|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (23) февраль |
|
|
ПОТРЕБНОСТЬ В ИДЕАЛЕ
В истории нашего края есть удивительный случай торжества Православия. Произошел он неожиданным и загадочным образом в стенах светского учебного заведения - Калининградского профессионального художественно-промышленного лицея № 10. Как случилось, что на факультете декоративно-прикладного искусства и народных промыслов студенты, расписывающие шкатулки, ложки, матрешки и подносы, вдруг занялись иконописью? Наш корреспондент обратилась с этим вопросом к преподавателям и учащимся лицея.
Петропавловская Светлана Михайловна, директор лицея, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, кавалер "Ордена Почета": - Начало и середина 90-х годов были самыми сложными в истории нашего учебного заведения. Если помните, с 1966 года это было ПТУ, а затем ТУ огромного оборонного завода "Кварц". И сложности у нас были не с производством и не с учебным процессом, а с душами мальчиков и девочек. На наших детей накинулось огромное количество всевозможных сект, около училища без конца околачивались какие-то мрачные личности, приносили брошюры, книги. Умы будоражили всякие там кашпировские и чумаки. Ко всему этому прибавилась страшная напасть - наркотики. Надо вам сказать, что в училище всегда была домашняя, доверительная обстановка, поэтому мы прекрасно знали, как наши дети страдают в это сложное и смутное время. Куда было идти за помощью? Конечно же, мы обратились к Церкви. И Бог привел нас к мысли: нужно ввести новый предмет - иконопись. Владыка Пантелеимон благословил нас на это благое дело.
Рябошапка Людмила, мастер производственного обучения, зав. кафедрой декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: - К иконописи потянулись первоначально сами студенты, ведь этого не было в программе. Изучая традиционные промыслы Палеха, Мстеры, Холуя и Фелоскино, они не были до конца удовлетворены своей художественной деятельностью. В них зрела глубокая внутренняя потребность обратиться к высокому идеалу, хотя они не знали способов выражения этого идеала. Сначала появились первые самостоятельно расписанные пасхальные яйца, несовершенные по композиции и общему решению. И тогда в 1994-1995 годах в программу по исполнительскому мастерству решением кафедры был внесен раздел по изучению иконописи и росписи пасхальных яиц. Решение было нелегкое, так как обучение приемам иконописи -дело очень трудное, требующее глубокого внутреннего проникновения в суть изображаемого, сопряженное с их особым духовным настроем. Педагогический коллектив проводил четкую грань между собственно иконописью, когда иконописец работает в лоне Церкви, и росписью пасхальных яиц, в которых сочетается культовая и декоративная функция. Это делает их менее обязывающими. В то же время они более подходят для общества, еще не полностью готового к религиозной жизни. Именно последнему виду работы и предполагалось обучать студентов. Нельзя сказать, что процесс вышел из под контроля, но, как известно, с пасхальных яиц неожиданно началось наше восхождение к иконописи, так как необходимо было не только осваивать технику живописи, но и создавать особый культурный пласт, на котором студенты могли бы творить далее со знанием дела. Знакомство с христианской культурой начиналось с простых Евангельских сюжетов, иллюстрированных репродукциями древнерусских икон. Студенты стали изучать христианскую литературу, иконографию - церковные каноны святых изображений, символику иконы. Необходимо было научиться читать древнерусскую икону. После того, как в лицее образовался начальный фонд из пасхальных яиц, были приглашены владыка Пантелеимон и отец Меркурий, настоятель строящегося в Калининграде храма Христа Спасителя, с тем чтобы оценить грамотность изображений и общую направленность этой деятельно- сти. В Пасхальную неделю 2001 года лицей благословил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и предложил молодым преподавателям стажировку в Московской духовной академии. Это придало студентам и преподавателям новые силы. Вот далеко не полный перечень икон, выполненных нашими учащимися: Владимирская, Донская, Игоревская, Образы Пресвятой Богородицы - "Прибавление ума", "Взыскание погибших", "Умиление", "Отрада и Утешение", "Неопалимая Купина"; Образы - "Спас Нерукотворный", "Спас в силах", образы преподобного Сергия Радонежского, Иоанна Предтечи; праздничные иконы - "Крещение Господне", "Рождество Богородицы", "Рождество Христово", "Благовещение", "Сретение", "Введение во храм": Коллектив кафедры использовал исключительно авторские программы и всегда помнил о своей главной цели - приобщении молодых людей к традициям национальной культуры. Они не должны стать нигилистами и конформистами.
