|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (31) октябрь |
|
|
РАДОСТЬ ЖИВОЙ ВЕРЫ
Во время Великого освящения храма Христа Спасителя на патриаршей службе в стенах собора можно было увидеть немало известных в нашем городе людей. Один из них - Александр Ярошук. В отличие от многих других, пришедших в собор, так сказать, по "протокольным соображениям", он искренне верующий человек, его часто можно увидеть молящимся в храмах Калининграда. Удачливый предприниматель, общественный деятель, политик. Как такие люди, у которых "все есть", приходят в лоно Церкви, становятся искренне верующими последователями учения Христа? Об этом наша сегодняшняя беседа.
- Сначала простой вопрос: Александр Георгиевич, за что Вы любите Господа?
- На самом-то деле вопрос серьезный. Наверное, прежде всего за то, что вера в Спасителя, стремление соотносить все свои дела с Евангельскими заповедями дают мне прочный духовный стержень. И, не побоюсь сказать, вера во многом предохраняет меня от тех негативных поступков, которые я мог бы совершить, если бы жил без Бога в душе.
Просто могу сравнить свою жизнь до того, как я стал искренне верить в Господа, и после, когда принял Его всем своим сердцем и душой. Сейчас мне в тысячу раз легче живется и все получается.
- Как пришла вера в Бога? Ведь наступает какое-то озарение, и в какой-то момент человек восклицает: я верю в Бога!
- В общем-то я был крещен еще в детстве. Как тогда было принято, у бабушки, в Белоруссии. То есть, конечно, я всегда считал себя православным, но по-настоящему уверовал в Бога уже в зрелом возрасте. В моей семье случилась трагедия. Ни врачи, никто и ничто, казалось, не могло помочь моему ребенку. К кому в таких случаях обращаются люди? Мы с женой начали ходить в храм, горячо молиться Богу, участвовать во всех таинствах, которые установлены в Русской Православной Церкви. И произошло чудо - наш ребенок выздоровел.
- Что для Вас значит вера?
- Это невозможно передать словами - очень много значит. Когда ты каждое воскресенье и по праздникам идешь в церковь, когда участвуешь в таинствах и ощущаешь после этого в себе благодать Божью, неизъяснимую легкость после исповеди и причащения, будто заново родился, то ты, если такое хоть раз реально ощутишь на себе, просто не сможешь жить без Бога.
И если не я не схожу в церковь неделю или две, то просто физически ощущаю на себе, как груз мирской жизни давит, буквально меняет меня в худшую сторону. И уже чуть ли не бегом бежишь в храм и после службы радуешься, что Господь по-прежнему с тобой, что Он тебя не бросил.
Кто не ходит в церковь, я уж не говорю, откровенно не верит в Бога, тому, конечно, трудно понять это. Как правило, человек обращается к Богу, когда у него в жизни происходят большие неприятности и надо срочно просить у Него защиты. А не лучше ли пойти в церковь помолиться Господу, когда тебе хорошо?! Тогда, может быть, и неприятности обойдут стороной!
- Вы человек занятой - председатель горсовета, лидер партии, предприниматель. Не мешает ли это вере? Как удается совмещать многие обязанности и посещение храмов, ведь надо стоять на службе не один час?
"Не в силе Бог, а в правде!" |
- Абсолютно не мешает. А вера часто и помогает при принятии трудных решений.
- Одна из христианских добродетелей - смирение. А Ваша работа иногда требует жесткости...
- Я стараюсь поступать по совести, по вере. Иногда это воспринимается как слабость, но я не переживаю - пусть остается на совести тех, кто так думает. Здесь я руководствуюсь словами святого князя Александра Невского, имя которого ношу: "Не в силе Бог, а в правде!" И хотелось бы надеяться, что с течением времени искренне верующих православных политиков, чиновников, предпринимателей в нашей стране будет становиться все больше.
- То есть в любом случае православный политик лучше, чем неверующий?
- На сто процентов. Я сам, когда вижу несправедливость, завожусь. А с несправедливостью в той или иной степени сталкиваешься почти каждый день. Стараешься подключить все свое терпение и смирение. Но если бы я жил без Бога в сердце - я просто знаю свой характер, свою энергетику, - хорошо представляю, в кого мог бы со временем превратиться - просто в какую-то бездушную разрушительную машину.
- Спасибо за откровенность. Перейдем к другой, более приятной теме. У Вас замечательная семья, трое детей. Кто больше занимается их воспитанием в православном духе?
- В основном, конечно, жена. Хотя в церковь на причастие нередко удается приходить вместе.
- Ваша семья может быть образцом для подражания: иметь дружную семью, где много детей, - это прекрасно. Но, к сожалению, сейчас многие молодые женщины делают аборты, то есть сознательно идут на грех убийства ребенка. От чего так происходит - греховность окружающей жизни, безысходность? Что влияет?
- На самом деле здесь сложился очень, на мой взгляд, опасный стереотип мышления: мол, сначала надо встать на ноги, а потом думать о детях. Согласен, материальные трудности испытывают многие молодожены. Но разве это может быть причиной для отказа иметь детей?! Ведь и в дореволюционной крестьянской России многим жилось нелегко, но, по статистике, основу уклада жизни русского народа составляли многодетные семьи. К тому же сейчас правительство предприняло решительные действия по изменению демографической ситуации.
