|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (19) октябрь |
|
|
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА СПОСОБСТВУЕТ КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА
- 1 сентября Россия вспоминала годовщину трагедии в Беслане. Что Вы хотели бы сказать по этому поводу? Может ли пример жителей Беслана, которые не взяли в руки оружие и не стали мстить, положительно повлиять на ситуацию в северокавказском регионе? Каково Ваше мнение о недавних событиях в Астраханской области?
- Годовщина бесланской трагедии - это, прежде всего, глубокая душевная потребность в молитве об упокоении в селениях праведных ее многочисленных невинных жертв. Отныне скорбная дата 1 сентября всегда будет напоминать нам не только о необходимости действенного сострадания раненым, искалеченным, получившим тяжелейшие душевные травмы людям, вовлеченным в те ужасающие события, но и о том, что подобного нельзя допустить никогда и нигде. Не может быть забыт и подвиг тех, кто положил свою жизнь ради освобождения заложников. Русская Православная Церковь в этот день вознесет сугубые заупокойные молитвы обо всех погибших от рук террористов. Бесланская трагедия, поразившая весь мир своей бес-предельной жестокостью, - наше общее горе. Однако организаторы теракта не достигли своей главной цели: им не удалось разжечь пламя межнациональной и межрелигиозной войны. "У Меня отмщение, Я воздам", - говорит Господь (Евр. X, 30). Поистине евангельскую мудрость проявили те люди, которые не поддались на провокационные призывы к мщению и удержали от непоправимого шага своих собратьев. Да и возможно ли верующему человеку возлагать на какой-либо народ вину за преступления тех не-многих, кто своими действиями поставил себя не только вне собственного народа, но и всего рода человеческого?
К прискорбию, попытки враждебных нашему общему Отечеству сил посеять семена раздора на пространствах многонациональной России продолжаются и будут продолжаться. Особенно остра ситуация на Северном Кавказе. Чтобы воспрепятствовать гибельной для страны эскалации ненависти и насилия, государство и общество должны объединить свои усилия. Политическая оценка состояния межнациональных отношений не должна ограничиваться констатацией светской властью того факта, что тот или иной конфликт не имеют этниче-ской или религиозной подосновы. Человеку верующему очевидно, что без религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения, всего общества достичь взаимного уважения и разумной терпимости в таком сложном регионе, как Северный Кавказ, невозможно. И потому умиротворяющая и просвещающая роль традиционных религиозных организаций видится нам определяющей в перспективе национального возрождения как России в целом, так и множества народов, ее населяющих и составляющих.
Государственное становление и развитие России неразрывно связаны с Церковью, с Православной верой |
Думаю, что произошедшее в селе Яндыки, где на протяжении долгого времени мирно соседствовали и сосуществовали русская, калмыцкая и чеченская общины, - одновременно результат как отсутствия продуманной и кропотливо претворяемой в жизнь национальной политики на местах, так и неспособности своевременно дать надлежащую правовую оценку действиям хулиганов или провокаторов, стремящихся дестабилизировать ситуацию.
- Каково Ваше мнение относительно необходимости одно-временного введения преподавания основ православной и ислам-ской культур в южных регионах России?
- В России Православие - это религия подавляющего большинства населения. В этом смысле наша страна является религиозно, культурно и этнически более однородной, чем, например, многие государства Запада.
Государственное становление и развитие России неразрывно связано с Церковью, с Православной верой; великие достижения нашей национальной культуры невозможно адекватно вос-принять и вполне оценить вне православного религиозного контекста. И потому совершенно очевидно, что с Православием должен быть знаком не только всякий более или менее образованный человек, но и любой, кто является гражданином нашего Отечества.
Но это отнюдь не означает автоматического отвержения иных культурно-религиозных традиций и ценностей. В регионах, где компактно проживают мусульмане или буддисты, преподавание основ соответствующих культур не только уместно, но и необходимо, ибо невежество в религиозных вопросах воспроизводит питательную среду для экстремизма и ксенофобии. Мы знаем, что идеологи терроризма нередко обращаются с религиозными лозунгами с целью манипулирования людьми, слабо разбирающимися в основах своей веры. И потому преподавание Основ религиозной культуры способствует консолидации общества, оно - необходимый элемент системы общего образования.
