|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (22) январь |
|
|
О БЕДНОЙ РУМЫНИИ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
ПРОЛОГ
Начнем с того, что о Румынии никто ничего толком не знает. Вот что вам приходит в голову, когда вас спросят об этой стране? Проведя импровизированный соцопрос, я выяснил, что для многих Румыния - это мамалыга, цыгане, Чаушеску и Дракула. Смесь, надо сказать, мутная.
Кто во что горазд Оказывается, что и современный кинематограф также изрядно запутал и без того непростой ассоциативный ряд обывателя. Одни вспоминают "Секретные материалы", где агенты Малдер и Скалли сталкиваются с сектой румынских эмигрантов; другим на память приходит полусказочный "Горец", бессмертный монстр-убийца, который в одной из серий томится в тюрьме румынской секуритате (госбезопасности); третьим припоминается не мене бессмертный "Гарри Поттер", где Румыния - это место, в котором сохранилась последняя резервация драконов.
Натренированный ум историка вспомнит, что до Второй мировой войны Румыния была известна как "житница Европы", а Бухарест - как "маленький Париж". Еще известны непростые отношения Румынии с Россией, точнее, отношения между политиками обеих стран. Если в 50-е годы румынские историки вели отсчет "вековой дружбы" с Россией чуть ли не со времен палеолита, то в период смены власти настроения политиков менялись. Маршал Антонеску, например, запрещал румынам носить шапку-ушанку, "потому что она скроена по русскому образцу". Приказ, однако, не выполнялся - у румын мерзли уши!
Румыния еще не избалована Европой, но уже примеряет европейский кафтан. Гужевые телеги толкаются за место на дорогах с быстрыми иномарками, крестьяне в деревнях приколачивают к "конькам" крыш спутниковые антенны. Но дадим немного места фактам.
География страны Страна расположена на юго-востоке Европы. Граничит на севере с Украиной, на западе - с Венгрией, на юге и юго-западе - с Сербией и Черногорией, на юге - с Болгарией, на востоке - с Республикой Молдова и Украиной. Границу с Болгарией, Сербией и Черногорией формирует река Дунай, образующая при впадении в Черное море обширную дельту. На юго-востоке страна омывается Черным морем. Население современной Румынии составляет около 22,36 млн. человек, которые проживают на территории общей площадью 237,5 тыс. кв. км.
Кстати, о населении. Корни современных румын, столь же запутанны и переплетены, как и наши знания о самой Румынии. Современная территория Румынии была заселена еще в дохристианскую эпоху племенем фракийцев, которых римляне называли даками, а греки - гетами. Даки заимствовали и сохранили многие основные черты римского образа жизни и латинский язык, появившийся здесь после завоевания их римлянами в 105-106 по Р.Х. Они заимствовали некоторые обычаи, правила и элементы материальной культуры у славян и византийцев. Византийско-славянский след сохранился в духовной культуре страны, хотя Румыния стала отечеством и для многих меньшинств. Украинцы, русские и болгары, евреи и уж, конечно, цыгане. Современная румын-ская культура являет собой синтез византийско-христианского прошлого и европейского настоящего, который породил такие выдающиеся имена, как поэт-романтик М. Эминеску, талантливый сказочник И. Крянгэ, новеллист Ч. Петреску и мн. др.
Надеюсь, что внимательному читателю становится ясно, что колоритная и противоречивая Румыния не укладывается в известные схемы, которые готовятся на кинокухнях Голливуда или в наших отечественных воспоминаниях. Суть Румынии в Румынии! И чтобы узнать о Румынии, нужно побывать здесь! Такой случай и пред-ставился "главному герою" этой статьи в 2003 году. В Румынии проходили Европейские курсы повышения знаний английского языка, которые проводил Всемирный Совет Церквей совместно с Румынской Православной Церковью. Вот! По-моему, тут мы и приблизились к тому самому, о чем мало кто слышит и знает: Румынская Православная Церковь.
Интересная история Ну, о дракулах, чернокнижниках и прочей румынской нечисти с легкой руки режиссеров все достаточно на-слышаны. Может даже создаться впечатление, что румыны все поголовно язычники и оккультисты. Но немногие знают, что в Румынии около 86,8% населения принадлежат к Автокефальной Православной Церкви, которая канонически связана с Константинопольским Патриархом.
Согласно преданию, в римскую провинцию Дакию, которая находилась на территории современной Румынии, христианство было принесено апостолом Андреем и учениками святого апостола Павла. В 106 году Дакия была покорена римским императором Траяном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная. Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. В отличие от других народов, у румын не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно, параллельно с процессом становления румын-ского этноса, который возник в результате смешения даков с римскими колонистами. Но уже со Второго Вселенского Собора (381 год по Р.Х.) епископы Дакии участвуют в обсуждении важнейших общецерковных вопросов.
