|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (31) октябрь |
|
|
ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТЫНИ
Слово "паломник" имеет западное происхождение. Оно происходит от слова "palmarius", то есть "пальмовник" - человек, несущий пальмовую ветвь. Этот термин получил начало от обычая, свойственного паломникам, посещавшим Святой град Иерусалим. Именно с ветвями пальмы возвращались на Русь паломники из Палестины, проделав тысячемильный путь в Иерусалим, где в неделю входа Господня в Иерусалим с ветвями совершали вхождение в Святой город из Вифании. Эти же ветви омокались в Иордане. С ними встречали Страстные дни и Пасху. Домой пальмы несли торжественно, так как этим свидетельствовали о своей встрече с Господом, сообщали, что они сопровождают Его во все дни своей жизни. Вечно зеленеющее высокое и прямое дерево служит эмблемою праведника: праведник цветет, как пальма (Пс 91:13).
Вернувшись из очередной паломнической поездки, пальмовой ветви я, конечно же, с собой не привезла. Однако впечатления об удивительных святых местах земли российской меня переполняли. Монастырь Евфросинии Полоцкой, Дивеево, Оптина пустынь, мужской и женский монастыри - Санаксары и Шамардино - сменяли друг друга на протяжении восьмидневного автобусного путешествия, создавшего из нашей группы настоящую маленькую Апостольскую Церковь.
Утомленные ночными переездами, но все же с радостными лицами после литургии в главном соборе страны храме Христа Спасителя, мы ступили на территорию Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), созданного при храме Сошествия Святаго Духа на апостолов.
Островок умиротворения
Несмотря на то, что и Дивеево, и Оптина являются общеизвестными духовными центрами нашей страны, посетить которые стремится каждый православный верующий, свой рассказ мне все же хотелось бы посвятить вышеназванной маленькой Господней обители, островку умиротворения, любви и трудолюбия, спрятанному прямо в центре бурящей столицы нашей Родины.
Храм встретил нас необычайной тишиной, его окрестности абсолютно ничем не напоминали о том, что вокруг него существует другая жизнь, где царит научный прогресс, активно внедряются космические технологии, каждую секунду совершаются крупные финансовые операции. Атмосфера здесь была похожа на монастырскую, а особенный колорит придавал обстановке неизвестно откуда взявшийся деревенский пейзаж.
Выбрав занятие по себе - кто-то из нас ушел на послушание, кто-то остался на вечерней службе, - все вместе паломники собрались только за трапезой, где каждый по достоинству смог оценить гостеприимство сестер и приятный ужин, состоявший, в том числе, из плодов труда сестер на подсобном хозяйстве.
Поблагодарив за трапезу и прочитав благодарственную молитву, мы были приглашены на экскурсию, где матушка Вера начала рассказ об истории храма и создании Сестричества...
Из истории
В 1750 году по велению Императрицы Елисаветы Петровны здесь было устроено Лазаревское кладбище и возведен деревянный храм в честь Воскресения прав. Лазаря Четверодневного, откуда кладбище и получило свое название.
Храм встретил нас необычайной тишиной... |
В 80-х годах ХVII века в Москве бушевала эпидемия чумы. В это страшное время была создана Предохранительная комиссия - благотворительный комитет помощи больным, который возглавлял благочестивый купец Лука Иванович Долгов, известный благотворитель и нищелюбец. Несмотря на смертельную опасность, благочестивые москвичи самоотверженно служили страждущим, снабжали их пищей и одеждой, заботились об умерших. За эти труды Лука Иванович был удостоен Императрицей дворянского звания титулярного советника "За заслуги перед Отечеством". Благодаря Господа за сохранение жизни всем членам семьи Долговых, Лука Иванович пожелал построить на Лазаревском кладбище новый каменный трехпрестольный храм вместо уже обветшавшего деревянного, строительство которого было продолжено его супругой Сусанной Филипповной. По завершении строительства при храме была устроена богадельня "на пятьдесят лиц женского пола духовного сословия".
Настоятели
В конце XIX века в храме настоятельствовал священник Никита Никитович Скворцов, замечательный пастырь-подвижник, просветитель раскольников-старообрядцев. В храме на Лазаревском кладбище он отметил пятидесятилетие своего священнического служения, одновременно являясь попечителем богадельни и ведя активную деятельность по благо-устройству кладбища.
В 1914 году отца Никиту сменил его однофамилец протоиерей Николай Алексеевич, глубоко почитаемый и любимый всеми прихожанами за благочестие пастырь. Прекрасный проповедник, кандидат богословия, автор уникальных работ по церковной археологии и капитального труда "Археология и топография Москвы", о. Николай преподавал на кафедре истории и топографии в Археологическом институте, являлся председателем Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения, знатоком церковной старины. В июне 1917 года настоятель собирал средства для устройства детского приюта. Видимо, узнав об этом, в ночь с 14 на 15 июня (по старому стилю) в дом о. Николая ворвались грабители. Услышав шум, о. Николай вышел, пытаясь увещать бандитов, однако был зарублен топором. На шум выбежала матушка Евгения, сразу же скончавшаяся от удара топором по голове. Дочери, гостившие в ту ночь в родительском доме, чудом спаслись. Отец Николай и матушка Евгения после торжественного отпевания, совершенного епископом Иоасафом, оплакиваемые всей епархией были погребены возле южной стены храма, недалеко от паперти. После закрытия кладбища их честные останки были перенесены на Ваганьковское кладбище, где доныне сохранилась их могила. Есть свидетельства очевидцев о том, что оба тела оказались нетленными. После Октябрьского переворота 1917 года богослужения в храме не прекращались, однако ряд священников, служивших здесь, претерпели ссылки. Как и везде, находились иуды, собиравшие мнимые "компроматы" и писавшие доносы на пастырей и прихожан.
