|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (11) февраль |
|
|
СЛАДКИЙ ЯД ЗАЗЕРКАЛЬЯ
Возвращаться из Оптиной пустыни было трудно – душа устремлялась к негасимому свету обители как к вновь обретённому отчему дому. Немел язык, силясь обозначить словами возникавшие чувства, лишь одно ощущение было ясным и ярким: истинная жизнь – здесь. Дорога обегала пустынь, позволяя ещё раз напоследок впитать в себя дорогие сердцу образы белых храмов с сине-золотыми куполами. И было абсолютно естественным и гармоничным их сосуществование с природой, незамутнённой судорогами цивилизации.
Суровая реальность
Цивилизация напомнила о себе очень быстро, при подъезде к первому же населённому пункту – подобно удару хлыста, расколовшего гладь внутреннего созерцания. На обочине дороги возник рекламный щит с изображением огромной водочной бутылки, призывно манящей запотевшим стеклом. Потом таких, назойливо проникающих в сознание, плакатов – с видами бутылок, сигаретных пачек, обнажённых женщин; с призывами покупать, пробовать, ловить, спешить, не тормозить – становилось всё больше. Душа поначалу потрясённо рвалась из их ласково-смертельных объятий, а затем обречённо сникла. Город вступил в свои права…
Хотим мы того или нет, реклама давно стала той частью нашей жизни, которая приобретает всё большее влияние на всё остальное. Каждого заказчика рекламы в первую очередь интересует только её эффективность, то есть то, как она влияет на увеличение продаж. Значит ли это, что реклама – исключительно его личное дело? Увы, социальные последствия рекламного воздействия столь велики, что, хотя и не интересуют заказчика, не могут оставлять равнодушными нас, её невольных потребителей.
Удовольствие или страх?
Современная реклама, в основном, делится на два вида: ту, которая основана на принципе либидо (сексуальность, удовольствие) и ту, которая основана на принципе танатоса (страх смерти, боязнь за жизнь, агрессия).
Как правило, рекламируется продукция, предназначенная для максимально широкого круга потребителей. Предъявление товара имеет свои специфические особенности: предполагается, что если говорить с клиентом на языке его ценностей, то путь к нему будет короче. Поэтому нам предлагают не одежду, а комфорт и престиж; не страховку, а безопасность и уверенность; не микроволновую печь, а удобство и экономию времени.
Яд принят, и противоядие найти будет очень сложно! |
Нам продают не товар, а, к примеру, тревогу относительно подкрадывающейся старости, снять которую можно, лишь купив чудодейственный крем. А могут продавать удовольствие: чтобы его получить, надо купить, например, пачку сигарет определённой марки – и бой-френд (как обещает рекламная картинка) заключит тебя в свои объятия.
Но у каждой медали есть две стороны – разговор на языке ценностей позволяет не только предлагать клиенту удовлетворять уже имеющиеся потребности, но и формировать у него новые. И это уже – экспансия, но об этом – чуть позже.
Eyes-stopper
Из существующих технологий наружной рекламы наиболее часто сейчас применяют "eyes-stopper" - "то, что останавливает глаз", основной приём которой – привлечь внимание каким угодно образом. Именно так оформил свою витрину расположенный на оживлённой магистрали нашего города магазин молодёжной одежды. В декорациях старинного сводчатого подвала девица с пустым холодным взглядом держит на своих коленях только что застреленного(!) ею юношу; на заднем плане – сатанистский антураж: зажжённые свечи, череп, перевёрнутое распятие.
Один из самых серьезных eyes-stopper - обнаженное человеческое тело (как тут не вспомнить памятные всем плакаты «Фабрики звёзд»). Причем известно, что просто голый человек привлечет меньше внимания, чем полуодетый; полуодетость активизирует работу воображения. Именно так оформлена расположенная в районе стадиона реклама часов известной швейцарской фирмы, на которой с обнажённого тела женщины вот-вот спадет усечённая кольчужка; реклама мехов возле центрального моста, предлагающая отгадать, есть ли на обладательнице шубы хоть какое-то бельё; изобилие рекламных щитов на улицах, заставляющих нас взирать на женщин «в исподнем».
Ах, сериал, сериал, сериал…
Другая технология – "сериал" – это серия картин, развернутых во времени и предполагающих какое-то разрешение. Картины различаются в деталях, для того, чтобы привлечь внимание, вызвать обсуждение. Таким способом конструирует свою рекламу, например, расположенный в центре Калининграда магазин женского белья, ориентированный, вероятно, на служительниц, а также на посетителей, простите, борделей: сюжеты рекламных щитов и оформления витрины как будто списаны с купринской «Ямы».
