Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (18) сентябрь

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

СЛОВО КАК ДЕЛО

 

1 сентября - начало нового учебного года. Приобретение новых знаний и закрепление старых. Что важнее - количество знаний или нравственность, образование или воспитание? Наш корреспондент решила обсудить эту тему на примере нового школьного предмета "Основы Православной Культуры" (ОПК), о котором мы не раз уже рассказывали, и встретилась с Евгением Славгородским, учителем русского языка и литературы средней школы поселка Крылово Правдинского района Калининградской области. Евгений - победитель Всероссийского конкурса "Учитель года - 2004", аспирант Российского государственного университета имени Иммануила Канта (кафедра философии).

 

Евгений Славгородский- Как известно, случайностей не бывает. Все же, как сталось, что Вы решили преподавать ОПК?


- О, это удивительная история и в то же время классическая. Если можно, начну издалека. Начало 90-ых годов, вокруг разгул всевозможных западных верований, масса всяких непонятных брошюрок и книжечек, и у меня, 12-летнего мальчишки, пробуждается религиозность.
Я впервые услышал о Боге в серьезной передаче по телевизору и в моей душе сразу возник образ, и он был настолько реальный, что моя мысль была однозначной: как было бы замечательно, если бы Он существовал на самом деле. Ведь Он такой всемогущий!


От книжечек и брошюр я, наконец, дошел до Евангелия и был поражен, восхищен! Эдакая первая влюбленность, обретение идеала в образе Христа и, естественно, желание подражать своему идеалу: я пытался изменить свой характер и делал это несколько недель, а потом бросил.


- Почему?

- А ничего не получилось. Трудно оказалось не злиться на того, кто тебя обидел, трудно исполнять заповеди. Пытаешься, но тут же понимаешь, что не можешь исполнить и начинаешь злиться на себя. И вообще я понял, что в Евангелие написаны тяжелейшие вещи и все не так просто, как казалось вчера, когда только прочитал, восхитился и решил следовать.


- До этой встречи вы разве не пытались менять свой характер?

- Нет, а зачем, жил и жил себе, и был вполне доволен собой. Дома меня баловали, потому что я долго был единственным ребенком в семье. А тут вдруг стал много читать, потом в 16 лет крестился и уже серьезно занимался интереснейшими вещами: психологией, философией, историей мировых религий и культур, их сравнительным анализом. Сделал массу потрясающих открытий и закончил это свое путешествие уже : в Крылово, пожалуй, когда закончил филологический факультет и стал учителем.


- Что значит "закончил путешествие"?


- Я нашел: Трезвость какая-то возникла в душе. Потому что финалом путешествия стала русская философия, которая занималась как раз тем, что аргументировала уникальность христианства (и Православия) в ряду мировых религий.


Я ведь изучал попытки синтеза мировых культур и религий и нашел, наконец, вектор в истории человечества. В моем понимании, он оказался безупречен. Не потому, что другие религии хуже, а потому что они представляют из себя некую ступень на пути совершенствования человечества, а на вершине стоит Христос.

Детское сердце просит чуда


- Итак, Вы нашли Истину.


- Не только в плане философских и культурологических аргументов, но и в плане религиозного опыта.


- Чьего опыта?


- Представьте себе, моего собственного, потому что вначале он был лишь культурологический. Ведь я был каким верующим, - номинальным: для меня Пасха и Великий пост были священны, а во всем другом я совершенно ничего не понимал.


- Вы могли спросить у священника.


- Ну, что Вы, я был для этого слишком гордым человеком и считал, что у меня достаточно своего ума. Даже к молитвенному опыту я пришел благодаря русской философии, расстался с индивидуализмом и ощутил себя частью Церкви. Стал чаще ходить в храм, внимательнее слушать слова и эту удивительную церковную музыку, испытывал новые потрясающие ощущения.


Икону купил, наконец! Оказывается, без иконы я не мог молиться, мне нужен был живой, конкретный : другой. И чем больше я общался с Божественным образом, тем больше сознавал, что этот образ - живой. Наконец-то я понял то, что умом знал давно: икона - это окно в другой мир.


И русским я себя стал ощущать в полной мере благодаря тому, что нашел, наконец, свою веру и избавился от сомнений. Невозможно быть патриотом и любить национальную культуру без веры. Хотя внутренняя борьба идет постоянно.


- Кто же борется?


- Ну, как же, человек внутри человека. Я считаю, ужас какая борьба происходит внутри. Особенно в школе, там чувствовать себя святым никак нельзя, наоборот, чувствуешь себя страшным грешником!


Когда человек начинает работать в школе, он должен себя постоянно усмирять. Перед тобой класс 12-15 человек - это значит, десятки, если не сотни, требований и хотений, а тут еще ты со своими десятками требований и хотений, с которыми ты еще сам не справился. И вот ты и пытаешься ученикам что-то предложить, а потом, если не получается, еще и навязать. И ведь это происходит каждый Божий день.
Я - и любой учитель - идем преподавать детям истинные добро и красоту, но идем как? Можно преподавать, обижаясь, оскорбляя другого и даже мстя кому-то, кого-то наказывая. Вот почему нужна ежедневная борьба с самим собой: чтобы усмирять свои страсти, они, оказывается, точно такие же, как у твоих учеников, разница только рационально-эрудированная, а все остальное у тебя, может, еще и хуже.
Вот идет урок и вы говорите о вещах, которые прочувствовали всем сердцем, и вдруг видите, что им просто наплевать на то, что вы говорите. И что вы тут будете делать? Либо будете внутренне себя сдерживать: сколько сможете: а обида-то копится, напряжение растет и может случиться выплеск энергии, то есть, скандал...