Последним настоятелем храма Сошествия Св. Духа на апостолов стал благоговейный пастырь прот. Иоанн Смирнов, ныне прославленный в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Являясь профессором Московской духовной академии, магистром богословия, о. Иоанн после разгона академии служил под Воронежем на приходе, а в 1922 году был рекомендован для служения в московский храм, настоятелем которого стал уже через год. После закрытия храма в 1932 году о. Иоанн еще некоторое время служил на других приходах, но в 1937 году был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. В 1956 году, когда о. Иоанн был реабилитирован, "свидетельницы" по делу объявили свои показания подделкой.
В день памяти священномученика Иоанна 10 декабря (н.ст.) и в дни празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских в храме Сошествия Святаго Духа на апостолов сестры совершают службу своему новому небесному покровителю.
Типография, книжная лавка, иконописная мастерская, воскресная школа - добрые плоды самоотверженного труда сестер и прихожан |
Годы лихолетья
В 1932 году храм был закрыт, имущество конфисковано. Здание передали заводу под общежитие для рабочих. В 1936 году было уничтожено и Лазаревское кладбище, а на месте погребения умерших устроили детский парк и танцплощадку. Есть живые свидетели того, что в парке играли в футбол черепами, а в алтаре храма обитали бродячие собаки.
Лазаревское кладбище, располагавшееся на 22 гектарах земли, когда-то представляло собой место упокоения многих известных людей. Здесь находились усыпальницы бояр рода Колычевых - родственников свщмч. Филиппа, митрополита Московского, князей Голицыных, Оболенских, родственников свт. Игнатия (Брянчанинова). Здесь была похоронена мать Ф.М. Достоевского - ее останки по неизвестным причинам были эксгумированы и помещены в анатомический музей. Останки художника В.М. Васнецова и св. прав. Алексия Мечева впоследствии перенесли на Введенское (Немецкое) кладбище.
Просто чудом храм не был разрушен. Его объявили памятником архитектуры первой категории, однако продолжали эксплуатировать - вначале под общежитие, затем под школу, что в итоге привело здание в аварийное состояние.
Возрождение
Возрождение же храма началось в 1991 году - именно тогда он был возвращен Церкви. Тяжелая ноша восстановления разрушенного здания легла на плечи прот. Иоанна Мазова и иеромонаха Сергия (Рыбко), последний является настоятелем храма и по сей день. Кстати, в 1994 году, перейдя на служение в Москву, о. Сергий вместе с собой привел из Оптиной пустыни костяк Сестричества, состоявший из девушек, крещенных им в 1990-1991 годах. Официальный статус Сестричество получило только в 2003 году.
Типография, книжная лавка, иконописная мастерская, воскресная школа - все это является добрыми плодами самоотверженного труда сестер и прихожан, а также свидетельством Божьей помощи в благих начинаниях настоятеля.
Однако настоящей жемчужиной обители является сам храм, бережно хранящий в своих стенах собрание сотен частиц мощей (более 500), стекающихся сюда со всех уголков христианского мира.
Кстати, до революции в храме находилась родовая святыня Долговых - крест-мощевик с пятьюдесятью частицами мощей, имелось более двухсот икон в дорогих золотых и серебряных ризах. В Отечественную войну 1812 года храм и святыни не пострадали: французы до них не дошли, но в годы коммунистических гонений и крест, и иконы бесследно исчезли. Интересно, что среди ныне имеющихся в храме святынь много мощей тех святых, мощи которых находились в утраченном мощевике.
Иконы Святого мученика Трифона, Преподобной Елисаветы Федоровны, Иоанна Русского занимают особое место в храме: святых, изображенных на них, сестры часто и успешно призывают на помощь в делах Сестричества. Множество предметов утвари и быта святых Русской земли также чудесным образом попало в ведение сестер и находится здесь же, в храме, в специальной витрине под стеклом.
Маленький храм
Когда наша экскурсия подошла к концу, сестры любезно предложили нам ночлег прямо под крышей дома Господнего, где основная группа, застелив пол матрасами, вскоре уснула под размеренное чтение сестрами Полунощницы...
Покидая Сестричество, я еще раз окинула взглядом ничем не примечательный внешне, но изнутри благоухающий Божьей благодатью бело-голубой храм. В эту секунду он почему-то напомнил мне православного человека, скромная внешность которого со временем перестает обращать на себя внимание, а видимой становится только наполненная добротой, кротостью и любовью к ближнему душа - тоже маленький храм, дороже которого даже для Бога нет ничего во всем мире.
В статье использован материал, предоставленный Сестричеством во имя свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова)
Мария Юрьева
|