Наружная реклама в городе играет роль информационного фона, своего рода 25-го кадра, работающего на подсознание. Просчитано всё – и частота восприятия рекламного сообщения (только большое количество рекламных поверхностей может обеспечить необходимый эффект), и частота замены плакатов (мы не должны переставать их замечать).
Приходилось слышать даже от некоторых православных(!), что им эта реклама не мешает. «Я на неё просто не смотрю» - говорят они. Так ли это?
Внимание или сознание?
«Не смотреть» – не означает «не видеть»: внимание и сознание – две разные вещи, внимание не всегда связано с сознанием и с осознанием. Когда мы произносим «отпечаталось в сознании», то, если разобраться, говорим о том, что «отпечатывается» в памяти. Происходит это за доли секунды, а вот, чтобы осознать то, что там отложилось, могут уйти годы. Реклама, в основном, и рассчитана на то, чтобы информация входила в подсознание без осознания, то есть «складывалась на полочку» – туда, где нет никакой цензуры. Хитрость в том, что всё, что в подсознание попало, хотя не осознаётся, но без дела не остаётся – формирует наши жизненные программы и поведенческие стратегии. Вот тут и проходит граница вторжения в нашу жизнь.
Глубокая нравственная деформация не проходит бесследно |
Когда наш глаз скользит по рекламному щиту, то неважно, сколько секунд мы на него смотрели, осмысливали или нет увиденное. Главное, что сюжет наркоманской вечеринки, в которую облекли рекламу модных джинсов её авторы, с внушённой нам пометкой «стильно» лёг на свою «полочку». И в «роковую минуту» поможет нам протянуть руку за предложенной дозой или впасть в объятия похоти. Не стоит успокаивать себя, что мы от этого далеки – каждый, кто видит срам современной рекламы, оскверняется. Душа, усладившись однажды представлением греха, точно наркотиком, начинает искать повторения пережитого ощущения.
«Спасите наши души…»
Наиболее опасен рекламный яд для подростков – а в наши дни к ним относят детей уже от десяти до восемнадцати лет. Для их поведения характерен в первую очередь, поиск собственной идентичности, то есть соотнесение своего представления о себе с нормами и мерками общества. Их состояние можно сравнивать с губкой, жадно впитывающей в себя всю информацию об окружающем, встречающуюся на их пути. Это они – главные зрители мистерий с плакатов. А если плакаты стоят на улицах, то это для подростков – знак общественного одобрения того, что на них изображено. И значит, нужно верить рекламным слоганам, что всё показанное на стендах – «круто»; и значит, общество ждёт от них следования заявленным образцам. Яд принят, и противоядие найти будет сложно.
Прошлым летом Москва была заклеена афишами «Тату» – группы, романтизирующей однополую девичью любовь, формирующей установки на неестественное сексуальное поведение и создавшей в сознании юной аудитории в качестве эталона образ девочки-извращенки. Согласно теории «социального научения», дети охотно подражают негативным поступкам, когда их совершение поощряется или сопровождается успехом.
Результаты этого подражания мне довелось там лицезреть, причём, в обычном городском автобусе – зрелище не для слабонервных.
Психологическое давление
Навязчивые блудные образы завораживают, завладевают подростком, отодвигают на второй план прежние интересы или вовсе не дают им формироваться. Из стройной цепочки нравственно-психического развития личности выпадают важнейшие звенья. Поиск средств насыщения вожделения, упоение грехом лишает детства, но и повзрослеть не позволяет. Глубокая нравственная деформация не проходит бесследно – фанатки «Тату», например, попадают в группу риска по невозможности создания ими полноценных и способных к рождению детей семей.
Но о каких детях вообще речь – они в планы «рекламной цивилизации», по всей видимости, не входят. Последняя из рекламных атак внешне выглядела, конечно, скромно: на плакатах были изображены абсолютно невинные коробочки, какие-то машинки, подарочные бантики. Надпись призывала: «Открой! Отправь SMS! Выиграй!» – всё в духе времени. Остаётся только уточнить, что в безобидных коробочках. А там – ни много, ни мало – презервативы. Хотя, может быть, это пенсионеров призывают отправлять SMS? Вряд ли? Тогда – кого, подростков? А что, если подросток, увлекаемый жаждой выигрыша, вскрыл то, что ему прежде и в голову бы не пришло покупать – захочется ли ему, такому враз в собственных глазах повзрослевшему, на этом и остановиться? В общем, как говорится, «спасибо добрым дяденькам» за укороченное детство и поруганную юность...
Продолжение следует…
Людмила Рябиченко
|