|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (17) август |
|
|
СВЯЩЕННАЯ МИССИЯ ПАСТЫРЯ
28 июля Православная Церковь отметила день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя земли русской. Накануне этого дня наш корреспондент встретилась с отцом Владимиром Максимовым, настоятелем храма в честь святого князя Владимира (пос. Чкаловск), руководителем Отдела молодежного служения Калининградской епархии.
- Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в Церковь? Не удивляйтесь моему вопросу, прихожанам всегда очень важно знать путь своего настоятеля.
- Я вырос в нерелигиозной семье, в семье простых советских инженеров.
- Атеистической?
- Я бы так не сказал. Помню, когда я спрашивал, как любой ребенок, "Мама, а Бог есть?", она никогда не говорила: "Нет", она отвечала: "Не знаю". Я ведь сейчас встречаю очень много людей, которые не имели ни малейшего понятия о церковной действительности, о воцерковлении, о таинственной жизни человеческой души, но с высоты своего небольшого жизненного опыта могу констатировать: они не осознавали себя христианами, но жили по-христиански, внутри русской культурной традиции.
Прабабушки и бабушки сознательно хранили эти традиции, но боялись говорить об этом, родители - те уже ничего не боялись, но не знали, как говорить об этом. Потому что они не то что в храм не ходили, но даже не знали, где он находится.
- Во сколько лет вы крестились? Это было связано с каким-то событием в Вашей жизни?
- В 19 лет, будучи студентом Белорусской государственной консерватории по классу хорового дирижирования. И никакое событие меня к этому не привело, скорее наоборот: после крещения в моей жизни начались удивительные события, потому что стал учиться полноценной духовной жизни, она стала приобретать больший смысл, появились внутренние силы, которых до того не было.
- Вы сразу это поняли?
- Нельзя сказать, что сразу почувствовал особое действие Божией благодати. Боже упаси, кто мы такие, чтобы это ощущать, мы просто верим, что она действует в нас. Слава Богу, Господь дал ума, и я не стал желать как можно быстрее воцерковиться. Как известно, это опасно, когда человек хочет сразу и вдруг наверстать все то, что упустил, как в моем случае, за 19 лет.
Все должно происходить постепенно и в том темпе, в каком человек способен это вместить и какой угоден Господу. И то, что Божья благодать действует несомненно, я почувствовал только года через полтора-два, когда просто однажды проанализировал, что было в моей жизни до крещения и чем она была наполнена потом. Как мне удавались те или иные мои начинания. Сравнил, куда были направлены мои устремления, какое было состояние души, какой появился порядок и строй мыслей.
- И оказалось...
Мотивация прихода в Церковь у пожилых людей одна, а у молодых - совсем другая |
- ...что это два разных человека. Во-первых, изменилось отношение к учебе, могу сказать, что стал лучше учиться. Во-вторых, понял, что способности человека - это даже не половина, это меньше половины его внутреннего содержания, если говорить о его востребованности и полезности для общества. Представим: человек имеет от Бога какой-либо дар или талант, но привык снимать сливки и идти по пути наименьшего сопротивления и не имеет привычки к упорному труду. Что получится? Бог забирает этот талант.
Не хочу скатиться до брюзжания, мол, вот, современная молодежь плохая: Нет, она хорошая, но самая главная ее беда - она не воспринимает состояние усилия, состояние собранности для достижения цели, как нормальное и естественное. В лучшем случае просто ходит в школу (колледж, институт), потому что надо же чем-то заниматься, нельзя же ничего не делать...
В-третьих, понял свое отношение к искусству и безболезненно оставил мечту стать дирижером симфонического оркестра, хотя многое складывалось для этого. Больше не хотелось признания зрителей и критиков, лавров и цветов, укрепления своего имиджа, не собирался ревниво относиться к успеху коллег и тем более завидовать им, что часто бывает в артистической среде и что, по сути, ожидало меня в будущем.
Меня стали больше занимать мысли о высшем предназначении искусства, стали интересовать философ-ские проблемы, и в результате всех этих метаний и поисков получилось так, что я учился не пять, а семь лет и диплом получал не в консерватории, а в Минском институте культуры, куда перевелся на ту же специальность - руководитель академического хора. Заканчивая ВУЗ, я не ставил себе цели стать священником, но в том, что буду служить Богу и Церкви, был уверен.
- Вы стали первым регентом в малом храме Христа Спасителя.
- Это было в 1996-97 годах, потом поступил на заочное отделение в Смоленскую духовную семинарию и почти одновременно был рукоположен в сан священника, отслужил в этом храме пять лет, а в 2003 получил назначение в поселок Чкаловск.
