|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (20) ноябрь |
|
|
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Цунами информации идет на нас, не оставляя шанса укрыться, а мы все стремимся ей навстречу. Информация уже давно не только и не столько "сведения, передаваемые людьми", - из статиста она превратилась в главное действующее лицо нашей жизни. При этом отношения с реальностью у нее самые вольные: хочу - сделаю правдой это, а хочу - то. "Кто владеет информацией, владеет миром".
По мнению медиков, перенасыщенность информацией психологического пространства человека и общества в целом достигла критического уровня. И неконтролируемый доступ к реальному управлению нашим самочувствием, настроением, поведением и всей картиной мира - уже свершившийся факт.
Аналитики говорят об опасностях, возникающих на этой почве - психологических, нейрофизиологических и биогенных, включая экологические. Потенциальные "производители" опасности - средства массовой коммуникации - СМК, в которые входят СМИ, ТВ, реклама, Интернет, информационные системы, игровые технологии. Каждая из этих сфер требует отдельного рассмотрения.
Смертельные игры
Пришло время всеобщих игр - набирает обороты игровая индустрия. Но это вовсе не те игры (сюжетно-ролевая, режиссерская), в которые, как до сих пор учат педагогов и психологов, для правильного развития психики обязательно должен поиграть в своей жизни каждый ребенок. В наш обиход прочно вошли игры другие.
Вот в погоне за престижем ("могу себе позволить!") впускаем в наш дом "нового друга" - компьютер. Сам по себе - ничего особенного, "железка", но только при соблюдении правил безопасности.
Ведь как бывает: усадили ребеночка к монитору - и он при деле, и мы свободны. И вот уже трехлетний малыш готов, не отрываясь, нажимать на кнопки несколько часов кряду, забыв даже про еду, чего, в общем-то, в норме не бывает. Родительские амбиции приятно согреваются - вот какой ребеночек у нас умненький! Спохватившись, пробуем выключить компьютер, а малыш истошно кричит, кусается и дерется - он требует дать то, без чего он уже не может! Словом, отдали ребенка "няньке", а взять обратно не получается. К сожалению, описанный случай реален, и мы имеем тут дело уже с зависимостью, которая проявит себя потом еще не раз.
Хрестоматийный пример из опытов на крысах иллюстрирует картину возникновения зависимости: крысе вживлялся электрод в участок мозга, условно называемый "зоной удовольствия". Случайно крыса давила именно на тот рычажок, который посылал импульс на данный электрод, а потом, в жажде повторить приятное ощущение, начинала вновь и вновь нажимать на него, не обращая внимания на лежащую рядом еду - до самой своей гибели от истощения:
Развиваться или...
Зависимость от различных видов игр получила название "лудомании" (от лат. "ludus" - игра), а также гемблинг, игромания. Различают зависимость от игральных компьютерных систем, от игры в казино и от игровых автоматов.
Отдали ребенка "няньке", а взять обратно не получается |
Возрастной ценз компьютерной зависимости - подростки и молодые люди до 18-20 лет, хотя границы эти могут ощутимо меняться. Так, в Америке изобретена и уже появилась в Москве специальная игровая приставка для: младенцев. Провода от датчиков подсоединяются к ручкам малыша, и его непроизвольные движения вызывают изменения цветовых пятен на экране. Совсем скоро ребенок начинает присматриваться к экрану, заинтересовывается картинками и развлекает себя сам. Мама может спокойно заниматься своими делами. Но вот только впоследствии у такого "игрока" остаются неразвитыми лобные доли мозга и необратимо нарушается психическое развитие. Америка уже бьет тревогу: многие из пяти-шестилетних детей приходят в школу, практически не умея говорить. Односложная речь, непонимание простейших инструкций, крайне выраженная неспособность к обучению - сделать ребенка таким очень просто: заменить разговор по душам с мамой или прогулку с папой, любимую игру, сказку на ночь или колыбельную водопадом подарков и исполнения всех желаний ("мой ребенок не должен нуждаться ни в чем!"). И главное, не забыть про: компьютер и телевизор.
В плену иллюзий
Не у всех детей есть дома такие "игрушки", как у друзей, или, напротив, есть все, но скучно играть одному. Настоящей бедой для родителей становится "пропадание" подростков в игровых салонах, когда те играют там по пять-десять часов в день и, наконец, вообще перестают есть, спать, играя, не трогаясь с места, пока деньги не закончатся. Единственной заботой для них становится поиск денег - и начинаются кражи.
Незрелая психика подростка еще не может противостоять совершенству игр, с их яркостью изображения и возрастанием возможностей, имитирующих реальность. Для изменения сознания и принципов взаимодействия с реальным окружающим миром подростку бывает достаточно одного часа диалога с призрачным миром. "Виртуальная порнография" позволяет чуть ли не управлять тем, о чем неловко и говорить. Чем это обернется потом? Современные игры полностью имитируют составляющие боевых сценариев: человеческое тело, кровь. Большинство из них построено на имитации насилия - насилия, которым игрок управляет!
