Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№10 (19) октябрь

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 

 

НА ПРИЕМЕ У ПАСТЫРЯ

 

(Окончание. Начало в №8 (17) и 9 (18) сентябрь 2005 г.) Противостояние богословия и психологии осталось в далеком прошлом

 

Священник Андрей ЛоргусЛичные качества


Однако есть качества, которые необходимы священнику, но которых никто не будет ожидать от психолога. Во-первых, это вера в Бога, основанная на учении Церкви. Для священника это основа, без которой не может быть никакого служения.


Если речь идет о православном психологе, то никто не будет устраивать ему такого экзамена. Тем не менее, психолог, претендующий на звание христианского психолога, должен иметь специальную богословскую подготовку. Для этого, например, на нашем факультете открыты курсы повышения квалификации для психологов, социальных работников, учителей и медиков, включающие как психологическую, так и богословскую подготовку.

Во-вторых, священник не может не быть включен в собственную духовную покаянную практику. Несомненно, человек не может быть священником, если сам не знает своих пороков, страстей и не борется с ними. Путь покаяния, путь к чистоте - обязательное требование к священнику.

В психологии все проще?

Важно ли это для психолога? Да, наверное, важно, но предъявить это как профессиональное требование в том же объеме, как к священнику, наверное, неуместно. Нет для психологов и канонических ограничений, например, касающихся брака. Для психолога, конечно, важно знание своих проблем для того, чтобы они не накладывались на рабочее состояние, не резонировали в работе с клиентом, и это выполняется в супервизии. Супервизию часто называют психотерапией для психотерапевта. Терапевт с помощью более опытного психотерапевта может обнаружить свои собственные затруднения и понять, что мешает ему полноценно работать с пациентом, быть равным ему, а не быть его рабом или персональным гуру. Такая супервизия помогает научиться признавать свои ошибки, понимать свои ограничения, не бояться затруднений и получать удовольствие от своей работы.


Для священнослужителя, наверное, самое главное - его нравственный и социальный статус, образ жизни и поведение. К психологу эти требования, если он христианин, тоже применимы, но не в столь строгой степени.

Различные цели

Возникает вопрос: где же проходит черта, разделяющая пред-ставление о двух служениях? В чем их самобытность и необходимость для современной церковной жизни? Кто может сказать: "Вот эта линия! Здесь место психолога, а здесь - место пастыря"?
Прежде всего, следует обратить внимание на различие в цели. Верно, что священник и психолог, так же как и педагог и медик, работают и служат человеку. Но у них различные онтологические цели. Психолог, учитель, медик помогают человеку жить, понять себя, помогают в душевных проблемах. Можно сказать, что священник служит спасению и исцелению души, а психолог помогает "строительству" личности человека.


Предельность цели открывает перед священником человеческую душу так глубоко, что дерзновенность вхождения во внутреннюю жизнь человека приводит священника в трепет и благоговейный ужас. Психолог не только не может вторгнуться так же дерзко, но он и процессуально огражден рядом правил и норм его профессиональной работы.

Очень важно сохранить целостность своей личностной позиции


Священник, конечно, более на виду. Он виден не только в церкви, в общине, но и в обществе. Психолог, как правило, скрыт за стеной своего кабинета. Оттого и общественный статус психолога скромнее.

А как насчет конкуренции?

Является ли психолог конкурентом священника? Не вторгается ли психолог в пастырское служение? Может ли священник быть одновременно и пастырем, и психологом?


Нам представляется, что наших наблюдений достаточно для ответа на главный вопрос: пастырство не то же самое, что практическая психология. Психологическая практика тоже никак не может подменить собою духовное руководство и пастырское окормление. Опасения эти могут иметь место только тогда, когда психологическая практика построена на ложных и непрофессиональных основаниях и не имеет отношения к христианству.


Христианская психология, которая формируется на наших глазах, исключает возможность такой подмены. Однако подмена может быть и с другой стороны, со стороны пастырства, а вернее, со стороны крайних, младостарческих форм пастырства, уже осужденных Церковью.

Личный опыт

Остался еще вопрос о священнике-психологе. Можно ли совмещать эти два призвания в одном служении? Здесь я могу говорить о собственном опыте.


Ведь есть два фундаментальных факта в том и другом служении: я служу человеку и сам являюсь человеком; служу спасению души и сам нуждаюсь в спасительной силе Церкви; служу строительству богоподобной личности и сам строю свою; наконец, учительствую и сам являюсь учеником. В этой экзистенциальной двойственности мне видится только один путь цельности и целомудрия. Путь этот - личность.
Личность не может раздвоиться, личность всегда есть тождество с самой собой. Я как священник и я как психолог - не два разных человека. Это трагическое разделение существует только в сфере интеллекта. Сама личность воссоединяет отдельные служения. Очень важно сохранить целостность своей личностной позиции, а не стремиться к нормативной правильности. Как священник я остаюсь в границах Церкви, а будучи психологом, я прежде всего христианин.

По материалам
www.religion.ng.ru

 

Священник Андрей Лоргус

Ненавиденье лукавства заключается в том, когда человек оправдывает ближнего, а себя обвиняет во всяком случае.

 

Св. Пимен Великий

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 6

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.