Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№11 (32) ноябрь

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ 

 

РАЗГОВОР ПО ДУШАМ

 

Когда человек задумывается о своей жизни, о том, как и зачем он живет, то, как правило, ему свойственно определять некие цели, располагая их по степени важности. И, смотря по тому, насколько удалось достигнуть главных из них, - так, в общем-то, человек и оценивает тот или иной отрезок своей жизни.

 

Святые образа призывают нас задуматься о чем-то самом важном...Непраздный вопрос


Это общечеловеческий опыт. Это вполне естественно и закономерно. И вот отсюда возникает вопрос: а по каким целям и каким образом православный христианин может оценить свой уже пройденный путь? Каким образом можно повлиять на свое духовное будущее?
На самом деле, если внимательно приглядеться, вопрос этот далеко не праздный и даже не философский. Ведь если человек не в состоянии оценить уже сделанное, то вряд ли он сможет что-то изменить в своей жизни и в будущем.


Святые отцы говорят нам о том, чтобы мы не верили себе вплоть до самой смерти, имея в виду, что борьба с грехом внутри себя продолжается всю нашу жизнь и никогда нельзя успокаиваться на достигнутом.


Кроме того, св. апостол Павел говорит нам, что если какой-нибудь человек думает, будто он есть некто выдающийся в духовной жизни, то такой человек обольщает сам себя и на самом деле он еще ничего не достиг.


Кроток и смирен сердцем


Какие это удивительные слова! Оказывается, что как только человек начинает надмеваться собственной праведностью, он тут же теряет все свои духовные плоды. Иначе говоря, все добродетели без смирения - ничто! Ибо именно в смирении, и только в смирении для человека открывается возможность соприкоснуться с Тем, Кто о Себе засвидетельствовал: "Придите и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем".


Таким образом, осознание своей немощи и надежда на милость Божью есть краеугольный камень духовной жизни. Однако даже понимание этого все-таки не дает нам ответа на тот вопрос, над которым мы задумались в начале: как можно оценить уже пройденный духовный путь и, соответственно, какие выводы из этого мы можем для себя сделать?

Наше доверие Богу должно проявляться всегда, а не от случая к случаю


Слепое копирование


Достаточно просто занять позицию "страуса", прячущего голову в песок при больших трудностях, и заявить, что я грешен во всем сразу, что я есть червь, а не человек, и т.д. При этом многие, пожалуй, вспомнят, что подобные слова говорили и святые отцы.


Верно, говорили. Но с той маленькой разницей, что они говорили это из глубины своего духовного опыта, а мы часто произносим этокак скороговорку, совсем не чувствуя этого, подобно дрессированным обезьянкам, которые выполняют некоторые движения, но совсем не понимают ни того, что они делают, ни зачем...


Как себя оценить?


Оценивать себя по внешним обстоятельствам жизни - можно, но это малоэффективно. Ведь все мы знаем, как быстро подчас меняется ситуация вокруг нас: друзья становятся врагами, богатство приводит за собой и оскудение, здоровье чередуется с болезнями и т.д. Другими словами, все внешние события очень изменчивы и непостоянны.


Тогда, может быть, можно оценить свою духовную жизнь по некоему уровню благочестия? По количеству соблюденных постов, посещению воскресных богослужений, денежным суммам, пожертвованным нуждающимся, и прочему?


На первый взгляд, это вполне приемлемо, но вот незадача. Ибо Господь говорит нам, что если мы даже выполним все, что Он заповедовал нам (а это ох как непросто!), то и тогда мы должны считать себя за никудышных рабов. Значит, дело все-таки не в этом.


А что же тогда нам делать? Ведь по-человечески понятно, что без понимания того, что мы делаем и как мы живем, мы не можем двигаться дальше, не можем, в конце концов, просто нормально жить. А все внешние критерии просто рассыпаются на глазах, как карточный домик.


Внутренний критерий


И тогда остается, наверное, один критерий - внутренний, которого, кроме нас самих и Христа, никто никогда не увидит и по-настоящему не оценит, но без которого теряется весь смысл христианской жизни.


Священное Писание говорит нам, что угодить Богу без веры невозможно. Но вера - это не просто сумма неких богословских знаний и даже не благочестие. Хотя и первое и второе и полезно, и нужно. Вера - это тот незаменимый внутренний стержень, без которого человек перестает быть человеком.


И вот у этого стержня есть как бы два крыла, две составляющие - доверие и верность. Доверие проявляется в том, что за любым событием внешней или внутренней жизни мы ощущаем Промысел Божий, Его Премудрость, Его любовь.


Доверие проявляется прежде всего в том, как человек принимает выпавшие на его долю скорби и испытания. Переживает ли он все это без ропота, как благоразумный разбойник, осознавая: "Достойное по делам моим приемлю", - или сомневается, возмущается, спорит с Богом, считает себя обделенным Его промыслом? К сожалению, последнее далеко не редкость.