Икона - это окно в другой мир


- У Вас есть оптимальный вариант поведения?

- Внутренняя улыбка. Или - склоненная голова. Во всяком случае, необходимо осознание того, что движешься с учениками в разных направлениях и сказать себе: "Это хорошо, это прекрасно, что моя внутренняя скорлупа унижена". Унижена как раз та самость, которая является главным врагом учителя - его темное начало, не он сам, а его скорлупа. А дух его должен испытывать огромную радость и тогда улыбка возникает практически непроизвольно, внутренняя, а потом и внешняя. И начинаешь как бы с начала, но уже с хорошим настроением.


- Евгений, почему Вы все-таки выбрали ОПК?


- Это спасительный предмет, и я ставлю единственную и главную задачу - дать детям систему ценностей, которая сориентирует их действия и мысли. Стараюсь открыть им картину мира с некоей дисциплиной, порядком и законом.


Результат? Его пока невозможно увидеть, это легко только в детском саду или в 1 классе, а у меня были 4 и 5 классы. К тому же ОПК всего один час в неделю, а потом ученики приходят домой, а там телевизор, который они смотрят часами! Мы хотим, чтобы они с помощью одного учебного часа изменили себя и свои привычки? В то время как мы, взрослые, за всю жизнь этого сделать не можем!


Но я точно знаю, что большинству ребят на уроках "очень интересно и очень нравится", так они говорят родителям. Ведь они теперь знают о Боге, о своих ангелах-хранителях, о происхождении мира, о том, что наука уже не противоречит религии, и они мирно сосуществуют. Я раздаю им тексты молитв, дети знают, что это их способ общения с Богом и небесным миром. Все это уже для них есть некий новый закон мироздания, новый принцип построения мира и совершенно другое место человека в нем. Одним словом, ОПК закладывает новое мировоззрение.


И поскольку детское сердце просит чуда, я им его даю. Что такое инопланетяне, НЛО и всякие летающие столы, если рядом есть реальное, насущное и практическое чудо, связанное с их собственной жизнью. Это Бог, ангелы, которые в состоянии сделать все, что угодно. Нужно только захотеть, и с каждым может произойти чудо, например, в учебе. И часто ребята хотят чуда, но какого? Халявного!


- Я сегодня попрошу Бога, чтобы у меня была "пятерка" по контрольной, - говорит кто-то. На это я отвечаю...


- Не думаю, что Бог тебе поможет в следующий раз. Разве Иисус Христос творил чудеса без труда, ничего не принося в жертву? А апостолы, а святые? Да, ты можешь лежать на печи и кушать чай с крендельками, но знай, что за контрольную у тебя будет "двойка".


И ребята уже поняли, что без труда чуда в их жизни не произойдет и иным Бога принять нельзя.


- Выходит ли "спасительный" ОПК за рамки 4 и 5 классов?


- Постоянно. В старших классах я веду предмет "Мировая Художественная Культура", сокращенно МХК, и стараюсь делать это в религиозном аспекте. Конечно, никакой религиозной системы не даю, но яркие эмоциональные картины создаю принципиально, потому что они обязательно останутся в памяти и в душе. Помню, после видеопросмотра фильма "Страсти Христовы" рыдали все девчонки. Мальчики, конечно, были сдержанны и долго не могли ни слова сказать. Потом ученики мне задали 60 вопросов! Эмоциональной была также тема "Византийские и русские храмы":


Меня не интересует подробный перечень произведений художественной культуры, меня интересует одно произведение, но которое будет раскрыто полностью, и в котором будет отражаться зеркальность чувств данной культуры и все ее восприятие мира. Такое своеобразное путешествие по традициям. Например, портрет Моны Лизы Леонардо да Винчи.


- Какой же православный аспект Вы выбрали?


- Сравнил с иконой: лицо женщины - лицо ангела, хранится в музее - имеет практическое использование в храме, назначение портрета - эстетическое любование, назначение иконы - опять же практическое действие. Больше всего ребятам понравилось сравнивать мировоззрение.


- Дайте-ка я догадаюсь: прямая и обратная перспектива.

- Именно!


- Представляю, какое это было для них открытие. Настоящее чудо.


- Они даже обрадовались этой разнице, вот что удивительно. Так что теперь они могут вступать в полемику о том, что на иконах якобы искажение реального мира. Наоборот, на иконах как раз полнота гармонического, детского, можно сказать, изображения мира. А мы-то думали, что дети рисуют каким-то странным образом. Оказывается, это художник себя ломает, когда учится технике исполнения, учится изображать человека центром вселенной. Мои ученики теперь знают, что человек не есть центр вселенной.


- Какая тема Вашей диссертации?

- Философия языка. Язык - это, можно сказать, религиозная, сакральная единица, как и Слово. Вот почему "В начале было Слово": Слово как Христос, то есть, энергия деятельная, Слово как Дело.

 

Людмила Козельцева

Когда печаль и отчаяние в нас усиливается, тогда мы не можем приносить должнаго покаяния, ни окаявать себя, ни укорять, хотя в печальном расположении души и не предаемя греху. Когда оныя угаснут, тогда опять мучитель наш внушает нам о милосердии Божием, чтобы мы снова пали.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото40

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.