А насчет абортов? Раз Бог дает женщине дитя, то надо принимать это с благодарностью и рожать! Каких бы бытовых трудностей это ни стоило. Нельзя ведь оправдывать грех детоубийства. К сожалению, здесь зачастую негативную роль играют и средства массовой информации, пропагандируя порок, так называемую "свободную любовь", что наносит вред неокрепшим душам детей и юношества. Это тоже приводит к многочисленным абортам в раннем возрасте.
Церковь проповедует добродетель целомудрия как основу внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Если такую гармонию начинать воспитывать с самого раннего возраста, то и мысли о блуде, а вследствие этого и мысли об аборте, просто не возникнут.
Стараешься найти в себе силы, чтобы смириться... |
- Золотое правило христианства - "Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы люди поступали с тобой". Другими словами: я знаю, Вы делаете людям много добра, но когда они вдруг предают или просто какое-то непонимание происходит, как Вы на это реагируете?
- Обида, на самом деле, возникает дикая. Но стараешься найти в себе силы, чтобы смириться. Считаю, что моя сила в том, что я всегда прощаю людям. Некоторые, как я уже говорил, принимают это за слабость, начинают вести какие-то игры, плести интриги. Я, каюсь, могу вспылить, в сердцах высказать в лицо все, что думаю о таком человеке. Но Бог им судья. Потом отхожу и зла ни на кого не держу.
- Представители Русской Православной Церкви на всех уровнях говорят, что система православного образования может поставить заслон духовному обнищанию нации. Сейчас на разных уровнях идут споры о том, нужно или нет вводить предмет "Основы православной культуры" (ОПК). Один горе-политик недавно договорился даже до того, что в его вотчине-республике ни под каким видом такой предмет преподаваться не будет. В Калининграде с этим, слава Богу, все хорошо. Ваше мнение об актуальности такого предмета?
- Сейчас, может быть, как никогда раньше такой предмет нужен в школьной программе. Но, во-первых, он преподается факультативно, никто никого здесь не понуждает к религиозному обучению. А во-вторых, когда тебе с самого детства прививают истинную веру в добро и справедливость, уважение к родителям, старшим, что и составляет основу заповедей христианства, то скажите, кому от этого будет хуже? Я стараюсь каждое воскресенье посещать церковь и замечаю, как много в них становится детей, приходящих вместе с родителями. И я откровенно радуюсь за них. Папа или мама любого ребенка могут рассказать, как он меняется в лучшую сторону после того, как начал посещать церковь вместе с ними. Пусть те, кто видит в православном образовании какой-то подвох, просто поговорят с такими родителями - и вопрос о нужности или ненужности ОПК будет закрыт сам собой.
- С Вашей помощью, Александр Георгиевич, построен храм Св. праведного адмирала Феодора Ушакова в одноименном военно-морском институте. Как возникла идея строительства?
- Должен сказать, что я сам заканчивал этот вуз, тогда он назывался Калининградское высшее военно-морское училище. И прекрасно понимаю, что офицерам, которые будут управлять людьми зачастую в непростых, экстремальных условиях, самим необходимо иметь духовный стержень. Это нужно, чтобы создать нормальный воинский коллектив, в котором командир пользуется заслуженным уважением личного состава. А этого можно добиться, только когда сам строишь свою жизнь, обратившись к христианским принципам. Поэтому после согласований с командованием Балтийского флота и начальником института решено было возвести этот храм. К тому же теперь курсантам или матросам - да и офицерам - легче совершать церковные таинства, имея свой храм на территории института. Когда есть возможность, я помогаю и другим храмам города и области.
- Сейчас с Вашей помощью началось строительство храма Св. мчц. Татианы у главного корпуса университета. Как здесь обстоят дела?
- Это серьезный проект. Думаю, храм будет чуть меньше Кафедрального собора Христа Спасителя, который недавно был освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Котлован уже вырыт, забиваются первые сваи в основание фундамента; надеюсь, уже в этом году, как говорится, выйдем из земли. Храм будет иметь три придела: святых Татианы - главный, Георгия-Победоносца и Алексия - боковые.
- Часто ли обращаетесь к святоотеческим книгам? Есть ли время их читать?
- У меня дома собрана уже неплохая библиотека святоотеческой литературы. Я, собственно говоря, только такие книги в последнее время и читаю. Последняя - "Спасение грешников" Агапия Критского. Жесткое чтение, основательно взбудоражило мой мозг.
- А какую художественную литературу любите?
- Еще со школы почему-то осталась любовь к Бальзаку. Практически всего прочитал. Но когда в последний раз какое-то художественное произведение читал, даже затрудняюсь сказать. Времени не хватает. Да и когда познакомился с трудами святых отцов, чтение обычной прозы просто перестало меня интересовать.
- Удавалось ли бывать в святых местах? Что наиболее запомнилось?
- Был на Святой Земле, на Афоне в Греции, в Дивеево, других русских монастырях. Политика занимает столько времени, что выбрать момент совершить паломничество очень трудно. Этот год из-за выборов у меня просто выпал. И уже чувствую: надо поехать, вновь приложиться к святыням Православия.
Все места благодатные, но самые теплые воспоминания храню о посещении Иерусалима. Оттуда началось распространение христианства по всему миру, и это там ощущаешь просто физически.
Фото автора
Дмитрий ОСИПОВ
|