|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (20) ноябрь |
|
|
КОМФОРТНО ЛИ ЖИТЬ В ТЕМНОТЕ?
С началом перестройки в нашу страну хлынули не только религиозные секты, но также материальные и духовные ценности Запада. Большая часть подростков и юношества, загипнотизированная рок-музыкой, создала на ее почве свою субкультуру. Так ли уж невинно увлечение музыкой? Эту тему наш корреспондент решила обсудить с методистом центра духовно-нравственного воспитания и образования Калининградского областного института повышения квалификации и подготовки работников образования психологом Мариной Евгеньевной Соколовой.
- В словаре латинское слово cultura (культура), в частности, имеет значение "степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо". Молодежь превратила музыку из части культуры в культ, это уже от латинского cultus - преклонение перед кем- или чем-либо, почитание.
- В этом понятии "культ" и есть суть проблемы, потому что молодежь не замечает или не хочет замечать, что она попала под колесо колоссальной машины, особо отмечу - импортной машины, которая называется музыкальная индустрия. У нее есть еще одно название, на первый взгляд красивое и вполне невинное - шоу-бизнес.
Начиналось все тоже вроде красиво и невинно, с английской рок-группы The Beatles - это, бесспорно, уникальное явление и классика рока, но с этой группы и началась индустрия, позже умело раскрученная идеологами и психологами Запада. В нужный момент она была целена-правленно запущена в Россию. И дело даже не в том, что рок делился и ветвился и породил десятки музыкальных направлений, а в том, что наша молодежь жадно проглотила эту импортную наживку, а альтернативы ей нет.
- Мы с Вами ни в коем случае не говорим, что не надо слушать рок, правда, Марина Евгеньевна?
- Конечно, не говорим, потому что, попав на русскую почву, импорт часто превращается в феномен. Гадость, пришедшая с Запада, отфильтровалась на нашей уникальной почве, захватывая огромное количество молодежи, та многое осмыслила, и вот появились такие уникальные явления, как Виктор Цой и Юрий Шевчук, "Машина времени", Константин Кинчев и Вячеслав Бутусов.
Вспоминаю раннего Кинчева: мне было страшно, я закрылась от его тяжелых, гремящих ритмов. Музыка его была словно заклинание из "Маугли": "Иди: ко мне:". И все цепенели, как бандерлоги: И вот один из последних его альбомов "Сейчас позднее, чем ты думаешь". Это уже православная музыка. Сразу же большая часть поклонников группы "Алиса" ушла к группе "Король и шут".
Мы сейчас с Вами говорим о великой опасности бездуховности, которую несет массовая субкультура и ее индустрия, что это не просто музыка, которую слушает определенная часть молодежи, не просто стиль одежды, атрибутика и круг общения или тусовка. Опасность в том, что это становится стилем и образом жизни. Это философия и мировоззрение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как говорят некоторые альтернативщики: "Это сама жизнь". Недаром молодежь часто "зависает" в этих тусовках до 30 лет и более, эдакие инфантильные мужья и отцы семейств.
- Какое из молодежных объединений в Калининграде - самый яркий тому пример?
- Это готика - самое интеллектуальное направление. Готов много по всей России, много в Москве, но больше всего, пожалуй, в Калининграде. Границы всех группировок весьма размыты, но готов можно узнать на улице по характерному макияжу: черные глаза со стрелками, у девушек черная губная помада, черный лак на ногтях. И белое лицо, потому что они подражают Дракуле и сочувствуют вампирам.
- Что если мы начнем рассказ не с интеллектуалов, а с самого-самого начала: в каком возрасте дети начинают объединяться в рок-, поп-, гот- и прочие группы фанов (фанатов) и почему?
Сегодня рок-музыка - это философия и мировоззрение со всеми вытекающими отсюда последствиями |
- От 13 лет и старше. Это тот возраст, когда у человека начинает проявляться духовная составляющая его личности, это его нормальная возрастная духовная жажда, которая присутствует в человеке изначально, как и образ Божий. Она особенно характерна для русских, это заложено очень глубоко в нашем архетипе.
Вспомните русские сказки: главный герой всегда уходит из дома в поисках иного царства. По сути, Царствия небесного. Это нормально - уйти из дома. Но ни разу герой не остался навсегда "за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве", он всегда возвращался домой. Вопрос только: "Куда уйти? Ради чего?"
Это определенный этап взросления: уйти, чтобы обрести себя в кругу сверстников. Так было во все времена. Это обычный подросток, он взрослеет, он ищет смысл жизни и свое место в жизни. Кто я? Зачем я? Зачем все? Он хочет кому-то подражать, он жаждет и творит себе кумира.
- По сути, это поиски религиозности, он ищет Бога.
- Да, ищет Бога. Но он этого не знает, он просто хочет реализовать свою потребность поклоняться кому-либо или чему-либо. Зато, как видим, это прекрасно понимают идеологи западного шоу-бизнеса. Вот почему в самом начале беседы мы и заговорили с Вами о культе.
- Тут бы и надо ему подсказать, что Бога следует искать в Церкви.