Там же, где, например, бок о бок проживают православные и мусульмане, совершенно необходимо параллельное преподавание основ православной и мусульманской культур. И такой положительный опыт уже есть: епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и руководство Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края подписали с карачаево-черкесским министерством образования и науки соглашение о введении преподавания основ православной и мусульман-ской культур. И столь же красноречивый обратный пример: в столице России существует несколько десятков государственных школ с преподаванием цикла национально-культурных и религиозно-исторических дисциплин для проживающих в Москве детей самых разных народов. Вместе с тем русские школьники и дети других национальностей, которые хотели бы изучать культурологическую дисциплину "Основы православной культуры", в Москве этой возможности в государственных школах лишены.
- Месяц назад в стране начал вещание православный общественный телеканал "Спас". Каково Ваше впечатление от его первых передач? Нужен ли такой канал, программы которого может увидеть лишь тот, кто подключится за немалые деньги к спутниковому ТВ, - ведь получается своего рода "православие для богатых"?
Многообразие и богатство духовной жизни человека не исчерпываются взаимоотношениями на работе, дома и в отпуске |
- Появление православного телеканала на телевидении, несомненно, радует. Информацию о Православии, о жизни Церкви, о ее роли в жизни общества сотрудники канала пытаются донести до современных людей на понятном им языке, стараются объяснить, что многообразие и богатство духовной жизни человека не исчерпывается взаимоотношениями на работе, дома и в отпуске, что необходимо проявлять заботу не только о телесном существовании, но и о жизни души. Весьма важно, чтобы люди имели возможность посмотреть на происходящее в их внутреннем мире и вне его с точки зрения тех непреходящих ценностей, которые хранит Русская Православная Церковь. Спутниковый формат вещания нового телеканала сегодня является вынужденным и действительно не имеет общенациональной аудитории. К нему могут подключиться люди, обладающие определенным достатком, однако коммуникационные технологии дают возможность со временем выйти на кабельное вещание, что может значительно расширить аудиторию канала. К тому же спутниковые "тарелки" могут, наверное, находиться в коллективном пользовании - как отдельных групп верующих, так и православных приходов. Как бы то ни было, сотрудники православного телеканала уже накапливают тот бесценный и довольно специфический опыт работы, без которого появление в будущем общедоступного массового православного телеканала было бы вряд ли возможно.
Я сторонник того, чтобы подобные телеканалы были по форме светскими проектами, однако утверждали в обществе и в сознании отдельного человека вполне определенные и спасительные для них духовно-нравственные ценности.
- Как Вы прокомментируете действия украинских греко-католиков, объявивших 21 августа своим главным городом Киев?
- Перенос резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев был воспринят нами с глубочайшим сожалением, поскольку очевидно, что данный шаг может привести лишь к серьезному обострению и без того напряженных отношений между право-славными и греко-католиками на Украине.
Киев является колыбелью Православной Руси и всегда, несмотря на все исторические перипетии, был и остается важнейшим духовным центром нашей Церкви. Для православных верующих Украины пребывание в Киеве главной кафедры греко-католиков, в свое время отколовшихся от Православия и начавших жестоко преследовать людей, оставшихся ему верными, является вызовом их историческому и национальному самосознанию.
Бесспорным фактом является то, что подавляющее большинство верующих киевлян, как и вообще жителей Украины, является православными. При этом общеизвестно, что Украинская Греко-Католическая Церковь представляет собой узко локальное явление, имеющее более или менее ощутимое присутствие лишь в нескольких областях Западной Украины, в свое время являвшихся частью Австро-Венгерской империи. Поэтому мы считаем, что нынешний переезд руководства этой Церкви в украинскую столицу - это следствие давних претензий греко-католиков на общенациональный статус, не имеющих под собой никаких реальных оснований.
О желании униатов подменить собой Православную Церковь в исторической памяти Украины и современной жизни страны свидетельствует и новый титул главы Украинской Греко-Католической Церкви - "Верховный архиепископ Киево-Галицкий". Упоминание Киева в данном случае является сознательной попыткой греко-католиков продублировать титул пред-стоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины. Это не только некорректно с церковно-канонической точки зрения, но и свидетельствует об элементарном неуважении к православному большинству Киева и Украины. Подобная политика греко-католиков, демонстрирующая явное пренебрежение к интересам и мнению Украинской Православной Церкви, вызывает закономерную обеспокоенность и протест ее верующих. Совершенно очевидно, что это ни в коей мере не способствует установлению атмосферы открытости и доверия, столь необходимых для улучшения православно-католических отношений.
По сообщению Службы коммуникации ОВЦС МП
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
|