|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (21) декабрь |
|
|
ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА
Окончание. Начало в № 11 (20) ноябрь 2005 г. Интервью телекомпании Екатеринбургской епархии "Союз"
- Звонок в студию:
- Как относится Православие к высоконравственному учению живой этики?
- Вы знаете, Православие отрицательно относится к различного рода сектант-ским этическим системам и синкретическим этическим системам. Что такое синкретическая система? Это система, заимствованная из разных учений, но которая, как окончательный продукт, является результатом человеческой фантазии и человеческой мысли, а Божественное откровение - Священное Писание, Евангелие, Ветхий Завет - не является результатом человеческой деятельности. Мы говорим о том, что Священное Писание боговдохновенно: автором идеи, заложенной в Писании, является Сам Бог. Автором, написавшим текст, является человек. Именно поэтому человеческий элемент в Священном Писании может быть уязвим с точки зрения критики - человек писал. А вот религиозная идея безошибочна и неуязвима. Священное Писание открывает нам путь жизни, потому что это слова Божии, и это даже сопоставлять нельзя с тем, о чем нас сейчас спросил телезритель. И наша задача, русских людей, воспитанных Православием, принадлежавших Право-славной вере тысячи лет, за-ключается в том, чтобы эти принципы Божественного откровения уметь приспосабливать к запросам современной жизни или на этих принципах строить ответы на вызовы современности.
Звонок в студию:
- У меня к Вам два небольших вопроса. Слушал сейчас вас, и у меня возник вопрос: почему Господь попускает, чтобы человек превращался в зверя? И второй вопрос: как можно уйти от греха, если человек невоцерковлен? Какие бы Вы предложили способы? Спасибо вам большое!
- Второй вопрос, может ли невоцерковленный человек уходить от греха. Может! При условии, если в нем не разрушен голос совести. Бог в каждого из нас заложил нравственную природу, это Божий дар, который проявляет себя голосом совести. Если человек живет по совести, он живет по Божьему закону. И в этом смысле, когда меня спрашивают: "Нерелигиозный человек, он непременно погибает?" - я никогда не могу сказать, что он погибает, потому что есть множество примеров беззаветного подвига во время войны. Но не все же там верующие люди творили героизм и чудеса, были какие-то люди, наверное, и неверующие. Как к этому отнестись, что это, подвиг второго сорта? Перед лицом Божиим такого нет, Господь принимает все так, как есть. Значит, человек, живущий по голосу совести, может спастись. Почему же тогда нужна вера? А вот почему: голос совести - хрупкий инструмент. Каждый из нас знает: сделал что-то плохо, и голос совести заговорил. Какая реакция - либо услышать этот голос, внимательно к нему прислушаться и поступить в соответствии с этим голосом, либо убедить себя в том, что голос совести тут что-то не то делает. Как мы обычно реагируем: "Я поступил плохо. А Маня, соседка?! Бог ты мой, она ж в сотни раз хуже меня живет, и вот эти хуже меня, а я совсем не такой уж и плохой (не такая плохая)!" Или проще: налил стаканчик, выпил - вроде голос совести успокоился. Голос совести можно разрушить или, как говорит апостол Павел, сжечь. Есть такое понятие - сожженная совесть. Когда совесть разрушается, никакой возможности жить по Божьему закону не остается. Для чего нужна вера и для чего нужно воцерковление, спрашивает наша телезрительница. Для того чтобы поддержать себя в правильном понимании того, что есть добро и зло. И если даже ты свою совесть разрушил, вера тебе помогает восстановить все читая слово Божие, ты понимаешь, чего нельзя делать, а что можно делать. Это рациональная система координат, о чем мы сегодня уже говорили. Не духовная, не эмоциональная, а рациональная, дающая нам возможность восстановить и свою совесть, и свое нравственное чувство. А воцерковленный человек, плюс ко всему, получает еще дар благодати Божией, Божественной энергии. Мы часто говорим: "Человек подзаряжается космической энергией". Я не верю в это, что "космиче-ской энергией" можно подзарядиться. Но совершенно очевидно, что человек подзаряжается Божественной энергией. Может быть, кто-то называет ее космической, но это Божественная энергия, Божественная благодать. И что такое вера, что такое религия? Это способность эту энергию привлечь, способность разрушить преграду между мной и Богом, чтобы питаться этой энергией. И эта энергия дает нам силы и способность избегать грех, преодолевать грех или раскаиваться в грехе. И оставаться в рамках того, что называется человеческой жизнью, не превратиться в зверей.
Священное Писание открывает нам путь жизни |
- Расскажите, пожалуйста, о себе, как Вы стали митрополитом?
- Я учился в школе, а в 15 лет решил жить самостоятельно, ушел из дома, стал учиться и работать. Закончил школу и поступил в семинарию - хотел стать священником. Потом принял монашеский постриг и стал священником. Жизнь сложилась так, что мне пришлось работать за границей. А затем в течение десяти лет быть ректором Духовной академии, профессором, преподавать богословский предмет. Затем священноначалие направило меня в качестве епископа на Смолен-скую землю, а после решили сделать митрополитом и пригласить в Москву работать. Вот и все.