- Это как раз к вопросу о том, что мы живем в то время, когда нельзя ждать, что молодежь сама придет в Церковь. Что Церковь должна пойти к молодежи. А как это сделать? Наши священники настолько перегружены: И у нас их так мало: И на-сколько их нужно больше: Опять же, молодежные православные общества, кто туда приходит? Тот, кто уже захотел прийти, - друг воцерковленного юноши или девушки. Или человек, который дошел в своих поисках до понимания: "Мне нужен Бог, пойду-ка я в Церковь". То есть тот, кто готов переступить порог Церкви.
Или, по крайней мере, серьезно задумался: "Кому и зачем нужно поклоняться? Что есть жизнь? Зачем человек живет? Может ли жизнь бы нецелесообразной?" Последний вопрос для неформалов весьма актуален, так как среди них нередки случаи суицида, естественно, как следствие образа жизни и мыслей, в подражание кумирам. У готов, например, есть своя философия смерти и эстетика смерти. Чуть позже я обязательно расскажу об этом подробно.
Уж если ты ищешь чего-то настоящего, то нужно искать всерьез! Не стоит верить бульварным молодежным изданиям типа еженедельного журнала BRAVO (БРАВО), которые пишут что-то там про музыку, что-то про мистику, что-то про религиозные взгляды солиста такой-то группы - и все это в сладком и ужасном коктейле распущенности, неприличия и пошлости. И уж если ты себя определяешь как гот-христианин, то узнай хотя бы, что такое христианство, обратись к первоисточнику. А то у них там слепой водит слепого.
- Или так: "Раз дети не хотят жить при свете, давайте научим их комфортно жить в темноте". Марина Евгеньевна, но ведь наше поколение тоже искало, да еще как искало, и довольно долго, и сколько шишек набило в поисках истины и дороги к Храму.
- Не стоит забывать, что наше поколение начало поиски истины уже в более позднем возрасте, и этот поиск был более интеллектуально зрелым, а у них это выражено через готовую, идеологически выверенную, к тому же чужую, субкультуру - музыку, поэзию, живопись. Во-вторых, в подростковом возрасте мы отрывались от родителей лишь в некое подобие взрослости и само-стоятельности. А сейчас дети все больше уходят в эти многочисленные неформальные объединения всерьез и надолго.
Кто я? Зачем я? Зачем все? Подросток взрослеет, он ищет смысл этой жизни и свое место в ней |
В-третьих, в советское время мы хотя и были лишены православных корней и христианской духовности, но в школе-то оставалось серьезное нравственное воспитание и какая-никакая общественная значимость коллективного труда в пионерской организации. Труд для кого-то и во имя чего-то! Тот же пресловутый сбор металлолома. Кстати, Тимур и его команда, которые шефствовали над семьями участников войны, а позже над ветеранами и пенсионерами, что делали? Трудились, и дети старались им подражать.
Мы не задумывались об идеологии, но мы были всегда вместе и мы в этом взрослели. И нам было легче взрослеть, потому что мы были объединены в трудовом порыве. Предвижу, что со мной могут многие не согласиться.
Сейчас о труде не услышишь ни в одной телепередаче, хоть весь день переключай каналы. Оказывается, нужно только развлекаться.
- Итак, рок-музыка породила множество направлений. Давайте назовем пред-ставителей наиболее характерных для Калининграда.
- Помимо рокеров и готов, это поп-фанаты, панк-рокеры, металлисты, рэперы, растаманы и хардкоровцы.
- Начнем по порядку?
-Поп-фанатов - полмира, под эту музыку, по выражению молодежи, "колбасятся" все, хотя "попсой" сама молодежь уничижительно называет музыку самого низкого пошиба, типа "Муа-муа, джага-джага".
Панк-рок - одно из самых сложных течений, его приверженцы даже отстаивают право называть его "панк-культурой". Расцвет панка и увлечение наркотиками пришлись на 80-е годы, сейчас уже "чистых" панков осталось не так много. Почти не видно парней с разноцветными ирокезами на голове. Хотя татуировка, металл, ошейники с шипами, цепи и браслеты остались.
Наиболее характерное в их "культуре" - это философия анархии: протест против всего и вся. Они не признают никаких рамок и никаких правил. Поэтому они и против политики, и против какой-либо власти, и против нравственных правил, проповедуют свободную любовь. Они свободны во всем, и в первую очередь от какой-либо ответственности.
- Следующая группа, металлисты, тоже увлекаются наркотиками?
- Они упорно уверяют, что нет. Но, по крайней мере, на дискотеках среди пьяных ребят с характерной атрибутикой они такие же пьяные и буйные.
- Почему молодежь так много пьет?
- Дело в том, что при всей "крутизне", то есть внешней эффектности металла на кожаной одежде и обуви, среди металлистов очень часто встречаются ребята со слабой волей. Ведь кто не может признать ограничений? Тот, кому их трудно выполнять. Кто с детства не воспитан в том, чтобы от чего-то отказаться, заставить себя делать то, что ты не хочешь, во имя чего-то или ради кого-то. А тут как раз подоспела удобная западная философия раскрепощения личности. Оказывается, очень ценно быть самим собой, жить ради удовольствия и мечтать о материальном достатке:
Окончание следует
Людмила Козельцева
|