Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№3 (24) март

КОММЕНТАРИЙ 

 

СЕГОДНЯ НЕТ ВОЙНЫ ПОЛУМЕСЯЦА С КРЕСТОМ

 

Что произошло во Франции? Насколько правомерны выводы властей США о религиозной ситуации в России? На эти и другие вопросы в интервью обозревателю портала "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову ответил профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.

 

Андрей Кураев- В восьмидесятые - начале девяностых годов большая часть думающей молодежи в нашей стране, которая пыталась отыскать смысл в атмосфере неверия и закрученных гаек, обращалась к року. Многие находили то, что искали. Сегодня дуют иные ветра...

- Тогда было совершенно особое отношение к любому несоветскому фильму, песне, книге, человеку. Тогда все было "железнодорожно" понятно: есть жизненные колеи, по которым надо катить, и тебе не дано права самому торить свою колею. Тогда любая возможность размыть этот железобетон приводила к тому, что на эту тропку сворачивали сразу многие тысячи диссидентов. А сегодня невозможно ни появление таких долгоиграющих по своему влиянию фильмов, ни столь же влиятельных рок-групп или писателей. Сегодня совершенно иное отношение к книге: популярен не тот писатель, который влияет на мою мысль и судьбу, а тот, кто стал соучастником в запланированном мною убийстве: он помогает мне убивать время в электричке. Ну, еще он может сгодиться на то, чтобы затем на какой-нибудь тусовке с умным видом его зацитировать.

У людей сегодня очень много выбора, но оттого слишком часто оказывается, что этот выбор мелковат. Качество выбора определяется настойчивостью в его воспроизведении и являет себя в умении копать в одном месте. Чтобы нечто найти, нужно копать не ложечками в разных местах, а экскаватором в одном месте. Иначе до водоносного слоя не достать. Массовое клиповое мышление на это не способно. Поэтому, будь то в религиозной или культурной жизни, просто надо привыкнуть к тому, чтобы быть в меньшинстве. Люди, которые способны что-то делать всерьез в мире музыки, кино, литературы, театра, науки, религии, обречены на то, чтобы быть в меньшинстве. Они не сделаны на "фабрике звезд" и не контролируют ее. Конечно, можно мечтать о воссоздании всесоюзного храма великой советской науки, или об имперской российской Церкви былых времен, или о великой подпольной сети совет-
ского рок-н-ролла, но все это не более чем ностальгия. Любить свое придется в одиночку.

У людей сегодня очень много выбора, но оттого-то этот выбор и мелковат

- Сначала госдепартамент США опубликовал доклад о положении религиозных организаций в мире и, в частности, в России. Затем американский Конгресс потребовал от России соблюдать религиозные свободы. Насколько сделанные оценки и выводы отражают реальное положение дел в сфере религиозной жизни нашей страны?

- Ну, это все равно что говорить о дискриминации несчастных арабских повстанцев в Париже. Эти люди родились и выросли во Франции. Но если они не выучили французский язык и проводили на дискотеках время, которое должны были проводить в учебных аудиториях, не овладели профессией, то, простите, зачем потом поджигать машины коренных французов и заявлять о дискриминации? У них был шанс сделать самим свою судьбу. Они от этого отказались. Всегда в любой стране можно найти обиженных. Так делало советское телевидение, когда снимало телесюжеты на тему "Нью-Йорк - город контрастов".
Вопрос в том, что они искали. Если они искали обиженных, то они их нашли. А наш вопрос в том, кто их обижал и по какому поводу. И, в общем, все эти причитания сводятся только к одному: государство не предлагает некоторым религиозным организациям такие же партнерские отношения, какие выстраиваются сейчас с Русской Православной Церковью. Если меня не приглашают на работу в кремлевскую администрацию и не дают права ведения в прайм-тайм передачи на основном российском телеканале, то это еще не означает, что я подвергаюсь жутким гонениям.

Например, на молитвенный завтрак к президенту США могут пригласить баптистского пастора, а старообрядца - нет. Но это не повод кричать о том, что притесняют религиозные меньшинства. Едва ли православные, например, в Германии имеют те же привилегии, что и Католическая церковь.
Государство должно гарантировать людям определенный набор прав и возможностей. Но далее государство вправе само определять, какие образовательные или культурные проекты поддерживать, а каким - предоставить возможность расти самостоятельно. Точно так же и в области религии. Если государство демократично, то есть прислушивается к голосу большинства своих избирателей - а в России, понятно, большинство ориентировано на православие, - то сотрудничает с православием.

