|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (31) октябрь |
|
|
ЗАПИСИ
(Продолжение. Начало в №№ 6 (27), 7 (28) и 8 (29) за 2006 год)
***
"Не приидет Царствие Божие с соблюдением - се Царствие Божие внутрь вас есть". Не то же ли самое можно сказать о геенне огненной? Не настал ли уже ад и теперь для многих людей?
***
Жить надо не "слегка", а с возможной напряженностью всех сил, и физических и духовных. Тратя максимум сил, мы не "истощаем" себя, а умножаем источники сил.
***
Женщину, "имевшую духа немощи", по словам Христа, "связал сатана". Здесь указывается еще один источник болезни - дьявол. Вот что можно ответить тем, кто говорит (и я в том числе), что надо радоваться болезням, как и всякому несчастью, и не надо просить об исцелении.
***
Мы видим мир не таким, как он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля. И каждый видит его по-иному, по-своему, часто ставя центром своего мира вещи ничтожные и вовсе не давая места тому, что единственно важно.
***
В том, как избегают люди одиночества, мне видится скрытый страх смерти.
***
Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, т.к. все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще не сказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо него. Только в свете любви разум принимает видимые "абсурды" веры.
***
Почему трудна вера? До грехопадения люди знали: грех скрыл от них Бога и вера есть преодоление этой пелены греха между ними и Богом.
***
Очищение от греха приводит от веры к знанию.
***
Сребролюбие, казалось бы, грех второстепенный; на самом деле это грех чрезвычайной важности - в нем одновременно фактиче-ское отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим стихиям. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость. Преодоление его есть частичное преодоление всех этих видов греха.
Только в свете любви разум принимает видимые "абсурды" веры |
***
В чем соблазн и яд театрально-сти для зрителя, но главным образом для актера? - привычка жить, и притом напряженно и остро, иллюзорной жизнью, часто много острее своей настоящей будничной жизни; создание в себе "паразитических" личностей (от Епиходова до Царя Федора Иоанновича у Москвина); тщеславие. Поэтому театр так опасен слабым людям - он их перемалывает без остатка. Впрочем, всякая человеческая деятельность имеет эти (или другие) яды, и только сильные личности не побеждаются ими, а остаются самими собой.
***
Слепота к своим грехам - от пристрастия. Мы, пожалуй, многое видим, но оцениваем неправильно, извиняем, даем неправильное соотношение - чувство почти инстинктивное. Крайняя важность для спасения ":зрети грехи наша". Любить Истину больше себя, отвержение себя - начало спасения.
***
Внимание к своей внутренней жизни, рекомендуемое с религиозной точки зрения, дает свои результаты и с точки зрения чисто психологической - развитие силы внимания, сосредоточение сознания, выявление новых психических способностей.
***
Если мы посмотрим писания подвижников и святых отцов - какую глубину психологического анализа мы там встретим, какую тонкость различения психических состояний, какую верность определений и классификации всех ощущений.
***
Не помню, кто из отцов сравнивает внимание на молитве с фитилем в лампаде. Если продлить сравнение, то "елеем" в молитве, непременным условием горения лампады, будет постоянное покаянное чувство, смирение, чистота сердца, безгневие.
***
Одна из типичных ошибок, ведущих к осуждению, унынию, неправильным оценкам, - "руссоизм" в религии, мысль, что здесь, на нашей земле, до всеобщего суда и осуждения, могут быть явления безукоризненные - в нас самих, в других людях, в человеческих отношениях.
***
Тогда от себя требуешь полной святости и унываешь, находя в самые святые минуты нечистоту в своем сердце, тщеславие, двойственность; тогда злишься, заметив в людях, которых считал безукоризненными, малодушие, лукавство, ложь; тогда отчаиваешься, видя даже в Церкви Божией расколы, ссоры, ревность, зависть - разгул человеческих страстей.
***
Между тем "надлежит сему быти", весь мир заражен грехом; сверху донизу проходит страшная трещина - язва растления и смерти, и никто и ничто не свободно от нее. Если в самой совершенной общине - среди учеников Христа - был Иуда, то что же нам ужасаться, что в русской церкви есть Введенский, а свой маленький Иуда, как и свой кроткий, духоносный Иоанн и верный, деятельный Петр, есть в каждом приходе.
***
Радость почитания икон в том, что Бог, "Неописанное Слово", сошло с небес, стало плотию, приняло вид человеческий и обитало среди нас. "Полное благодати и истины", так что мы слышали Его ушами нашими, видели своими очами, Его осязали руки наши (1 Иоан 1:1).
***
Основная черта нашей религиозности - стремление к святыне в конкретном, осязаемом образе, жадность к ней; мы любим прикасаться к ней, лобызать ее, носить у себя на груди, освящать ею наши дома. Этой святыни хотели лишить нас иконоборцы, и в обретении ее была радость. Посмотрите, какой холодной и бесплотной является вера в исповеданиях, отрицающих иконы. Явно отрицая иконы, они бессознательно отрицают воплощение. Как перерождается у них все христианство, как сама Евхаристия, сосредоточие христианской жизни, делается у них бесплотной и незначительной. Поистине, если у нас Слово стало плотью, то у них Плоть стала словом - божественная Плоть, причащение Которой дает жизнь вечную (Ио 6), обратилась у них в слова и рассуждения.
Священник Александр Ельчанинов
|