|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (11) февраль |
|
|
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ШКОЛЕ
На первый взгляд, тема православных праздников проста и не стоит того, чтобы тратить время на ее обсуждение. Но как показала практика и опыт - стоит. Особенно сегодня, когда наблюдается широкое обращение образовательных учреждений в сфере учебно-воспитательной работы к истокам родной Православной культуры, с ее праздниками и традициями.
Истоки нашей культуры
Сегодня, уже для многих людей, стал вполне очевиден тот факт, что просто невозможно отделить православные праздники (такие как Пасха, Рождество Христово и т.д.) и православные традиции от контекста русской культуры. Благодаря Православию многие народные праздники в процессе исторической эволюции во многом очистились от язычества. Церковь всегда хорошо понимала, что здоровые корни национальной культуры необходимо сохранить, как необходимо осмыслить и сберечь опыт и вековые знания народа.
Общество уже осознало, что необходимо вернуться к истокам нашей тысячелетней культуры, основа которой зиждется на духовности. А духовность народа с момента крещения Руси формировало Православие. Христианизация Руси внесла серьезные изменения, как в характер, так и в направление развития ее культуры.
Христианство принесло на Русь новые культурные ценности: грамотность, так как богослужение должно было вестись по книгам; архитектуру: стали воздвигаться церкви по образцу византийских; живопись: иконы, фрески, И среди них самым важным была вера в Богочеловека. Народ стал верить не в Перуна и языческих идолов, не в призраков, а в Божество, «явившее на земле Божественное и человеческое». Поэтому только в православных праздниках, вобравших в себя черты исторической, религиозной, народной жизни, можно обрести духовность и народность.
Историк В.О.Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет, и всему разучится, и должен будет все начинать сначала».
Православные праздники органично вобрали в себя черты исторической и религиозной жизни нашего народа |
Невеселая картина
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что уровень нравственного состояния подрастающего поколения катастрофически низок. Ни для кого не секрет, что дети растут среди пошлости, садизма и прочих непристойностей. Даже с детского сада некоторые маленькие «ангельские создания» научаются нецензурной брани, в школе моментально познают все «прелести» взрослой жизни и т.д. А если еще добавить и статистику детской преступности, то выясняется совсем невеселая картина.
Веками на Руси отмечались православные праздники: колокольный звон, зажженные свечи, красота церквей и служба в них, праздничных богослужения — все это просто так не сбросить со счетов русского народа. Кроме того, сама жизнь наших предков теснейшим образом была неразрывно связана с церковным календарем. Церковный календарь, сонм святых угодников четко и органично вошли в трудовой ритм, эстетику, годовой сельскохозяйственный цикл русского человека.
Действительно, велико значение праздника в воспитательном и образовательном процессах.. Однако, ранее говоря о роли праздника в деятельности образовательных учреждениях мы не можем обойти вниманием ряд проблем, среди которых наиболее волнующими являются, во-первых, проблема правильного понимания смысла православных праздников в их историческом, религиозном, народном и других контекстах, и, во-вторых, проблема псевдохристианских праздников, укореняющихся в школах.
Обряд важнее сути?
Что касается первой проблемы, то практика показала, весь смысл православных праздников сводится к обрядовой стороне, при этом упускается их суть, дух праздника.
К примеру, на уроках, тема которая посвящена Пасхе, весь разговор сводится к тому как нужно красить яйца и изготавливать куличи; на Крещение Господне главная тема это вода; на Благовещение – изготавливают поделки в виде птичьих фигур; на День Святой Троицы – березки, В праздник Входа Господня в Иерусалим – рвут вербочки. В Рождественский праздник услышишь о чем угодно, только о том, что это рождение Богочеловека, Спасителя мира, что Бог явился во плоти - ни слова.
На вопрос, какие ассоциации вызывает этот праздник, дети говорили об ангелах и звездочке, даже не понимая связь этой атрибутики с библейским повествованием о рождении Христа. А ведь именно звезда привела волхвов к тому, кого ожидал в то время весь Восток и пастухи были призваны по зову Ангела.