:Московский подросток, увлекшийся компьютерными играми, бросил учебу, перестал выходить из дома и играл, играл. В ответ на упреки матери, кстати, работавшей на трех работах и растившей его без чьей-либо помощи, он однажды схватил кухонный нож и тридцать семь раз вонзил его в мать, а затем пошел снова играть. Лишь через неделю соседи, встревоженные запахами, положили конец этому безумию. Когда милиция вскрыла квартиру, на кухне в паласе лежало тело матери, а в комнате играл в компьютерные игры сын...
У бедных свои игры
Зависимость от казино можно отнести даже не к игре, развлечениям, а к особому стилю жизни, привилегии современных "аристократов". Как явление элитарное, оно не столь характерно для подавляющего большинства населения, по сравнению с компьютерными играми или игровыми автоматами, ставшими "казино для бедных".
Игроманы сутками обходятся без еды и сна, когда играют |
В провинциальных городах автоматы появились осенью 2002 г. - сейчас "позорные столбы", как их уже называют, есть в каждой деревне. У нас массовый "вброс" их произошел после шумихи с "семисотпятидесятилетием Калининграда". На семнадцати автобусных остановках вдруг (одновременно с перепрофилированием целого ряда продуктовых магазинов в игровые салоны) выросли киоски - звенящие монетами, манящие переливами огней. И сразу же "обросли" стайками людей, отрешенно и зачарованно следящих за мельканием барабанов. В Калининград пришла лудомания.
"Китайский синдром" в действии
Считается, что такой диагноз впервые в мире был поставлен в 1928 году. Как массовое явление лудомания появилась в 60-х годах ХХ века под названием "китайский синдром", когда Юго-Восточная Азия не смогла устоять перед увлечением азартными играми. С 1994 г. как расстройство зависимости под кодом F63.0 она была включена в списки заболеваний на место вычеркнутого: гомосексуализма: "расстройство заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей". По данным Национального научного центра наркологии Минздрава России, "лудомания лечится труднее, чем алкоголизм и наркомания, а ее социальные последствия могут быть не менее губительными". Заболевают ею люди от 21-35 лет. Чисто российский штрих - внушительная армия пенсионеров. Играя в надежде хоть на какое-то облегчение существования, они часто пересказывают друг другу истории, что кто-то выиграл "целые тыщи", увы, не вспоминая о пенсионерке, проигравшей за месяц 20 тысяч. Среди них очень высок процент самоубийств.
:Эта старушка приходит в центральный универсам Липецка к игровым автоматам каждый день - с той разницей, что 20-го числа у нее в руках пенсионные две тысячи, которые в 5-рублевом виде быстро перекочёвывают в "столбик", а в остальные дни она выпрашивает мясные обрезки у продавщиц и глазеет на чужую игру...
Игроманы сутками обходятся без еды и сна, когда играют. Вне игры у них происходит нечто подобное ломке или похмелью - психологическая абстиненция, иногда во время игры возникают ощущения раздвоения личности, случаются провалы в памяти, наблюдаются приступы панического страха, признаки общей депрессии, суицидальные попытки.
Как все начиналось
В России игровые автоматы стали появляться с середины 80-х, а в начале 90-х в Москве в гостинице "Ленин-градская" открылось первое казино. В конце 1998-го Юрий Лужков подписал распоряжение "О внедрении системы "Джекпот" в Москве", указав повсеместно содействовать "внедрению новых технологий". В 2002-м спохватились, передали право лицензирования Госкомспорту. В 2004 г. право лицензирования у Госкомспорта отняли, но это ничего не изменило: в стране, не имеющей закона об игорном бизнесе, можно безбоязненно работать по одной лицензии - хоть всем! - за 30 процентов от выручки...
Официальной статистики заболеваемости лудоманией пока нет, но прогнозируется ее вал всего через несколько лет. Еще прошлой осенью Минздрав объявил о 300 тысячах зарегистрированных в Москве случаев, придав ситуации статус эпидемии. Среди заболевших около 90 процентов мужчин, но число женщин растет, и, учитывая традиционную сложность их излечения, впереди ещё одна социальная катастрофа.
...Возвратясь домой, 28-летняя внешне благополучная самарчанка взяла на руки трехлетнюю дочку и вместе с ней выпрыгнула с девятого этажа. Выяснилось, что, не сумев побороть безудержную тягу к игре, снеся в игровые салоны и казино все свое имущество и деньги матери и не найдя средств на выплату долга, она расплатилась за игру жизнью...
В Душепопечительском Центре во имя св. прав. Иоанна Кронштадского на Крутицком подворье под руководством доктора медицинских наук иеромонаха Анатолия Берестова накопили огромный опыт помощи людям с зависимостями. По словам заведующего миссионерским отделом психолога Изяслава Адливанкина, самую страшную опасность с необратимыми последствиями для психики представляют именно самые примитивные игровые автоматы - путей ее излечения они пока не видят.
Продолжение следует.
Людмила Рябиченко
|