|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (18) сентябрь |
|
|
НА ПРИЕМЕ У ПАСТЫРЯ
Продолжение. Начало в №8 (17) август 2005г. Противостояние богословия и психологии осталось в далеком прошлом
Еще одна пастырская обязанность - учительство. Считается, что священник первым делом должен поучать, независимо от того, умеет он это делать или нет. Такая уверенность подкрепляется традицией: принято считать, что дар учительства подается благодатью Святого Духа, через рукоположение. Роль личности здесь как будто не предусмотрена.
Нельзя быть учителем, не будучи учеником
Это может приводить к печальным последствиям. Любое заявление священника, например, о святости Ивана Грозного или неприемлемости ИНН - воспринимается как истина в последней инстанции. А говорит ли он от своего ума или безумия, от своего знания или невежества - это не обсуждается. Нельзя также забывать, что важнейшая часть пастырства - это также и ученичество. Ведь апостолы были учениками Христа. Значит, и для пастыря ученичество - обязательная задача. Нельзя быть учителем, не будучи учеником. К сожалению, это не всегда осознается, а тем более исполняется.
И, наконец, еще одна сторона пастырской работы - это социальная работа в больнице, интернате, с инвалидами и беспризорниками. В этой пастырской работе особым образом проявляются человеческие качества самого пастыря. Здесь нужно быть не столько профессионалом, сколько христианином.
Сопоставление
Итак, рассмотренные аспекты пастырской работы, исключая совершение богослужений, таинств и треб, можно сравнивать с работой психолога-консультанта и психотерапевта.
Что общего в психотерапевтической практике и пастырском служении? Во-первых, в использовании беседы как одного из элементов работы психотерапевта. Человек просит помощи, и психолог призван ее оказать - в этом, может быть, и заключается его главное служение. Во-вторых, в работу психолога (я имею в виду психолога-христианина) входят и элементы учительства. Он несет людям просвещение антропологическое и психологическое, если не сказать духовное. Так в консультации, которая работает при нашем факультете, я веду прием желающих получить именно психологическую помощь. Такие консультации отличаются от пастырских бесед, как групповых, так и индивидуальных, совершающихся в храме.
Смысл этих консультаций не сводится к религиозным вопросам: обретения веры, разрешения сомнений в учении и канонах Церкви, но включает широкий спектр вопросов личной, профессиональной и семейной жизни.
Вести к вере или...
Психология и пастырство взаимодополняют друг друга |
Многие православные психологи часто говорят, что они должны вести человека к вере. По мнению православного приходского психолога И.Н. Мошковой, одна из важнейших задач христианского психолога - приводить человека в храм, к Богу. Однако деятельность практического психолога не имеет своей целью катехизацию, ее гораздо лучше может выполнить специалист в этой области. Другая точка зрения принадлежит известному психотерапевту Ф.Е. Василюку, декану факультета психологического консультирования Московского государственного психолого-педагогического университета: христианство должно быть той точкой опоры, на которой стоит психолог (психотерапевт), но сама позиция может присутствовать не явно, а в подтексте.
Явно или неявно, проповедь может присутствовать в деятельности христианского психолога - но это, конечно, его решение, его выбор. Хотя, разумеется, проповедь - это призвание скорее харизматическое. По моему мнению, если для практического психолога важна его собственная христианская позиция, он ее скрывать не должен.
Личностный опыт и зрелость
Большое значение имеют личностные качества пастыря и психолога. Архимандрит Киприан (Керн) в книге "Приходское пастырское служение" пишет о сострадании как о важнейшей части служения священника. То же самое в полной степени относится и к психологу (консультанту или психотерапевту). Без сострадания (в психотерапии для этого есть понятие эмпатии) психолог едва ли сможет работать результативно.
Как для пастыря, так и для психолога очень важны личностный опыт и зрелость, являющиеся необходимым условием работы. Можно еще сказать и о целостности мышления, мировоззрения и жизни; о соответствии веры и служения, образа жизни и мышления.
Внимание к человеку, падшему и потерявшемуся (то, что так недостает современным христианам), также нужно психологу и психотерапевту. Имеется в виду настроенность на другого человека, обращенность к нему. Традиционное для психологии принятие другого таким, каков он есть, есть и в пастырстве. Но в современном пастырстве с этим дело обстоит довольно трудно, так как значительная часть молодых христиан, как священников, так и пасомых, - неофиты, которым свойственны крайность и категоричность суждений. Принятие другого, терпеливое и лояльное отношение к опыту, пусть и ложному, свойственное личностно зрелым, чаще всего опытным священникам, одинаково важно как для пастыря, так и для психолога.
Ради чего все это?
Если священник не осознал, зачем он выбрал путь служения, и не разобрался в своих помыслах, то беда от такого пастыря. Он будет реализовывать свои честолюбивые или властолюбивые амбиции. Также и психологу нельзя начинать практическую деятельность, пока он сам не проработает свои проблемы.
Этот список профессионально важных личностных качеств, общих для священника-пастыря и для психолога, объединяет эти два служения и показывает, насколько они близки.
По материалам: www.religion.ng.ru Продолжение следует:
Священник Андрей Лоргус
|