|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (32) ноябрь |
|
|
ЗАПИСИ
***
Все яснее становится мне, что Православие - это стихия абсолютной свободы. Боязнь уставов, правил, боязнь как-то ограничить себя, поставить слово, мысль, декорацию раньше или без факта, отвращение к пропаганде, насилию хотя бы чисто идейному или психическому, боязнь убеждать, вера только в самую наличность религиозной жизни - все остальное придет само.
***
По поводу сомнений о словах X: "В своем общении с рабочими они (члены католических кружков молодежи) сначала не только не называют себя католиками, но даже не упоминают о Христе". - Спуститься до них, чтоб подниматься вместе с ними. Установить сначала братское доверие и симпатию, а потом толковать: "возлюбим: да единомыслием исповемы". Есть ли ступени и степени посвящения? Если есть, то все ясно. - "Словесное молоко" у ап. Павла. "С Иудеями был как Иудей" (1 Кор 9).
***
Отношение к иноверным: 1.Уважение к их вере. 2.Проявление интереса, расспросы, сообщение о своем. 3.Приглашение на наши церковные службы. 4.Не стесняться проявлять свою веру. 5.Молиться за них.
***
На несколько секунд я испытал совершенно необычайное состояние: я определенно выступил из себя и со стороны, а вместе и как участник, переживал все как безусловно правильное, как какую-то икону, частью которой был и я. Боюсь теперь передать что-либо неверно: это было похоже на святое восприятие мира. Так дети и праведники воспринимают Церковь - храм и службу, как что-то совершающееся одновременно в двух мирах (слова одного мальчика: "Бог как будто обнял и держит в Своих руках весь храм").
***
Уверенность, что совершились все пророчества, что времена исполнились и люди близки к той мировой точке, которая будет ужасной катастрофой для одних и безмерной радостью для других, - кажется, эта уверенность неизбежно появляется при всякой на-пряженной религиозной жизни, в виде ощущения вдруг открывшейся, завершенной бесконечности и присуща, может быть, всякому сильному чувству, будь то отчаяние, любовь, порыв веры или пророческий экстаз.
***
Рождение мистично - к нам приходит вестник из другого мира. Смерть близких еще сильнее будит в нас мистические чувства - уходя от нас, они из ткани нашей души протягивают за собой длинный провод, и мы уже не можем жить только этим миром - в наш теплый, уютный дом поставлен аппарат в бесконечность.
Православие - это стихия абсолютной свободы |
***
Мне всегда грустно от этого постепенного убывания духовной жизни после Пасхи. Сначала нарастание духовных сил по мере углубления в Великий пост. Все внутреннее делается много легче, чище и спокойнее на душе, больше любви, лучше молитва. Потом - всегда необыкновенные дни Страстной недели, потом пасхальная радость. Не знаю, как и благодарить Бога, что он допустил меня как священника максимально участвовать во всем этом. Но вот наступает суббота Светлой недели, закрываются врата алтаря, как будто запираются двери небесные, и все становится труднее, душа ослабевает, малодушествует, ленится, всякое духовное усилие становится трудным.
***
Я так чувствую в самолюбии, съедающем души, разрушающем семьи, губящем всякое общее дело, настоящее дыхание дьявола. Для христианина было бы достаточно слов апостольских "Почему бы вам лучше не оставаться обиженными" (1 Кор 6:7); но хитрый человеческий ум сейчас же находит лазейку, что, мол, он горячится не о себе, а о справедливости и т.д. Вообще, как трудно Богу с людьми, как упорно они строят ад, как не хотят они света и блаженства. Чем больше живешь, тем убедительнее видишь, как силен сатана.
***
Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается прежде всего сам - в его душу входит светлая целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердый наоборот - он сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть.
***
Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей.
***
Зло не есть дурная привычка, неправильная установка души - оно есть, точно, наитие дьявольской силы. Особенно ясно это в переживании чувства злобы.
***
"Не собирайте: не заботьтесь" (Мф 6:19-34) - почему? 1.Земные сокровища тленны. 2.Они бесполезны - "жизнь человеческая не зависит от изобилия его имения". 3.Они требуют забот и хлопот и потому вредны даже с мирской точки зрения. 4.Они пленяют наше сердце: "где сокровище ваше, там и сердце ваше". 5.Заботы и волнения о них безбожны, т.к. предполагают отсутствие Промысла: притча о богаче. 6.Они ослабляют нас - "смотрите, не отягчайте себя обьядением, пьянством и заботами житей-скими". 7.Они утверждают обратную перспективу - "ищите прежде всего Царства Божия и правды Его". 8.Они определяют нашу земную и посмертную судьбу.
***
"Дела плоти известны - идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия ереси: Что общего с плотью в этих грехах? - Особое состояние в теле, томления, напряжения, волнения крови. Закон Джемса Ланге многое здесь объясняет. Огромно значение также телесных процессов во всех наших душевных переживаниях - в грехе и в молитве.
***
"Mania grandiosa" неизбежно вырастает из замкнутости в себе. Гаснут кругом все масштабы, и "я", распускаясь и увеличиваясь, вырастает до пределов сумасшествия.
Священник Александр Ельчанинов
|