|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (34) январь |
|
|
Рождество Христово на Западе: событие или сезон?
Наблюдения российского путешественника
Пролог Писать о Рождестве Христовом всегда радостно. День рождения — это всегда чей-то праздник. А Рождение в мире Спасителя — это радость, которая переменила не только ход всей истории, но и человеческие умонастроения. Мы зачастую слабо представляем себе тот психологический и религиозный фон, на котором оно происходило. Для нас событие Рождества Христова стало чем-то обыкновенным, пусть великим, но очередным христианским праздником — наряду с Пасхой, Пятидесятницей и другими евангельскими торжествами. Но давайте немного посмотрим на то, чем жил мир на пороге Нового Завета.
"Что есть Истина?" Апостол Павел пишет: "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного" (Гал 4:4). "Полнота времен" — очень важный новозаветный термин. Господь вошел в историю, когда человечество было на пределе ожидания, когда духовное напряжение достигло своей максимальной фазы. В Рим, как в столицу тогдашнего мира, съезжались ученые, писатели, купцы и другие представители всех народов. И каждый нес с собой свою языческую веру, предлагал свои имена богов и проповедовал очередного кумира. Так люди, видя бесконечное разнообразие языческих идолов, понимая, что их "жития" и подвиги мало чем отличаются от обыкновенных человеческих страстей, а иногда даже человек не отваживался на ту жестокость и эгоизм, которые царили в мире богов, убеждались, что все языческие боги, духи, герои и кумиры придуманы самими людьми. Разочаровавшись в религиозном опыте, лучшие умы античной мысли пытались познать Истину разумом, с помощью философии. Но в результате и они пришли к выводу, что это невозможно. Нарастающий цинизм и скепсис царил в их умах и сердцах. "Что есть Истина?" (Ин 18:38) Этот вопрос Пилата ко Христу, заданный без ожидания ответа, был в духе времени. Многие стали терять веру и надежду на будущее. "Непримиримые" проповедовали изящный суицид, а толпа в агонии бессмысленно прожигала жизнь на зрелищах. Великая скорбь и депрессия проявлялась во всех сферах жизни. Мир был в глубоком смятении. И на фоне этого чумного пира и великой депрессии в далекой провинции, на окраине Вифлеема, в кормушке для животных, как бездомный, рождается Спаситель мира.
День рождения: день или рождение? Привычное для нас словосочетание "день рождения" состоит из двух частей: "день" и "рождение", которые, естественно, подразумевают дату и само событие. И если вокруг события Рождества Бога Слова разворачивались дебаты богословские, то с датой Рождества Христова был связан календарный вопрос - спор о двух стилях, западном и восточном. Дело в том, что еще в III веке, по свидетельству Климента Александрийского, Рождество Христово на Востоке праздновалось в один день с праздником Крещения Господня, 6 января. На Западе же Рождество справляли 25 декабря. С IV века и в Восточной части Римской империи Церковь решила отделить праздник Рождества Христова от Крещения и, согласно римской традиции, стала отмечать Рождество Спасителя 25 декабря. Эту традицию ревностно вводят в своих Церквях такие святые, как Василий Великий (в Кесари), Григорий Богослов (в Константинополе) и Иоанн Златоуст (в Антиохии). Замечательно, что из восточных отцов именно они первыми произносят проповеди на этот праздник. Почему же до IV века существовали разные традиции относительно даты Рождества Христова? По словам того же Климента Александрийского, одни полагали это событие 20 мая, другие 10 или 6 января, третьи приурочивали его к 25 или 28 марта. А в римской церкви этот вопрос решили в пользу 25 декабря. Как же так? Неужели предания, идущие от апостолов, от Девы Марии, не сохранили для нас такой важной с сегодняшней точки зрения даты? В этом-то все и дело — в сегодняшней точке зрения. Для ближневосточного общества тех далеких лет день рождения человека не был столь уж важным событием, за ненадобностью он даже не фиксировался. В отличие от современной традиции, где каждому линейному году соответствует тот или иной социальный статус человека, древние использовали так называемый событийный календарь. Появился первый пушок под носом — значит, уже не мальчик, но юноша; покрылось лицо бородой — значит, уже не юноша, а мужчина; голову украсили седины — значит, стал стариком и т.д. Каждому событию, переходу соответствовала своя социальная ступень. И эти внешние изменения в человека настолько заметны, видимы, что у древних отпадала необходимость фиксировать внимание на первом дне жизни. И для израильского общества это не было исключением. Ведь сколько бы тебе лет ни было, если борода не выросла, то в Синагоге читать не дадут. Итак, не количество лет интересовало древних, а видимое качественное изменение. Поэтому и праздновали не просто день, когда человек родился и начал расти, а именно этот переход в новый, повзрослевший статус. Лишь позже, уже под влиянием эллинской культуры, евреи — сначала в Александрии, а затем повсеместно — стали отмечать и день самого рождения. В нашем понимании этого слова у Христа не было "дней рождения", ни одного! Как это ни покажется странным, но родители Иисуса могли вовсе не помнить дату Рождества их Сына, что было нормой в иудейском обществе две тысячи лет тому назад.