Только нужно помнить, что наше доверие Богу должно проявляться всегда, а не от случая к случаю. И это действительно трудно. Проверим себя, и если в нашем сердце присутствует ропот, то, значит, мы еще не настоящие христиане и надеемся мы больше на себя и собственные силы, а не на Бога и на Его любовь к нам.

"Это мой Господь, моя Радость и моя Надежда!"


Верность Богу


А верность Богу: это так просто и так трудно. Верность - это просто сопротивление греху во всех его проявлениях. Когда на желание согрешить человек говорит сам себе: "Нет, постой, я уже выбрал свой путь, свою судьбу. И этот путь лежит в одном направлении - со Христом, с моим Господом. Да, это не будет легко; да, это будет очень больно и даже неблагодарно в глазах многих людей, и тем не менее: Это мой выбор, и я не отступлюсь от Него, я буду бороться с грехом внутри себя до конца, насколько только хватит сил и веры. Насколько хватит моей веры, моей любви, в конце концов, моей порядочности. Ведь Бог, по слову Евангелиста Иоанна, есть Свет, и нет в нем никакой тьмы. А это означает одну очень простую вещь: если Бог - свет, а я - образ Божий, то и во мне нет места тьме, нет места пороку и страху, нет места амбициям и отчаянию, нет места всему тому, против чего свидетельствовал в своей земной жизни Господь". И вот из такой решимости может вырасти жизнь по заповедям Божьим.


Но это еще не все. Ведь заповеди можно выполнять и механически, и под действием страха, и по принуждению, да мало ли еще почему: А Господь говорит нам о том, что Он милости хочет от нас, а не жертвы. В противном случае наша праведность будет не лучше праведности книжников и фарисеев и, по евангельскому обетованию, мы не сможем наследовать Царствие Небесное.


Духовная сопричастность


Дело в том, что верность Христу определяется не столько внешним поведением, сколько внутренним расположением сердца. А без последнего и первым оправдаться нельзя. И вот верность Богу выражается в единодушии с Ним. Когда нам дорого все то, что дорого и Ему, когда нам больно от того, от чего страдал и Сам Господь, когда мы до конца своих сил солидарны с Ним, сопричастны Его смерти и жизни, Его вере и надеждам.


Легко сказать, но трудно исполнить. И это действительно так, ведь человек может только стремиться ко спасению, но спасает нас Сам Господь. А наша вера и духовная жизнь развязывают Ему руки и позволяют Ему стать для каждого из нас личным Господом и Спасителем, о котором любой человек, принявший Христа всем сердцем, может сказать: "Это мой Господь, моя Радость и моя Надежда!" Это они позволяют нам стать, по слову апостола Петра, причастниками Божественной природы и наследовать жизнь вечную.


Вот почему мы, с одной стороны, должны прикладывать максимум усилий для нашего спасения, а с другой - смиряться, молиться и просить помощи Того, кто в Евангелии от Иоанна сказал: "Без меня не можете делать ничего", т.е. ничего спасительного и безукоризненного, ничего абсолютно доброго или чистого. Об этом нужно помнить.


"Вы - друзья мои..."


Трудна духовная жизнь. И многое нужно знать, приступая к ней. И когда, пусть не часто, но все же приходится задумываться о своей душе и ее спасении, о множестве современных искушений и скудости духовного опыта, то поистине становится страшно: И думаешь иногда: "А может, оставить все как есть, может, нет смысла столько мучиться и страдать, ведь это так больно и страшно?.."


Что можно ответить себе на эти мысли? Господь не обещал, что будет просто. Он сказал другое: "Не бойся, малое стадо, не бойся, Я победил мир". Да, Он победил, а значит, наша вера не тщетна, и значит, наша надежда не напрасна. И мы знаем, благодаря Кому мы можем сегодня стоять на этой земле и молиться, и мы знаем, на Чьей крови и любви зиждется наша вера. А потому каждый, кто уповает не на себя, а на милость Божью, каждый, кто кается и смиряется перед Богом, имеет полную надежду на прощение и спасение. Только бы нам самим от Него не отречься - ни делом, ни словом, ни мыслью...


И вот, задумываясь об этих, быть может, самых важных в жизни вещах, задумываясь уже в который раз о нашей вере и любви, о доверии и верности, о сомнениях и надеждах, давайте постараемся хотя бы в чем-то самом малом оказаться действительно верными друзьями Христа.

 

Олег Облогин

Просвещеннейшие и разсудительнейшие из отцев приметили ещё иной помысл, который утонченнее всех вышепоказанных. Его называют набегом мысли; и он проходит в душе столь быстро, что без времени, без слова и образа мгновенно представляет подвизающемуся страсть. В плотской брани между духами злобы ни одного нет быстрее и неприметнее сего. Он одним тонким воспоминанием, без сочетания, без продолжения времени, неизъяснимым, а в некоторых даже неведомым образом, вдруг является своим присутствием в душе. Кто плачем успел постигнуть такую тонкость помысла, тот может нас научить: каким образом, одним оком, и простым взглядом, и осязанием руки, и слышанием песни, без всякой мысли и помысла душа может любодействовать страстно.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 7

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.