению руководства христианской организации "Община Святого Эгидия" председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял участие в конференции "Христианство и Европа: социальная мысль Русской Православной Церкви". Конференция была организована при содействии Университета города Бари и архиепископии Бари-Битонто.
Принцип светскости
В Основах социальной концепции наша Церковь утверждает, что принцип светскости является важным элементом современной политической системы, поскольку позволяет сохранить автономию государства и религиозных организаций. Но в концепции настаивается на его функциональном понимании: "Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа...
этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга" (ОСК, III. 3). Подобное разделение между властью и Церковью Православная Церковь знала со времен Византии в виде принципа - симфонии. Только сегодня государство должно строить симфонию не с одной Право-славной Церковью, но и с другими традиционными религиями, согласно их пропорциональному представительству и значению в обществе.
Соработничество
Церковь предлагает выстраивание системы соработничества, которая бы предполагала взаимную поддержку в осуществлении конкретных проектов в следующих областях...
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государ-ствами; б) забота о сохранении нравственности в обществе; в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры; е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; и) наука, включая гуманитарные исследования; к) здравоохранение; л) культура и творческая деятельность; м) работа церковных и светских средств массовой информации; н) деятельность по сохранению окружающей среды; о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; п) поддержка института семьи, материнства и детства; р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества (ОСК, III.8).
Утверждение христиан-ских ценностей
Нам есть, что сказать о жизни современного человека и общества |
Церковь настаивает на создании такой системы принятия решений, в которой бы реально учитывались различные альтернативные мировоз-зренческие течения согласно их весу в обществе. В Социальной концепции по поводу действий Церкви в этом направлении говорится: "Уважая мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и их право влиять на общественные процессы, Церковь в то же время не может положительно воспринимать такое устроение миропорядка, при котором в центр всего ставится помраченная грехом человеческая личность. Именно поэтому, неизменно сохраняя открытой возможность сотрудничества с людьми нерелигиозных убеждений, Церковь стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших общественных решений как на национальном, так и на международном уровне" (XVI. 4).
Нам есть, что сказать о человеке
Церкви есть, что сказать о жизни современного человека и общества. Например, о семье, образовании, культуре, развитии биотехнологий, охране окружающей среды. Она может раскрыть не только положительное содержание исповедуемых ей ценностей, но и возвысить свой пророческий голос против опасных явлений: абортов, наркомании, алкоголизма, клонирования, пропаганды гомосексуализма и половой распущенности.
При отстаивании своей позиции Церкви приходится слышать обвинения в новом обскурантизме, сдерживающем развитие науки и свободного развития личности и общества. Но для Церкви это не просто вопрос отстаивания своей частной правоты, но, прежде всего, свидетельство о реальном вреде, который могут принести отступления от Божественных заповедей.
Православная Церковь не приемлет сохранение Православия принудительными мерами |
Может быть, последствия абортов, пропаганды насилия и моральной распущенности проявляются не сразу, но со временем они перерастают в серьезные проблемы, разрушающие личность и общество. Сколько, например, приходится слышать о том, что, выступая против клонирования, Церковь идет якобы против прогресса и открытия способов реальной помощи неизлечимым больным. Нам доказывают, что нет иного способа получать стволовые клетки, как только из человеческих эмбрионов. А вот российские ученые из неврологической клиники при онкологическом центре имени Блохина в Москве во главе с профессором Андреем Брюховецким совсем недавно провели ряд удачных экспериментов по вживлению стволовых клеток, взятых из слизистой оболочки носоглотки, в поврежденный спинной мозг человека. Это же настоящая сенсация! Кроме того - надежда на то, что человечество не скатится в будущем к новому каннибализму.
Современная миссия
Сегодня трудность ведения церковной миссии заключается в том, что современный человек весьма болезненно воспринимает даже разумные доводы, если их пред-ставляют в безапелляционном тоне. Поэтому в общественных дискуссиях тон представителей Церкви не может быть морализаторским и поучающим. Церковь должна являть в своей собственной жизни правоту своих утверждений. Именно поэтому Православная Церковь не приемлет реставрации какой-либо системы, обязывающей государство сохранять Православие принудительными мерами.
И поэтому Церковь отказывается от политического пути отстаивания своей позиции. В Социальную концепцию мы специально внесли норму равноудаленности Церкви от всех политических движений и неучастия в политической борьбе, поскольку это разобщает верующих и не является методом действия Церкви, со-гласующимся с ее природой. За собой Церковь резервирует право выступать только против тех партий, которые призывают своих сторонников к действиям, противоречащим христианскому учению.
Активное участие
При этом Церковь призывает мирян к активному участию в политической жизни страны, в том числе организации партий и движений, действующих на основе православной этики. Политическая партия может быть инструментом озвучивания позиций, основанных на христианском вероучении. Но мы полагаем, что это дело православных мирян, а не священнослужителей. Кроме того, подобная партия может отражать и мнение представителей других религий, поскольку, как нам хорошо известно из опыта межрелигиозного диалога, мнения традиционных религиозных общин на многие общественные проблемы совпадают.
Сотрудничество со СМИ
Социальная концепция - концентрированное выражение опыта бытия нашей Церкви в социуме |
Важным инструментом донесения позиции Церкви до общества сегодня являются средства массовой информации. В концепции говорится, как о необходимости создания и развития собственных СМИ, так и тесном со-трудничестве со светскими масс-медия. Мы понимаем, что главным условием наращивания присутствия Церкви в СМИ является выработка простого и доступного языка, на котором представители Церкви могли бы донести свое видение актуальных проблем для самой широкой аудитории, большинство из которой не имеет элементарных богословских знаний.
Пространство для диалога
В заключении хотелось бы также обратить Ваше внимание на то, что концепция не задумывалась и не писалась как послание, адресованное исключительно верующим Русской Православной Церкви. Задача состояла в том, чтобы выделить основные проблемы современного мира, будь-то на личном или общественном уровне, и дать на них христианский ответ, который бы основывался на тысячелетнем предании Христианской Церкви.
Социальная концепция является концентрированным выражением опыта бытия Русской Православной Церкви в социуме. В таком виде его можно легко сравнивать с аналогичным опытом христиан, принадлежащих к другим Церквам, и представителей нехристианских религий. Он открывает широкие возможности для диалога Русского Православия с другими традициями. Для меня представляет большой интерес услышать мнения об Основах социальной концепции Русской Православной Церкви видных представителей религиозных, политических, научных и общественных кругов Италии.
по сообщению Службы коммуникации ОВЦС МП
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
|