Знакомство с христианством начиналось с простых Евангельских сюжетов |
Зинина Женя, выпускница лицея, студентка Московского государственного университета сервиса: - Как от иконографии, так и от церкви я была очень далека. Это лицей меня к ним привел, и у меня уже есть иконы, написанные по всем правилам и канонам. Но расскажу все по порядку. Некоторые учащиеся относятся к иконографии несерьезно, могут и поулыбаться, и посмеяться. По себе я чувствовала тогда, что со мной стало происходить что-то новое и непонятное. Ну, и как-то так получилось, что я отправилась в паломническую поездку на Соловки. Ее организовали студенты филфака КГУ, оказывается, они уже не в первый раз совмещали летнюю практику с паломничеством. То есть были люди серьезные, мною же двигало только любопытство. Но как-то незаметно, под влиянием студентов, под впечатлением от храмов, которые мы посещали по дороге к островам, я даже решилась на исповедь, это было в одной из церквей в Новгородской области. Хорошо помню те впечатления: мне не по себе, я в первый раз, в храме кто-то плачет, мне тревожно: - Наблюдаешь грехи свои? - спросил меня батюшка. - Наблюдаю, - отвечаю, а сама еще толком не знаю, что это такое. Разве сравнить это со второй моей исповедью, к которой я потом долго готовилась, сознательно и серьезно. Поездка, конечно, меня сильно изменила, я ехала ради любопытства, а домой вернулась с чувством великой горечи: поняла, что есть другие люди, другая жизнь, что есть Царствие Небесное, а я не знаю, как открываются туда врата. Но очень хотела узнать и решила не отчаиваться и сразу по возвращении стала регулярно ходить в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Мне уже во время учебы в лицее захотелось написать икону по-настоящему. Это был образ "Неувядаемый цвет", подарок на день рождения моей подруге Наталье. Ей очень понравилось, а ее мама отнесла икону в храм показать батюшке. Отец Максим позвал меня и строго сказал:"Такое дерзновение перед Богом: Ни благословения, ни поста..." Слава Богу, простил меня, и благословил, и освятил, теперь перед "Неувядаемым цветом" можно даже молиться. Вот так, через ошибки, я набиралась опыта. Когда уже стала студенткой университета и получила частный заказ, то сначала пошла на исповедь и ко Причастию, затем к батюшке за благословением, а потом только приступила к написанию иконы в строгом посте. Это был образ Николая Чудотворца, любимая икона на Руси. Работала около двух месяцев, так что я теперь на собственном опыте знаю, что написание иконы - это великое испытание и для духа, и для тела.
Ядром любой культуры являются нравственные и духовные ценности |
Гуров Игорь Дмитриевич, преподаватель философии: - В начале зарождения иконописи в лицее все было непросто: ни специальной литературы, ни иллюстраций, ни знаний канонов и церковной жизни. По крупицам преподаватели кафедры все это собирали (и продолжают собирать сегодня), очень много консультировались. Помню, священник из пос. Янтарный пригласил нескольких девочек расписывать храм. Так они приобщались к православной культуре и религиозной живописи, начинали проникаться христианскими идеалами, убеждались, что икона - это не просто художественное произведение, но часть духовной жизни. Некоторых студентов я приглашал в духовно-просветительские поездки по России, которые организовывали КГУ (это прежнее название калининградского университета) и православная Церковь. Псков, Пушкинские Горы, Смоленск, Новгород, Соловецкие острова, Санкт-Петербург, право-славные храмы Польши - сколько их было, паломнических поездок. Конечно, я приглашал не всех учащихся, только тех, в ком видел склонность к глубокой духовной жизни, умеющих думать, не лентяев, конечно, их-то уж везде полно. Среди причин, повлиявших на рождение иконописи в лицее, не последнюю роль сыграло иноконфессиональное и инонациональное окружение. Плюс попытка навязать нам ощущение якобы отсутствия здесь своих корней и ощущение не своей земли. Да, в регионе проживают представители многих народов, но основной доминирующий элемент не просто русскоговорящий, а носитель общерусской культуры - украинцы, белорусы и русские, выросшие из одной православной Киевской Руси. Конечно, какую-то часть запада Украины и Белоруссии насильно, подчеркиваю, насильно, "окатоличили", но основная доминанта всегда объединяла эти народы в духовном отношении в единую соборную общность. И когда некоторые люди, непонятные по своему внутреннему миру, пытаются "изобрести" здесь какой-то "особый народ", особую какую-то культуру, заявляя, что она часть общеевропейской культуры и надо быстрее отвыкать от России и быстрее привыкать к тому, что мы общеевропейцы, лишь говорящие по-русски, это, естественно, вызывает определенное отторжение и желание показать, что ты духовно богатый и полноценный человек, органически связанный со всей Россией. Что у тебя нет этого навязываемого комплекса неполноценности, вне зависимости от того, приехал ты сюда или родился здесь. Посмотрите, скоро появится уже четвертое поколение местных жителей, и все мы являемся носителями великой русской культуры. Всех объединяет обостренное чувство сопричастности, и прежде всего в среде калининградской интеллигенции. На землю народы приходят и уходят, и каждый со своей культурой. Культура - от слова "культ". Ядром в ней являются нравственные и духовные ценности, определяемые прежде всего ее основополагающей религией. Поэтому можно сколько угодно говорить: был Константинополь, ну, пришли турки, и что изменилось, стоит тот же город. На самом деле - другой народ пришел в этот город, принес другие культурные традиции и - другую религию. Все, нет больше православного Константинополя, есть мусульман-ский Стамбул. И никуда от этого не денешься. Так что появление иконописи в данном учебном заведении - результат естественного духовного кризиса и поисков выхода из него, он в той или иной мере коснется каждого региона России, нас коснулся раньше многих, потому что у нас тут все обостреннее.
Людмила Козельцева
|