С VI века соседями румын стали славяне. А с VII века румыны постепенно утрачивают связи с романскими народами и испытывают славянское культурное влияние. Кстати, позже румыны стали единственным романским народом, принявшим славянский язык в церковной и светской литературе. Это было обусловлено зависимостью румын от Болгарской Церкви в тот период, когда они еще не имели своей письменности. Румыны совершали богослужение на церковнославян-ском языке с X вплоть до XVII века.
С XV века в истории Румынской Православной Церкви начинается эпоха турецкого ига. В XVIII веке бороться с Османской империей православным румынам помогала и Россия. Благодаря русско-турецким войнам Румыния стала независимой. В 1862 году в Бухаресте было созвано единое Национальное собрание и создано единое правительство. Новое государство стало именоваться Румынским княжеством. Вместе с молодым государством крепла и Церковь. И уже в следующем веке 4 февраля 1925 года Румынская Православная Церковь была провозглашена Патриархатом.
Правда о румынской вере Сегодня в состав Румынской Православной Церкви входит более 13 тысяч церковных единиц (приходов, монастырей, скитов), 531 монаше-ская община, более 11 тысяч человек духовенства, более 7 тысяч монашествующих и более 19 миллионов мирян. Обращая внимание на религиозность румын, надо сказать о контингенте румынских церквей. В городе Яши (Iasi), в котором мне пришлось учиться, находится один из самых красивых соборов страны, в котором почивают мощи святой мученицы Параскевы Пятницы. С раннего утра до позднего вечера вереница людей, идущих к раке с ее святыми мощами, измеряется десятками метров. И это не преувеличение. За полгода жизни в этом городе мне не удалось ни разу подойти к мощам святой мученицы, предварительно не выстояв в благочестивой линии. Так вот, среди тех, из кого состоит эта "линия ежедневной молитвы", молодых ребят и девушек большинство. Джинсы и футболки, рюкзачки и плееры, фенечки и сандаловые бусинки стоят в сосредоточенном молчании у ног этой великой святой и молятся: Молятся, как я понял, обо всем. Об экзамене, о женихе, о новой машине, о друзьях, о родных, о себе, о спасении души. В Румынии быть православным в молодежной среде столь же естественно, как у нас в России слыть человеком, получающим высшее образование.
Одна картина меня просто повергла в веселый транс. Представьте себе, по центральной улице города едет этакая навороченная спортивная машина, за рулем "новый румын". Музыка гремит из-под каждого сален-блока. И вот вдруг автомобиль, с ветерком и ритмом пересекающий пространство напротив Собора, притормаживает, музыка затихает, и водитель в полосатой кепке привычным движением осеняет себя крестным знамением. Учитывая, что он при этом перекладывает сэндвич из правой руки в левую, а между ухом и плечом зажимает мобильный телефон, перед нами предстает картина, впечатляющая своим благочестием. Но такова румынская молодежь, которая считает церковь неотъемлемой частью своего культурного андерграунда и своей духовной жизни. Кстати, что млад, что стар. Вот еще одна зарисовка, о многом говорящая. Страстная Пятница. Вечер. Церковь. Крестный ход с плащаницей Господа. Рядом с храмом проходят трамвайные пути. Люди со свечами и пением идут ровно вдоль полотна. Мимо проезжает самый экологичный и демократичный вид городского транспорта. Время позднее, так что народу полный вагон. И вдруг трамвай останавливается (причем до ближайшей остановки еще далеко), двери его открываются и все люди в вагоне начинают креститься и молиться. Они своей тишиной и сосредоточенностью во взгляде, всем своим видом словно присоединились к процессии. Пассажиры в вагоне и прихожане у церковных стен, люди с билетиками в карманах и со свечками в руках, короче, все, скорбели памятью Великой Пятницы Страстной седмицы. Потом крестный ход зашел в храм, трамвай закрыл свои двери и тронулся. В церкви запели молитвы, вагон привычно тряс своих обывателей. И ни одного слово возражения, гнева, возмущения. Такое ощущение, что это был не обычный маршрутный номер, а прям-таки миссионерский поезд. Смотришь на все это румынское бытовое благолепие и понимаешь, что православию в Румынии ни в тертых джинсах, ни в "белых платочках" не тесно.
"Чудеса" румынской иконографии Особое слово нужно сказать о румынских монастырях. Во-первых, вы нигде не найдете колоколов. К богослужению всех верующих призывают деревянные билы. В билы стучат не только перед началом службы, но и во время ее. Например, во время чтения шестопсалмия специально поставленный на это дело человек обходит стены храма и, словно дятел на дереве, довольно учащенно постукивает молоточком об досочку. Говорят, что это древняя практика, чтобы монахи или монахини не засыпали в полумраке при погашенных во время шестопсалмия свечах.
