|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (30) сентябрь |
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПОУЧЕНИЯ
(Продолжение. Начало в № 7 (28) и 8 (29) за 2006 год)
О любви
Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом или корыстью, то такому дьявол мешать не может.
Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце тебе любовь.
Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто исповедоваться и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
О лености и унынии
Скука унынию внука, а лени дочь. Что бы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
"Отчего люди грешат?" - задавал иногда Старец вопрос, и сам же решал его: "Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности - служить Богу. От лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина: уныние или леность, забвение и неведение, - от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.
Потому мы и молимся Царице Небесной: "Пресвятая Владычица моя Богородице, святыми твоими и всесильными мольбами отгони от меня, смиренного и окаянного раба твоего, лень, уныние, забвение, неразумие, нерадение и все скверные, лукавые и хульные помышления".
О терпении
"Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: "Если кто ударит тебя в десную ланиту - правую щеку, - обрати ему и другую". В десную ланиту в самом деле ударить неудобно, а это понимать нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, т.е. вспомни свои неправые дела. И если ты теперь, может быть, и невинен, то, возможно, прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания. Самооправдание - большой грех".
Скука унынию внука, а лени дочь |
"Батюшка, научите меня терпению", - сказала одна сестра. "Учись, - ответил Старец, - и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей". - "Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями". Ответ Старца: "Будь сама справедлива и не обижай никого".
О смысле искушений
Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока не утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердым не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием, или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, т.е. к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется - к небесному ли стремится или еще пригвожден к земному. Чтобы человек-христианин через подобные испытания сам видел, в каком он находится расположении, и естественным образом смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают богомудрые и богоносные отцы.
Испытывалась свобода даже ангелов. А если и небожители не избежали испытания, то тем более должна испытываться свобода и произволение живущих на земле.
О молитве
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, Старец повторял обычную народную поговорку: "Боже-то помоги, да и сам мужик не лежи".
Одна монахиня сказала: "Батюшка! Через кого же нам просить молитвенной помощи, как не через вас?" Старец ответил: "И сама проси! Ты вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но Он не услышал их, а когда сама стала просить, упросила". Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал Старец такой рассказ: "На Афоне у одного монаха был скворец, говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: "Скворушка, Христос воскрес!" А скворец отвечает: "Вот то-то и беда наша, что воскрес", - и тут же умер. А в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся". О том, что Бог прежде всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение человеческой души, Старец так говорил: "Пришел как-то к о. Игумену Антонию один больной ногами и говорит: "Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает". О. Антоний ответил ему: "Да уж в Писании сказано: "Сын, дай мне твое сердце", а не сказано - ноги".
Преподобный Амвросий Оптинский
|