|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (32) ноябрь |
|
|
ПИСЬМА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
13 апреля 1846 года
Достопочтеннейший Л.А.! Вы, когда были у нас в обители, удостоились вкусить дара благодатных ощущений. Этим вам показано, что есть благодать Божья, дабы могли различать ложь от истины и блага мирские от благ духовных. Но она вам была показана, а затем скрылась, потому что не можете понести ее, не искусившись в брани со страстями и не стяжавши смирения. Хотя бы вы и постоянно здесь жили, то все не могли бы удержать ее; ибо и здесь есть борьба со страстьми - пока не смирится человек, то не может ни страстей победить, ни стяжать духовных дарований. Но и само искание дарований не безопасно, подвержено самомнению, а, напротив, иногда лишение их низводит нас в бездну смирения. В нашей воле состоит делать добро или противное добру; а награда состоит в воле Божией.
Вы должны иметь в памяти заповеди Божьи и смирение; и, хотя и не можете подняться на высоту добродетелей, старайтесь не нисходить в бездну пороков: всегдашние, хотя и малые проступки очищайте непрестанным покаянием и смирением, мысленно считая себя последнейшим из всех. Смирение одно сохранит вас от всех сетей и козней вражьих. А, как я вижу, вы при недостатке ваших исправлений в добродетели, скорбя, порабощаетесь смущением и лишаетесь спокойствия, а это знак самолюбия и гордости. Вы хотите видеть себя праведным и, не достигая этого, смущаетесь; а если бы достигли, то тоже бы увлеклись в гордость, - стали бы строгим судьей других порочных и больше бы погрешили пред Богом. Св. Церковь повелевает нам молиться: "Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего".
Почему же не молиться: "Даруй ми зрети моя добродетели"? Потому что это приводило бы нас в гордость и самообольщение, а то приводит в смирение. Великие святые, при всех своих добродетелях, имели себя под всею тварью, что и укрепляло их добродетели. Вы пугаетесь при мысли о тесном пути: боитесь ложного сты-да миролюбцев, насмешек, преследований и озлоблений. Но все это происходит от самолюбия, гордости и от маловерия, - по мере веры вашей и смирения и страх этот исчезнет. Если веруете, что без Божией воли и волос с головы нашей не погибнет, то тем более касающееся до чувств сердца не может быть без Его воли, а когда что и случится, то, верно, к искусу нашему и для пользы нашей по Его воле попустится; тут надобны: вера и смирение, покорность воле Божией и молитва об укреплении. Да даст же Господь вам разум истинный и сохранит от смущения и от всех сетей и козней противных, но успокоит вас в шествии вашем.
12 апреля 1847 года
Достопочтеннейший Л.А.! Стремление приблизиться к Богу есть знание Его, к которому надо присовокупить наше содействие в исполнении святых Его заповедей. Где бы мы ни находились, в пустыне ли или в обществе, в мире или в монастыре, - везде надо иметь попечение об исполнении заповедей, и везде есть попускаемое Богом противоборство со стороны врага нашему произволению. А мы должны само-властие наше преклонять к исполнению воли Божьей. Видя же свою немощь или неудобство, как вы пишете, надо повергать себя пред величием Божьим, прося Его помощи и заступничества от врагов видимых и невидимых. Получив же помощь и исправившись, берегитесь помысла, хвалящего вас, а других осуждающего; это также сеть вражья, завлекающая в высокоумие и все плоды добродетелей отнимающая.
Мы должны иметь в памяти заповеди Божьи и смирение |
Вы ищете душевного утешения, да еще неразлучного с вами. Отстраните духовную гордость, стяжите глубочайшее смиренномудрие, и утешение от вас не разлучится. Оно есть дарование Божье, но дается по мере нашего духовного преуспевания в смирении, а без него и без искушений дарования приносят погибель принимающим их, по слову св. Исаака Сирина (Слово 34, с. 168).
Вы не думайте, чтобы проходящие духовную жизнь все могли всегда наслаждаться духовными утешениями. И здесь есть борьба плоти и духа, победа и поражение, временное утешение и отнятие его к смирению и обучению несения духовного креста вместо вожделеваемого сладостного утешения. Любовь Божия не тогда познается в нас, когда наслаждаемся утешениями, но когда терпим духовный крест, в котором также испытывается в нас любовь Божия, что мы не тогда только любим Бога, когда Он нас утешает, но и тогда, когда испытывает отнятием их (утешений) и продлением скорбных внутренних чувств. В первом случае, по выражению одного учителя Церкви, мы ищем не Бога, а себя.
Октября 1851 года
Достопочтеннейший Л.А.! "Иго Мое благо и бремя Мое легко" (Мф 11:30), - сказал Господь, и мы этому веруем несомненно. А если Он вложил этот огонь в сердце ваше, то поможет ему и возгореться в пламя великое; только вы не сомневайтесь в помощи Его и не страшитесь прилогов вражьих, наводящих на вас сомнение и боязнь якобы жестокости и неудобности этого пути.
Враг готов все блага мира сего пообещать и представить, только бы отвести от спасительного этого намерения и пути; но вы будьте мужественны и тверды, облекитесь в броню веры и уповайте на Господа. Молитесь Ему, а на себя не надейтесь, ибо при всякой надежде на себя является нам наша немощь, а познание ее ведет к смирению.
Преподобный Макарий Оптинский
|