|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (19) октябрь |
|
|
ПРАВОСЛАВИЕ В ПОЛЬШЕ
С отцом Ростиславом Солопенко, настоятелем православного храма Петра и Павла в Лидзбарке-Варминьском, что находится в соседнем с нашей областью Варминьско-Мазурском воеводстве Польши, мы познакомились в находящемся на окраине этого города пансионате "Лесное затишье". Туда он приехал проведать калининградских мальчишек и девчонок из школы-интерната № 3, которые здесь отдыхали и набирались сил на летних каникулах. На видавшем виды стареньком "Фольксвагене" он привез для интернатовцев яблоки, помидоры, другие дары щедрого в этом году урожая. Вместе с ним приехали матушка Маргарита, сын и дочка. Между нами завязалась интересная беседа.
- Как и у многих, к православной вере меня приобщила бабушка, - начал о. Ростислав свой рассказ. - Родился я в Киеве в 1974 году, но в Лавру или какие-то другие храмы, которых было много в городе и в советское время, ходил только на Пасху и по другим большим церковным праздникам. Конечно, иконы дома были, бабушка молилась, но сказать, чтобы я тогда уже проникся верой в Бога, было бы очень большой натяжкой. Бабушка тоже особо не настаивала, чтобы я с братом и сестрами и наши родители постоянно ходили в церковь, да и время было атеистическое. Но все же, думаю, ее молитвами позже, уже в 90-х годах, и я, и мои сестры стали гораздо ближе к Богу.
- С чего, батюшка, начался ваш осознанный путь к Церкви?
- Закончив школу, я поступил в Киевскую сельскохозяйственную академию, которую закончил в 1995 году. О вере особо тогда не задумывался. Хотя уже тогда не любил шумных компаний, на вечеринки, дискотеки практически не ходил. Занимался спортом, в основном тяжелой атлетикой, тогда в моду начал входить бодибилдинг. Тоже стал тренироваться, качать мышцы. В итоге получил серьезную болезнь сердца. Приговор врачей - инвалид на всю жизнь.
Вначале было очень тяжело, одолело уныние. Перепробовал разные методы лечения - народную медицину, лекарства. Тогда и стал посещать церковь у метро "Московская площадь". К концу 2-го курса уже себя неуютно чувствовал, если хотя бы раз в неделю не побывал на службе. Стал исповедоваться, причащаться. И болезнь отступила! Разве это не чудо?
- Не тогда ли созрело решение посвятить свою жизнь служению Богу, стать православным священником?
- Нет, до этого было еще далеко. Бог дал, что я поехал вместе с другими студентами после 4-го курса поработать в Англию - на уборку урожая в фермерских хозяйствах. Попал в город Кентербери на юге страны, в графстве Кент, где находится знаменитое аббатство. Первый год в Англии исключительно только деньги зарабатывал, а на следующий, уже получив в академии специальность агронома-инженера, отправился туда изучать садоводство. Учеба проходила в филиале Гринвичского университета в 50 км от Лондона. Там находится православная церковь, на-стоятелем которой был Антоний Блум, митрополит Сурожский.
Появилось радостное чувство общения с единоверцами в чужой стране. Причем не только с русскими. Много было православных англичан. Я чувствовал, что становлюсь все ближе и ближе к Богу.
В конце концов наступило утро, которое очень отчетливо врезалось в память. Помню, сижу в студенческом общежитии и размышляю: либо я растворюсь в этой среде, как подавляющее большинство окружавших меня студентов, покачусь по наклонной плоскости бездуховности и разврата, либо выберу другой путь в своей жизни. Не иначе как по молитвам моих сестер, которые постоянно молились за меня в Киеве, пришло это озарение. Я поехал к православному священнику отцу Василию в Оксфорд, долго беседовал с ним о волнующих меня проблемах. Он очень помог мне взглянуть на жизнь по-новому.
- Таким образом, с садоводством было покончено...
- Не сразу. Все-таки не хотелось бросать резко учебу и работу. К тому же спустя некоторое время познакомился с Маргаритой - студенткой из Польши. Из католической веры она перешла в православную. Мы обвенчались. В церкви к тому времени я уже стал своим человеком. После того как я закончил учебу в Англии, мой духовник, игумен Киево-Печерской Лавры, благословил меня на поступление в Варшав-скую православную семинарию. Учился заочно и одновременно служил в одной из церквей в Ольштыне.