Не только человека, разбирающегося в церковной архитектуре, но и простого паломника удивят стены церквей в румынских монастырях. Дело в том, что они все, буквально каждый их сантиметр, расписаны, как большое иконное полотно. На каждой колонне, капители, фронтоне, выемке и угле будут изображены иконы, сцены из Священного Писания или житий святых. Заметим, что выполнены все эти священные изображения в пре-красном византийском стиле. Если внешняя стена будет очень длинной, ну, например, продольная стена храма, здесь обязательно разместят какую-нибудь богословскую панораму: Страшный суд, лестницу Иакова или даже изобразят конец времен по Апокалипсису. Сложность символьного языка не являлась препятствием для иконописцев. Порой они использовали совсем необычные или, скажем прямо, смелые образы. Вот как, на-пример, изобразить то, что, согласно благочестивому преданию, наше время в "последние времена", т.е. перед Вторым Пришествием, будет течь быстрее? Да-да, именно с этой задачей попытался справиться один из румынских иконописцев XV века. Он изобразил длинный развернутый папирус, который с обоих концов скручивают ангелы. А чтобы понятно было, что под ангельским свертыванием папируса подразумевается укорочение времен, иконописец изобразил на этом самом папирусе всю таблицу знаков Зодиака! И это все на стене одного из самых древних монастырей Румынии. Вот такое оригинальное применение оккультных символов в христианском повествовании.
Но на этом румынское православие не перестает удивлять вас. На большой фреске в домовой церкви одного местного архиерея я видел единственное в мире изображение самолета "Боинг-737": Дело в том, что несколько лет назад, в Румынию чудесным образом были доставлены мощи святого апостола Андрея Первозванного. Их, понятное дело, привезли на борту самолета. Вот эта икона и изображает чудесное принесение мощей апостола в православную Румынию. А однажды меня поразило изображение действующего патриарха и правящего архиерея на стене домашней церкви. Здесь были преподобный Серафим Саровский, святитель Григорий Богослов, Великомученик Георгий Победоносец, а рядом ныне здравствующий патриарх и местный архиерей. Единственная разница между святыми и архиереями - нимб. Символ небесной славы украшал лики святых, а изображения действующих церковных предстоятелей оказались символами единства небесной и земной церкви.
Влад Цепеш: между выдумкой и фактом Вот уж кому из румын точно не повезло, так это Владу Цепешу, более известному как граф Дракула. Кем только он не представал на страницах и экранах! Самодуром и баламутом, жестоким правителем и деспотом, убийцей молодых детей и раз-вратником, даже несуществующей личностью и, конечно же, вампиром. Все началось с Ирландии, которой была посвящена наша прошлая статья в газете "Спас". Вернее говоря, все началось с ирландца Брэма Стокера. Заскучав на Зеленом острове, он решил проветриться в Европе. Прибыв в Румынию, этот ирланд-ский фантаст и услышал от местных цыган страшную легенду о грозном румынском князе, жившем в XV веке.
Летописи того времени, в частности немецкие хроники, рассказывают о не-примиримой борьбе Цепеша с саксами и венграми и живописуют образ кровожадного тирана, получавшего удовольствие, когда сажал на кол своих пленников. Слово "цепеш", кстати, и означает "сажатель на кол".
Из турецких документов того же времени можно узнать, что Цепеш вел непримиримую войну и с турками. Не раз исламские карательные отряды султанов отправлялись в Румынию на разгром войск князя. И согласно турецким источникам, Цепеш казнил пленных турок, а равно и румынских предателей, сажая их на кол. Есть множество исторических работ, которые сомневаются в достоверности немецких и турецких сочинений. Естественно, что они пытались всячески очернить Цепеша, бывшего хорошим полководцем и нещадно боровшегося с иноземцами, укрепляя румынские земли. Чтобы понять, как из князя вышел вампир, нужно сказать несколько слов именно об этой борьбе князя Дракулы.
Герой ушедшей эпохи Начало XV века. Это период турецкого нашествия на Европу, в том числе на Румынию. В то время у единственного патриота своей страны Влада Дракулы (старшего) родился первый сын, который был назван также Владом. При его рождении наблюдался странный факт: икона Богоматери, подаренная Владу царем Венгрии, замироточила. Сам Дракула - старший, отец нашего героя, состоял в рыцарском ордене Дракона право-славно-патриотического толка. На его фамильном гербе был изображен дракон, отсюда и прозвище "Дракула".