Сегодня лишь небольшая часть людей понимает смысл Таинства Крещения |
А дети одного из исправительных учреждений рассказали о том, какими песнями они колядовали на Святках, но в этих песнях одушевляется коляда, ни слова о Христе, хотя в России и на Украине, этими колядками славили рождение Спасителя Христа.
Игрища бесовские
В разговорах с педагогами часто выясняется, что Рождество Христово нередко отмечают общим гаданием, ворожбой и прочими опасными вещами. Я не оговорился, действительно - связь с темными духовными силами, может повлечь за собой опасные последствия для душевного и телесного здоровья, чему неоднократно приходилось быть свидетелем. В христианских народах никогда не одобрялись те оккультные обычаи, что имели в основе своей «игрища бесовские». Вспомним хотя бы как отмечали язычники день Ивана Купала.
Безусловно, всю эту народную обрядность (березки, вербочки и т.д. ) церковь вобрала в себя вместе с народом, который влился в нее, но никогда не придавала им определяющего значения, а мы, получается, снова возвращаемся к язычеству: поклонение березкам, птичкам, воде и т.д.. Вместо того, чтобы поклоняться Творцу, создавшему все, мы поклоняемся творению.
Зачем мы крестимся?
Взять для примера праздник Крещения Господня. Почему бы не поговорить на этом уроке о том, что значит для меня мое личное крещение. Ведь в России больше 85% крещеных людей. Только небольшая часть от общего числа отдают себе отчет в значении этого Таинства. У остальных людей срабатывает обрядовое мышление: делаем как все, или для защиты от сглаза и проклятия, а то, что человек через это таинство посвятил себя Богу и дал обет бороться со своими пороками, страстями и злом, даже и не подразумевают.
Крещение Господне - какая хорошая основа для духовно-нравственного воспитания и совершенствования. А мы все с водичкой возимся. Вот поэтому и приходят люди один раз в год за водой, а в очереди общее недовольство, ненависть, слышны ругань и брань. Митрополит Кирилл, видя такую картину, сказал следующее: «Если вы с таким настроем и сердцем будете подходить к святой воде, то вы наберете для себя обычную хлорированную воду».
Как бы и нам хотелось, чтобы эти православные праздники, доставшиеся нам в наследство, вобравшие в себя всю духовность и могущие послужить основой для духовно-нравственного развития людей, не послужили бы нам этой «хлорированной водичкой», пустотой и обрядом.
«Распни, распни его…»
Посмотрите о вербном воскресении знают все. Откуда такой обычай приносить в храм вербы? Едва ли услышишь правильный ответ, а о том, что в это воскресение церковь воспоминает последние дни Господа перед Голгофой, Его Вход в Иерусалим, где люди в знак Царского признания подстилали пальмовые ветви и кричали приветственные слова, а на завтра эти же люди кричали «Распни, распни его», никого и не интересует. Главное прийти в храм освятить вербочки, при этом, изрядно переругавшись со всеми, как же, ведь я не привыкла, когда вокруг меня столько народа.
После того, как усилиями идеологии была разрушена связь веков, образовалась пустота, а, как известно, свято место – пусто не бывает. В итоге приходят сегодня и заполняют этот вакуум языческие, магические по своей сути, кощунственные и деструктивные по характеру, такие праздники как «Хеллоуин», День святого Валентина, гадания и ворожба на Святках и т.д.
Сегодня у нас есть целый круг праздников, которые выдержали многовековые испытания и не оказались забытыми ни во времена страшных войн, ни среди бушевавших стихийных бедствий, ни среди суетности и корысти мирного существования. Разрушая границы пространства и времени, именно праздники Православной Церкви связывают нас с теми ценностями, которые поистине являются непреходящими и незыблемыми и составляют основу настоящей личности, в контексте национальной культуры.
Но это – в теории, а что же на практике? К сожалению, вместо того, чтобы восстанавливать свои исконно русские праздники, мы перенимаем чужие, да и еще кощунственные по своей сути, опасные, в первую очередь, по своим последствиям.
Публикуется по материалам
Вторых Областных Рождественских педагогических чтений
Продолжение следует…
Диакон Константин Киосев
|