Полное число лет Итак, месяц и день рождения Христа неизвестны. В прошлом различные секты вычисляли до 136 различных дат Рождества, но в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал. А еврейская пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова. Эту дату принимает уже святой Ипполит в III веке, и затем ее защищают святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Таким образом, весьма вероятно, что дата празднования Рождества Христова выпадает на то время, когда оно и произошло. До XVI века как на Востоке, так и на Западе Рождество Христово праздновалось 25 декабря. Но в 1582 г. папа Григорий XIII предложил новую календарную реформу, пришедшую на смену юлианскому календарю. После ряда вычетов различие между старым и новым стилями составило 13 суток. В основе обоих календарей лежал тропический год, т.е. год, измеряемый от одного весеннего равноденствия до другого. Но астрономически самым точным является не тропический, а звездный, год, измеряемый по звездам, а не по солнцу. И в этом смысле юлианский год оказался ближе к точнейшему звездному году, чем григорианский, т.е. старый стиль оказывается точнее нового. Тем не менее, практически весь западный мир к концу XIX века принял новый календарь. И вот в XX веке пришел черед право-славных стран. В 1916 григорианский стиль принимает Болгария, в 1919 — Румыния и Сербия, а в 1924 году под влиянием английской политики — и Греция. Из православных первыми переходят на новый стиль в Константинопольском Патриархате, а под его влиянием по григорианскому календарю стали праздновать Рождество Право-славные Церкви Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. В нашей стране григорианский календарь был введен большевиками в 1918 году. Но Русская Церковь осталась верной старинному календарю. Сегодня вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузин-ская Церкви и монастыри Афона.
Как праздновать? И что же? Как нам относиться к тому, что даже внутри православного мира появились две даты празднования Рождества Христова? Наша Церковь прямо ответила на этот вопрос в декабре 1998 г. на заседании Священного синода Московской Патриархии. В постановлении сказано, что в нашей церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни для миллионов людей. В связи с этим вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит. Но при этом противопоставлять одно Рождество другому бессмысленно, ведь мы празднуем не "день календаря", а евангельское событие — рождение Спасителя мира Иисуса Христа. Поэтому употребление термина "католическое" или "православное" применительно к Рождеству некорректно: это общий христианский праздник. Тайна Рождения Богочеловека непостижима для человеческого ума, а потому стоит ли удивляться такому "числу неизвестных" в этом вопросе? Точное решение этого вопроса скрыто от любопытных глаз. Тайна Боговоплощения остается таковой со всех сторон. Несмотря на то, что спекуляции на тему пересмотра церковного календаря инициируют не христиане, а светские люди, далекие от религиозной жизни, в давнем споре о дате Рождества Христова для христиан все же главным является Рождество и Христос. Предвечный Бог, Творец галактик и вселенной воплотился и отдал Себя "за жизнь мира", чтобы "всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". На фоне такого колоссального события математический спор о вычислении дня, недели, месяца и года для Христианской Церкви приобретает математическое же значение: от перемены мест слагаемых сумма (в данном случае суть) не меняется. Как говорится, и соседей поздравим, и сами в гости позовем.
Украденное Рождество Как уже было сказано, писать о Рождестве всегда радостно. Однако когда ответственный редактор газеты "СПАС" Олег Владимирович Облогин предложил мне осветить эту тему с точки зрения современной западной традиции, я понял, что без некоторой грусти тут не обойтись. И грусть моя заключается в том, что в настоящее время на Западе, где политкорректность граничит с богоборчеством, происходит настоящая борьба против Рождества Христова. Судите сами. Вот уже несколько лет верующие американцы протестуют по поводу того, что Белый дом поздравляет страну с праздником, не называя его имени. В тексте открытки на Рождество чета Бушей политкорректно поздравляет своих адресатов с абстрактными "зимними праздниками". И это в то время, когда 96 % американцев по-прежнему празднуют Рождество и считают, что в их почтовые ящики приходит настоящая насмешка из Белого дома. Христиане выражают негодование по поводу "политкорректного" нововведения, а один из пасторов обвинил власти в заговоре с целью "украсть Рождество". Верующие Бостона накануне праздника выразили свое возмущение еще одним "политкорректным" новшеством: огромную ель, установленную в центральном парке, власти города постановили переименовать из "рождественской" просто в "праздничную". Согласно Интернет-опросу, 64 % жителей города считают, что Рождество стало "чересчур политкорректным". Американские христиане решили принять действенные меры против тех, кто хочет сделать Рождество Христово всего лишь "праздничным сезоном". 