- Батюшка, а как попали в Лидзбарк-Варминьский?
- Этот приход попросил меня принять отец Александр Шеломов, который к тому же духовно окормлял православных верующих, проходящих службу в польском военно-морском флоте. Приходы в таких городах маленькие. Были большие сомнения, справлюсь ли я, но все же решился. Таким образом, с 2002 года я здесь служу.
- С чего пришлось начинать?
- Мой предшественник был настоятелем храма почти 13 лет, поэтому много уже было сделано, не с нуля я здесь начал свое служение Господу. Церковь была возведена еще в начале XIX века известным архитектором Шинклем. До 1945 года это была евангелическо-лютеранская кирха, затем передана православным. Само здание деревянное, требует постоянного ухода, несколько раз ремонтировалось. Но я столкнулся с такой ситуацией, что многие горожане вообще не знали, что это действующая церковь. До меня службы проводились при закрытых дверях, немногочисленные прихожане будто чего-то опасались, старались поменьше привлекать к себе внимание. Дело в том, что большинство православных были переселены сюда после войны из западных областей Украины в результате акции "Висла", с тех времен, видимо, какая-то боязнь и осталась.
С моим приходом литургии стали проводиться при открытых дверях, обязательными стали крестные ходы по праздникам вокруг храма. Раньше они проводились внутри храма, что вообще было для меня удивительно.
- Как горожане, подавляющее большин-ство из которых, естественно, католики, отнеслись к оживлению жизни право-славных в вашем приходе?
- Должен сказать, что люди здесь хорошие, добрые. Никаких эксцессов, проявления недоброжелательства не было вообще. Более того, стали заходить в нашу церковь, с любопытством осматривать ее внутреннее убранство, иконы. Службы у нас проводятся в основном по воскресеньям и по церковным праздникам. Но любой желающий может позвонить мне по телефону (номер на двери храма), если надо срочно совершить Таинство.
- Посты у православных в Польше чем-то отличаются от принятых в России?
- Нет, канонически абсолютно ничем. Так же, как и богослужения проводятся у нас на церковнославянском языке.
- Помогают ли польские власти?
- Раньше, если судить по бумагам, оставшимся от моего предшественника, помощь была более объемной. Теперь гораздо меньше. Требуются значительные средства на ремонт, и сейчас я совершенно не представляю, как его сделать.
- А прихожане?
- Я служу на двух приходах, еще в Гурово-Илавецке. Если в каждом наберется по двадцать-тридцать человек, то их пожертвования проблему никак не решают. Какие-то деньги поступают иногда от епископа. С Божьей помощью удается пока поддерживать жизнь на приходе. Причем такая ситуация свойственна для всей Польши и нашего Варминьско-Мазурского воеводства в частности. Исключение, может быть, составляют восточные области. В Белостоке, Грабаркае православных традиционно гораздо больше.
А здесь из положения выходим так: чтобы праздники проходили веселее, съезжаемся вместе, человек по 150-200. Из-за этого даже пришлось перенести наш престольный праздник апостолов Петра и Павла на две недели, т.к. все отправились в другую церковь в тот день.
- Калининградские дети, отдыхающие ежегодно в "Лесном затишье", приходят в храм?
- Конечно. И очень помогают благоустраивать отдельные помещения, постоянно делают уборку храма. До серьезных работ по ремонту я их не могу допустить - этим должны заниматься специалисты. Но побелить, покрасить - эту работу они выполняют с удовольствием. Также помогают матушке по хозяйству. Посещают службы, исповедуются, причащаются...
- Удается бывать в Калининградской области?
- Сына моего звать Серафим, поэтому с удовольствием посетил храм Серафима Саровского в Светлогор-ске, очень хорошо знаю отца Олега Онищука. Был и в Зеленоградске в храме Андрея Первозванного. Удается общаться, но хотелось бы, чтобы таких встреч было больше. Хотя от России оторванными мы себя не ощущаем. И с удовольствием при-глашаю в гости к себе в Лидзбарк-Варминьский.
Lidzbark-Warminski ul. Wysoka Brama, 4/6 o. Rostislav Solopenko (1048) 089-767-50-78
- Спасибо, батюшка, за беседу.
Фото автора
Дмитрий ОСИПОВ
|