Сражаясь с турками, он не забывал уделять внимание сыну и обучал его основам веры и боевому искусству. Отец Дракулы - младшего отказывался платить туркам дань и постоянно вел боевые действия с ними. Однажды его сын был похищен турками и стал заложником. Однако князь Влад Дракула не стал подчиняться воле турков и ценой ребенка все же продолжил борьбу. Вскоре сын убегает из плена, а отца убивают предатели. Так на сцену румын-ского сопротивления выходит Дракула - младший. Неудивительно, что турки невзлюбили как отца, так и сына. После турецкого плена безграничная ненависть к туркам осталась у Влада на всю жизнь. Став правителем, он совершил со своим войском многочисленные набеги за Дунай в Оттоманскую империю и нанес серьезный урон туркам. Это не последний фактор, который повлиял на очернение имени Влада Цепеша.
Если же рассматривать народные сказания, то во многих из них князь Влад описывается как суровый, однако справедливый воевода. До того, как он пришел к власти, в стране царила анархия, процветали коррупция и воровство. Те же самые цыгане, поведавшие Стокеру "страшилки" о Цепеше, не раз наказывались им за воровство. Он предлагал цыганам простое решение их финансовых вопросов: вот вам земля, вот вам лопата, - работайте и живите честно. Но смуглолицые ромалы предпочитали конокрадство земледелию. За довольно короткое время Цепеш навел порядок в своих землях, наказывая всех, кто нарушал закон, невзирая на лица. О временах правления Цепеша до сих пор существует легенда, в соответствии с которой в центре столичной крепости был установлен фонтан. Любой путник мог попить воды из золотого бокала, стоявшего все время на парапете. Что интересно, из-за боязни сурового наказания никому и в голову не приходило украсть этот драгоценный сосуд. Свою роль в ославлении князя сыграли и румынские бояре, которым не по-нравилось, что за преступления наказывали не только простолюдинов, но и их. Конечно, Влад Цепеш был жесток, и даже очень жесток. Он вершил суд самым экстремальным способом. Но справедливости ради надо сказать, что делал он это в духе той эпохи. Так поступали многочисленные правители других европейских (и не только европейских) "цивилизованных" стран. Так что свой Дракула был в истории каждого европейского народа. Кстати, в княжестве князя вам покажут не только грозный замок последнего, но и множество церквей, построенных этим противоречивым правителем. Думается, что если бы стопы Брэма Стокера были направлены не в Румынию, а в Россию, то весь мир смотрел бы ужастики о кошмарном вампире Иване Грозном.
Немного о детях Как уже стало понятно нашему читателю, вокруг Румынии бродит множество легенд, вымыслов и явной лжи. На самом деле это красивая и светлая страна, не говоря уже о том, что она еще и теплая. Сейчас, когда вы держите свежий номер газеты "Спас", румынского обывателя, наверное, греет градусов 13 тепла. А еще Румыния - это страна, где много детей. С каждым годом, медленно, но верно, румыны решают демографический вопрос. И не последнюю роль в этом играют право-славные ориентиры и ценности. Ведь с детских лет каждого румынского малыша учат, что жизнь может быть счастлива и прекрасна лишь тогда, когда ей делишься еще с кем-то.
Дело в том, что в то время, когда в российских школах вводятся программы Ассоциации Планирования Семьи, румынские школьники изучают православие. Во всех государственных школах Румынии преподаются основы православия, которое является религией большинства. Предмет "Православие" входит как обязательный в систему обучения с первого по восьмой класс средней школы, а с девятого по двенадцатый становится добровольным. Кстати, при этом церкви меньшинства также имеют право обучать своих детей (венгров и немцев) основам их веры. По мнению румынского общества, все школы обязаны обеспечить возможность преподавания религиозного курса для всех национальных групп. Основная цель такого преподавания - помочь в становлении человеческой личности начиная с молодежи, а также сформировать понимание и правильное отношение к христианским ценностям. Вот уж поистине, эти слова да в уши нашим чиновникам из министерства образования, которые выступают против курса Основ Православной Культуры.
Эпилог Заканчивая повествование об этой удивительной стране, хочется сказать, что как бы далеко она ни была, какие бы старые и новые границы ни разделяли нас, сердцу каждого право-славного человека, впервые приезжающего сюда, Румыния предстанет достаточно родной и знакомой. Древние обители, византийские иконы, православное население и даже пре-словутые ушанки, которые так и не смог отменить грозный маршал Антонеску, встретят вас своим светом, радушием и в буквальном смысле теплом. Так что никакая она не бедная, эта противоречивая страна Румыния. Разве может быть бедным народ, который живет со Христом и в Церкви? Риторический вопрос:
Игорь Петровский
|