- За год до этого митрополит Кирилл поручил Вам в Калининград-ской епархии окормлять и по сути создать отдел молодежного служения. Какова цель отдела?
- Стало понятно, что если уже сегодня приходы и благочиния не придадут особого значения служению среди молодых прихожан, то через 5-10 лет Церковь останется с одними бабушками. Еще будучи священником в храме Христа Спасителя, я видел, что в паломнических и туристических поездках зрелых прихожан интересовали одни вещи, а молодых - совсем другие.
Наше поведение не должно быть соблазном для других |
Как и мотивация прихода в Церковь у пожилых людей одна - это их жизненный опыт, сложные ситуации или чаша лиха, которую они хлебнули, а у молодых другая - поиск смысла жизни, опоры в жизни при свойственных молодым категоричности суждений и максимализме. И лучше если бы человек приходил в церковь в молодом возрасте, тогда и трудностей было бы меньше: болезненных метаний, исканий, душевных ран ...
Не говоря уже о таких проблемах, как сиюминутное потребительство или отсутствие у многих молодых не то что святого, но вообще каких-либо ценностей.
- Каким же образом молодежь приходит в Церковь сегодня?
- В том-то и дело, что Церковь, наконец, решила: надо, чтобы священник шел к молодым. А если он будет сидеть и ждать, то к нему по-прежнему придут только пожилые. Пока мы не можем похвастаться большими успехами в масштабах епархии, но вот назову молодежную группу при храме Христа Спасителя, которая существует с 1998 года, в свое время она называлась общественная организация "Преображение"; еще в Калининграде есть общество святой великомученицы Татианы, что при храме Рождества Пресвятой Богородицы (окормляет его отец Максим Коробов); при храме Покрова Пресвятой Богородицы (окормляет настоятель отец Вадим Неткачев). В правдинском Свято-Георгиевском храме настоятель отец Вадим Дегтярев около 7 лет занимается с молодежью и школьниками. Это у него отдельное, специфическое направление работы.
При том, что наши батюшки загружены до предела, они находят время для этой важной деятельности, честь им и хвала. Но мне кажется, что это все-таки дело мирян, хотя откуда им взяться, мирянам, после стольких лет гонений по всей стране и всего лишь 20-летнего периода оживления церковной жизни на Калининград-ской земле.
- Не первый год на Балтийской косе открывается православный летний лагерь. Кто может попасть в него?
- Практически каждый желающий в возрасте 11-17 лет. Палаточный лагерь находится на территории воин-ской части Балтфлота, минимум удобств - одним словом, монастыр-ско-армейское житие. Мы сразу предупреждаем, что это - не лагерь отдыха: там нет обслуживающего персонала, мальчики и девочки несут послушания, сами следят за порядком, подметают и убирают.
И самое главное - там совершаются богослужения. Дети не обязаны на них ходить, но приятно, что именно в лагере многие начинают регулярно посещать службы, исповедуются, причащаются, то есть осознанно принимают духовный образ жизни.
Там даже крестят тех, кто просит. Придет такой невоцерковленный подросток, представьте, что у него первая исповедь, первое причастие - удивительные события в его жизни! Это и большая ответственность для священника, и гораздо большая радость, потому что человек был грешен и чужд Богу, но все же пришел к Нему. Может быть, благодаря проповеди, которую услышал здесь, и, конечно же, благодаря воле Божией. Вспомним библейскую притчу о блудном сыне: ":о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой ожил, пропадал и нашелся".
- А конфликты бывают?
- Конечно! Более 200 детей за лето, как без конфликтов? Заранее всех просим об одолжении: оставить дома все свои вредные привычки - никаких сигарет, пива и т.д. Даже если после лагеря они не бросают вообще курить или сквернословить, мы считаем, что достигли своей цели, потому что показали ребятам: можно жить среди одногодок без сигарет и нормально общаться, можно не безобразничать. Не выполняешь наши правила - тебя не станут наказывать, но: "До свидания!", из лагеря сразу удалят, твое поведение не должно быть соблазном для других.
Все видят, что мы слов на ветер не бросаем. Если мы сами нарушим свои правила, ситуация выйдет из-под контроля, поэтому мы действуем, в этом смысле, жестко. Не потому, что мы злые или безжалостные, я лично всегда испытываю симпатию к таким ребятам. Но:человек не выдержал испытания.
С молодыми гораздо труднее работать, чем с пожилыми людьми, это однозначно, и, как учит нас апостол Павел, с каждым человеком стараемся общаться на его языке, это священная миссия пастыря. Но Евангелие у нас одно, и мы - чада одной Церкви.
Людмила Козельцева
|