|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (20) ноябрь |
|
|
ПУТЬ К ВЕРЕ
Каждый человек призван найти свой путь к вере. Кто-то вступает на этот путь с рождения, кто-то - в зрелые годы. Многие сегодня задумываются о спасении души только перед лицом болезни и даже смерти. Об этом наш корреспондент беседует с иереем Алексеем Евграфовым, настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, что в поселке Донское под Светлогорском. Отец Алексей окормляет также Калининградский онкологический диспансер.
- Отец Алексей, по традиции, гость нашей страницы рассказывает о своем личном пути к Храму. Правда, что Вы, как и многие люди в 90-е годы, увлекались йогой, экстрасенсорикой и биоэнергетикой?
- Был грех. В те смутные времена, в начале 90-х годов, мне было лет 15. Я жил в Зеленоградске и ходил в некий клуб, где не по-дилетантски, а на полном серьезе изучал "космиче-ские энергии". Практически каждый день перед сном я садился в определенную позу и начинал "ощущать". Хотя душа и замирала от ужаса, я все же не бросал занятия, потому что был прилежным учеником.
По воскресеньям регулярно минут на 10-15 я заходил в храм. Первые посещения были по настоянию моего "гуру", он утверждал, что в храме можно "изучать энергии". Но буквально через несколько недель я понял, что моя душа, как сказал Тертуллиан, "по сути своей христианка" и она стала звать меня в храм чаще, чем в клуб.
И вот однажды, как сейчас помню, настоятель храма отец Алексей Губанов поманил меня пальцем:
- Подойди сюда. Как тебя зовут? Хочешь в алтарь, помогать?
- Хочу.
- Приходи в среду в 17.00, будем читать акафист апостолу Андрею Первозванному. Знаешь такого?
Я тогда не то что про апостола или его мощи, я вообще ничего не знал, кроме названия храма. - Сейчас клубов йоги стало меньше, чем в 90-е годы, но их количество компенсирует необъятное и доступное море литературы в книжных магазинах.
- По своему опыту могу сказать, что даже чтение такой литературы весьма опасно. Ведь после того, как я по совету отца Алексея стал регулярно вычитывать молитвенное правило, со мной стали происходить невообразимые и страшные вещи.
Я физически стал ощущать постороннее присутствие: кто-то постоянно ходил за моей спиной, садился или вставал на мой письменный стол. Какие-то звуки, скрипы, шаги: Я, здоровый и крепкий парень, стал плохо спать по ночам.
- Явились те самые силы и энергии, которые Вы звали, обучаясь в клубе?
- Как оказалось, эти силы и энергии имеют простое название - бесы, и пусть на этот счет не обольщаются ни читатели книг по экстрасенсорике, магии и так далее, ни члены клубов, ни сами "учителя".
Конечно же, меня спасали молитвы, но темные силы продолжали иногда посещать. Это случалось в двух случаях: когда я становился сильнее, например, после Причастия, или слабее, когда, прости Господи, ругался с кем-нибудь. Они сразу же тут как тут!
- Поселок Донское - это военный гарнизон. Храм в поселке еще только строится, но молельному дому уже немало лет. Неужели инициаторами возрождения веры были военнослужащие?
Даже простое чтение оккультной литературы весьма опасно |
- А больше и некому было, потому что бабушек и дедушек, как Вы знаете, в закрытом военном гарнизоне очень мало. Актив будущего прихода так искренне хотел, чтобы в поселке был православный храм и батюшка, что стал "выбивать" у командования части разрешение на место для совершения богослужений, а также служебную квартиру для священника. Еще не было ни первого настоятеля, отца Олега Онищука, ни места под храм, ни места для коллективных молитв, а прихожане уже приглашали на свои собрания священника Виктора Куркина из ближайшего поселка Янтарный.
- Среди командования все были, вероятно, атеисты и дело двигалось медленно?
- Была серьезная борьба и даже, не побоюсь этого слова, война с командирами и местными управителями, чтобы хотя бы зарегистрировать общину. Не говоря уж о том, чтобы ей выделили какую-нибудь сараюшечку под молитвы. Наконец на Рождество Христово из Калининграда приехал отец Меркурий и совершил первую литургию прямо на улице. Это было в 1995 году.
Сейчас отношение не просто лояльное, а очень доброе: командиры приходят в храм с различными вопросами, присутствуют на богослужении. Не постоянно, конечно, потому что люди всю жизнь учились другому. Если приехать в Донское на воскресную литургию, то можно видеть, что в храм трудно войти, так много людей, среди них дети и младенцы. Нам уже давно тесно, вот почему мы стали строить новое здание храма.
Скажу еще несколько слов о месте строительства, оно в самом центре поселка. Знаменитое, надо сказать, место. Его можно назвать и "лобным", и "очищенным огнем", и еще невесть как. У немцев здесь стояла деревянная казарма - сгорела. В советское время здесь была почта, позже кафе "Ягодка" - тоже сгорели. Потом на этом месте разбили сквер, установили вертолет на постаменте и рядом фонтан - разобрали в перестройку и устроили там свалку.