- А вера у Вас была с детства?
- Да, и я с детства хотел стать священником. Это была моя мечта. В три года я уже начал служить, у меня уже было детское облачение, и я служил, причем, как некоторые говорили, молебен и панихиду служил наизусть.
Звонок в студию:
- Я являюсь начальником участка на крупном предприятии и хотел бы задать Владыке такой вопрос. Есть на моем участке люди верующие, сам я отношусь с уважением к их вере, но они отказываются получать паспорта нового образца, пропуска, мотивируя тем, что на них есть штрих-код, а это происки дьявола. Как Вы могли бы это прокомментировать?
- Вы знаете, у многих людей есть опасения, что в штрих-коде, который наносится на документы для того, чтобы они могли подвергаться потом компьютерной обработке, что в этих штрих-кодах присутствуют три шестерки. Три шестерки - это цифра антихриста, со-гласно откровению Иоанна Богослова, и многие люди не хотят принимать такого рода документы, не желая себя связывать с этой цифрой. Священный Cинод уже не-сколько раз по этому поводу высказывался и предупредил всех верующих, что код не нужно смешивать с печатью антихриста, потому что печать антихриста будет даваться в обмен на отказ от Христа. Отказавшемуся от Христа даtтся печать, а вместе с печатью - возможность жить, иметь работу, получать продукты, ходить в магазин и так далее. Ничего подобного сейчас не происходит. Никто не дает этого документа в обмен на отказ от вашей веры, и это ясно сказал Священный Синод: у людей не должно быть страхов. Но, с другой стороны, если значительная часть людей в нашем обществе (не только на вашем участке) не хотят иметь документ такого образца, возникает вопрос: гражданин для документа или документ для гражданина? Неужели нельзя разработать такую систему документа, которая безоговорочно принималась бы всеми? Почему нужно вводить в документ то, что многие люди не желают принимать?
Звонок в студию:
У нас каждый день есть возможность и право выбирать между добром и злом |
- Я бы хотел узнать, как мне дойти до истинной веры, как мне ее не перепутать с сектантской?
- Очень хороший вопрос. С сектантской не нужно путать Православную веру. Нужно ходить в православный храм, нужно читать Священное Писание и нужно жить религиозной жизнью, т.е. быть членом христианской православной общины, это очень важно. И тогда вы ничего не перепутаете. Опасность нашего времени, которое я часто называю лукавым временем, в том, что под правдой часто скрывается кривда, а иногда и прямая ложь, смывается различие между добром и злом, и часто христианская идея используется не для спасения людей, а прямо для их погубления. Мы же знаем, что иногда некоторые бого-словы за рубежом в своих изысках богословских заходят так далеко от христиан-ской веры, что, если бы Христос явился, Он бы, наверное, ничего не узнал и не понял. Почему надо быть право-славным? Да потому, что та вера, которую Христос передал апостолам, сохранялась в течение двух тысяч лет в Православной Церкви, в этой общине веры, и дошла до наших дней. И эта вера в себе несет такой огромный духовный и интеллектуальный потенциал, что, опираясь на нее, мы можем отвечать, как я уже сказал, на вызовы современной цивилизации, одним из которых является проблема семьи.
- Владыка, давайте все-таки вернемся к вопросу: почему Бог попустительствует превращению человечества в звериную стаю?
- И не только. А войны? А безобразия, которые творятся? Убийства, гибель неповинных детей? И многие люди, задумываясь над этим, говорят: нет, это не соответствует вообще представлению о Боге! Либо Бог какой-то злой, либо его нет. Логика разрушается. И для многих проблема человеческого страдания является камнем преткновения. А на самом деле все объясняется достаточно логично и убедительно. Объяснение вот какое: Бог, конечно, мог создать мир и "запрограммировать" его на добро - вас, меня, Владыку - так, как мы заводим будильник на семь утра. Он мог нас всех так "завести" на добро. В этом мире не было бы "волчьей стаи", не было бы войн, ничего бы не было, но это были бы не люди, несущие в себе образ Божий. Потому что в образе Божием присутствует свобода. Бог свободен. И Он по Своему образу создал человека, вложив в него дар свободы. А свобода - это всегда способность выбирать: вы можете выбрать одно или другое, путь жизни и путь смерти, можете укреплять семью, создавать ее или разрушить вообще этот институт. Вы можете ответить на обиду разумным словом, доброжелательной улыбкой. Или развернуться и, простите, по физиономии "вмазать" - но когда вы это сделали, непременно получите такой же ответ, и начнется эскалация зла. У нас каждый день есть возможность и право выбирать. И в этом человеческое достоинство. Мы люди, мы свободные люди. И Бог не ведет нас за ручку, не дергает нас, как марионеток кукловоды в театре, мы имеем свободу, великий дар Божественный. Но дай Бог нам эту свободу правильно использовать, чтобы все-таки человечество не превращалось в "волчью стаю".
- Спасибо за интересную беседу.
По материалам orthodox.etel.ru Публикуется с сокращениями
Юлия Башкирцева
|