Аналогично с телевидением: у нас есть государственный спортивный телеканал. На нем, равно как и на других телеканалах, нередко транслируют матчи из российского чемпионата по футболу, но не показывают, например, матчи из чемпионата по хоккею на траве. Ассоциация травяных хоккеистов может обидеться и потребовать равных условий, но условия-то неравны в том смысле, что нет массового зрительского интереса. У людей есть масса вопросов к Православной Церкви, но нет спроса на проповедь адвентистов. Если православный священник приходит на телевидение, то он делает это не для того, чтобы создать спрос, а для того, чтобы ответить на существующие вопросы. А к какой-нибудь новой религиозной организации таких вопросов просто нет. Увы, у нас сектанты привыкли путать право и обязанности. У них есть право на проповедь, но на госчиновниках не лежит обязанность пускать их в те аудитории, которые находятся под контролем государства: в армию, школу, государственные СМИ.

У людей есть масса вопросов к Православной Церкви, но нет спроса на проповедь адвентистов

Так что прежде обвинений в нетерпимости следует учесть масштабы амбиций религиозных меньшинств. Кроме того, необходимо сформулировать четкие критерии религиозной нетерпимости. Вопрос в том, каковы критерии предвзятости и непредвзятости, терпимости и нетерпимости. Ведь далеко не всегда хочется им соответствовать, как, например, в случае с гей-движениями. Некоторые религиозные организации ведут свою игру: люди надевают маску гонимых, чтобы открыть линии финансирования от западных гуманитарных и правозащитных центров. Любой человек, организация может позволить себе дать оценку внутренней ситуации в той или иной стране. Сам факт публикации такого доклада не является чем-то возмутительным. Но, естественно, и у нас есть право или не заметить этого доклада, или дать аргументированный ответ.

- То, что случилось во Франции, может ли, по-вашему, повториться в России?

- Такого рода события не случаются без организаторов. Значит, кто-то этого захотел. Кто эти кто-то? И не захотят ли эти люди, чтобы и в России произошло нечто подобное? Сколько мы читали разных сказок про "кукушат", когда сначала ты приютил в своем доме незнакомца, а затем в твоем госте стали пробуждаться свои аппетиты. Сначала он начинает требовать соучастия в управлении домом, а со временем претендовать уже и на роль единовластного хозяина. Так крепнет голос европейских иммигрантов. Кроме того, не будем забывать, что в исламе, в отличие от христианства, нет принципа разделения политики и религиозной жизни. Бывают задавленные политические амбиции, бывают временные компромиссы, но при малейшей возможности цели будут реализованы.

Однако считать, что идет война полумесяца с крестом, оснований нет - просто по той причине, что креста нет. Нет христианской цивилизации, нет христианских стран. Франция не является христианской страной. О правительстве Франции нельзя сказать, что оно хоть в какой-либо степени руководствуется церковными заповедями, интересами, идеалами. Франция в течение более двухсот лет уничтожала свое христианское прошлое, и очень успешно. Я бывал в разных странах мира и везде ходил в рясе - и в арабских странах, и в Советском Союзе, и в Израиле, но нигде не встречал к себе столь холодного отношения, как на улицах Парижа. Двести лет антиклерикального масонского воспитания очень сказываются. Так что Франция - расхристанная страна, и там противостояние скорее веры и безверия. Естественно, что преимущество будет на стороне веры просто по законам психологии. Так или иначе, можно сказать, что речь идет о противостоянии полумесяца и Голливуда. Попса американского производства против попсированного тоже, примитивизированного и военизированного, но ислама.
Политический ислам смертельно опасен для европейского мира. Вот если бы Европа была христианской, тогда другое дело, даже если бы христиане были меньшинством. Вот мне не опасно жить в исламизированной стране, потому что я христианин и тем самым нахожусь под защитой Корана как человек, исповедующий религию Книги. А Коран не разрешает в мусульманском государстве жить атеистам и язычникам. Таким образом, люди, не исповедующие религию

Откровения, то есть неиудеи, нехристиане, в мусульманском государстве не будут терпимы. По этой причине я поражаюсь такому спокойствию нынешних либералов-гуманистов, которые почитывают языческие гороскопы, говорят о политкорректности, а на самом деле сами всерьез ни в Бога, ни в черта не верят. Вот им-то придется очень плохо, когда воспеваемые ими якобы обиженные мусульманские подростки повзрослеют и всерьез получат рычаги власти.

 

interfax-religion.ru

Своею кротостию преп. Макарий Великий обратил ко Христу одного идольского жреца, встретившегося ему на пути в Нитрийскую гору. Сего жреца встретил прежде ученик Макария, но был избит им до полусмерти за то, что назвал его демоном. Но когда Макарий, встретившись с ним, ласково приветствовал его, жрец пораженный сим, сказал: я вижу, что ты человек Божий, и, ухватившись за ноги его, сказал: не отпущу тебя, пока не сделаешь меня монахом. И он принят был отцом в число братии, а чрез него и многие язычники сделались христианами. Указывая на этот случай, Макарий говаривал: худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми.

 

Св. Макарий Великий

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото33

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.