Но вскоре, как говорится в Священном Писании: "Где преумножился грех, там будет преизобиловать благодать Божия".
- И особое заступничество Богородицы.
- Недаром новый храм назван в честь Владимирской иконы Божией Матери. Иконы, перед которой вся православная Русь молится трижды в год, потому что она трижды сохранила страну от внешнего врага. Наш военный гарнизон оказался на самом западном форпосте России, и в этом его особая ответственность.
- Отец Алексей, около восьми лет Вы окормляете различные больницы Калининграда. Как пациенты относятся к тому, что в палату приходит священник? Их не пугает этот визит как некая "темная весть"?
- Ни в коем случае. Мы же понимаем, что большинство пациентов - это люди, далекие от Церкви. Поэтому сначала в палату приходят наши сестрички милосердия (или братья милосердия, есть и такие в нашем отряде). Это, как правило, воцерковленные люди, которые живут и работают в миру и которые каждую неделю ходят в больницу.
Кто же поможет, кто облегчит страдания тела и души? Как жить дальше? На кого надеяться? |
Они знакомятся с болящими, раздают желающим святую воду, предлагают различные православные книги, икону Божией Матери "Всецарица" и т.д. Рассказывают о вере, выслушивают человека и по мере своих возможностей отвечают на вопросы. И как раз объясняют пациентам, что священник - это не "черный ворон", а светлый апостол, благовестник, который несет не печаль, но радость в скорби, который может с Божьей помощью оказать поддер-жку страждущим.
И те, кто не упорствуют в своем неверии, невежестве или гордыне, обращаются к сестричкам: "Как бы священника позвать?"
- О чем спрашивают болящие?
- Люди все разные, но даже те, кто свой рассказ начинают издалека, в конечном итоге задают один и тот же вопрос, самый главный в их непростой жизненной ситуации: "Батюшка, что мне делать, как мне выздороветь?" Этот вопрос ко мне - их главное лекарство. И вот почему. Как правило, человек до больницы где только (и у кого только) не искал ответа на этот вопрос. Порой годами искал, а может, и всю жизнь. Представьте, лежит человек ночами с открытыми глазами один на один со своими мыслями. Не спит. Еще представьте, что бывает и такое: лежит неделями или месяцами, и никто из родственников ни разу его не проведал.
А мысли-то мечутся, как зверь в клетке, и никуда от них не денешься. Хочет того человек или не хочет, но вся жизнь проходит перед его глазами с самого младенчества.
Кто же поможет, кто облегчит страдания тела и души? Врач, спасибо ему, сделал все, что мог, но облегчения нет. Лекарства? Они больше не помогают. Жена? Семья? Проведают, принесут фрукты, скажут ласковое слово, не более. Спасение не в них. Как жить дальше? На кого надеяться?
Приходит наконец мысль: "Остались Бог и я, больше никого". Вот так, или примерно так, звучит диалог в голове болящего. И человек, перебрав мысленно все варианты пути, наконец решается поговорить со священником.
- Получается, как бы человек ни жил и что бы ни думал, все дороги ведут в храм. Как сказано в Евангелии от Иоанна: "Я есть Путь и Истина и Жизнь". Остается только выбрать: идти за Христом или нет.
- В больнице, в кризисной ситуации выбор иногда делается быстрее. Всю жизнь буду помнить один случай, который произошел несколько лет назад с пожилым полковником КГБ.
Он очень тяжело болел. Был окружен и вниманием врачей, и любящими членами семьи. И вот однажды его супруга меня попросила: "Батюшка, покрестите моего мужа, пожалуйста". В таких случаях очень важно знать: человек сам захотел этого или его уговорили родственники? Оказалось, что полковник сам захотел.
Когда я крестил его, я видел, как ему тяжело скрывать свою физическую боль и что он очень страдает. Эта боль застыла у него в глазах, и взгляд был почти неподвижным. Но когда я пришел к нему на следующий день исповедать его и причастить, я не узнал этого человека, его словно подменили. Воистину, глаза - это зеркало души. Так вот, в них горели искорки, а сам полковник вы-глядел счастливым и бодрым. У него оказалась удивительная и непростая биография. Три дня общения с этим серьезным и, как оказалось потом, весьма уважаемым человеком меня потрясли.
- Вы не знаете, как сложилась его дальнейшая судьба?
- Он умер через два дня: Вы помните, кто первым из людей вошел в рай?
- Благоразумный разбойник.
- Вот именно! Обратите внимание - не апостолы, не праведники! Поймите меня правильно, я не имею в виду конкретно этого полковника, но вижу промысел Божий в том, что человек кается на смертном одре и находит наконец-то спокойствие и примирение, которые, может быть, он всю жизнь искал и никак не мог найти.
- Какое влияние оказывает на Вас многолетняя служба в больницах?
- Каждый раз, выходя из больницы на улицу, сознаю, как много суеты в нашей жизни. А ведь главная ценность какой была в ветхозаветные времена или третьего дня, такой и осталась сегодня. Помните Иова многострадального? В один момент он потерял все, но не потерял главное, что должно быть в человеке, - любовь к Богу, которая и спасла его.
Людмила Козельцева
|