600 000 человек подписали петицию, в которой объявляется бойкот торговой сети Target за то, что в их рекламе большими буквами прописано пожелание "Счастливых праздников". Такие же бойкоты устраивают по всей стране и другим торговым сетям и универмагам. В американском Денвере, столице штата Колорадо, здание мэрии украсили не традиционной светящейся надписью "Merry Christmas!" (Веселого Рождества!), а "нейтральными" словами "Happy Holidays!" (Счастливого праздника!). Глава городской администрации посчитал, что таким образом будет оказано уважение к неверующим, а также к иудеям и мусульманам. Эта инициатива встретила отпор со стороны христианских активистов, которые засыпали мэрию письмами протеста. Мэр вынужден был пойти на попятную, сославшись на… "отсутствие опыта"!!! В Нью-Йорке католики и иудеи сейчас борются с праздником Крисмука (Chrismukkah), соединяющим христианское Рождество (Christmas) и иудейскую Хануку (Chanukah). Дело и здесь доходит до абсурда: главный персонаж Крисмуки — Санта-Клаус… с пейсами. Сегодня в США консервативные организации развернули целую кампанию под лозунгом "За возвращение имени Христа в Рождество Христово". Настоящие "гонения" на Рождество не обошли даже старую добрую Англию. Со-трудники одной из библиотек отказались от афиш, объявляющих рождественский концерт, чтобы не вызывать недовольства представителей других религий. И эта же библиотека организовала празднование "Аид аль Фитра", отмечающего окончание Рамадана. Четверть английских школ уже не проводит традиционного празднования с рождественскими песнопениями, чтобы не возбуждать недовольства нехристианских религий. А работодатели запрещают рождественские украшения в офисах, опасаясь судебных исков от сотрудников-нехристиан. Как и в Америке, в Англии борются не только с рождественскими атрибутами, но и с самим именем. Муниципальный совет города Бирмингем переименовал Рождество Христово в "Винтервал". Это название образовано из слов winter (зима) и interval (интервал, перерыв). Имя Христово в Англии сходит не только с открыток, но и с серии рождественских марок Королевской почты, где вместо привычных младенца Христа и волхвов нарисованы олени и снеговики. Никакого напоминания о Том, Чье Рождество, собственно, празднуется, на марках нет. Англиканская епископальная церковь выразила свое глубокое сожаление тем, что почтовые марки "никак не напоминают людям о событии, с которым связаны Рождествен-ские праздники". Дело доходит до явных и скрытых насмешек. В этом году руководство 4-го канала центрального телевидения Великобритании приняло решение, что в праздник Рождества Христова британцев поздравит с "Зимними праздниками" мусульманка в чадре с узкой прорезью для глаз, уроженка Зимбабве. А члены палаты лордов британского парламента задумали сделать Санта-Клауса… женщиной. Поводом к подобной дискуссии стал скандал, разгоревшийся, когда кадровые агентства выступили против появившейся в английских супермаркетах рекламы, при-глашающей мужчин поработать Санта-Клаусами. По утверждениям сотрудников агентств, подобная реклама унижает женщин. Попытка одного из владельцев супермаркетов убедить защитников женских прав в нелепости их заявлений успехом не увенчалась. Тогда он предложил дописать в рекламное объявление условия, согласно которым Санта-Клаусами могут работать и женщины — но они должны быть пузатыми, усатыми, мускулистыми и говорить басом. Согласно данным опроса, треть англичан уже не знают, что Иисус Христос родился в Вифлееме. Зато в настоящее время даже мусульмане Британии критикуют идею лишить Рождество христианского содержания, присоединяясь к протестам верующих-христиан. В одной из школ Франции разразился скандал вокруг рождественской елки, которую в итоге пришлось виновато задвинуть в дальний угол класса продленного дня. Все это свидетельствует о существовании своего рода комплекса, ведущего к отрицанию культурного и духовного достояния, питавшего и одухотворявшего Европу на протяжении почти 2000 лет. Мудрые политики Запада в порыве либерального рвения готовы выплеснуть вместе с водой и ребенка. Подобное религиозное невежество во Франции приводит к тому, что лишь малая часть школьников имеет сегодня хоть некоторые элементарные представления о христианстве. В цитадели западного христианства, в Италии, также разгораются скандалы по поводу христианских символов. В Дании христианство и христиане законодательно уже низводятся на уровень меньшинств, подобно "меньшинствам" сексуальным, общественным или этническим. А в Австралии досталось даже доброму Санта-Клаусу. Работники некоторых детских садов в штате Виктория запретили приглашать его на Рождество — вместо него в детском саду будет выступать клоун. Корреспондент швейцарской газеты "Le Temps" Патрисия Бриель накануне западного Рождества с грустью свидетельствует о тенденции отменять рождественские песни, вычеркивать имя Иисуса и убирать из школ елки. Журналистка с иронией предлагает, следуя такому принципу, "запаковать" швейцарские церкви в полиэтиленовые пакеты, чтобы они, не дай Бог, не шокировали не-христиан, которые могут увидеть эти здания на своем пути. По ее словам, подобные шаги, прикрытые соображениями терпимости, превращают христианство в подобие по-стыдной болезни.
Белобородый иммигрант Еще одной предрождественской болезнью западного общества является тенденция превратить Рождество из праздничного события в праздничный сезон. Сегодня на Западе Рождество и распродажи стали синонимами. Христианский праздник превратился в праздник потребительства. С предыдущим недугом связана также тенденция подменять рождественские символы совершенно далекими от Рождества персонажами, самый известный из коих — Санта-Клаус, уже не имеющий ничего общего с христианским святым Николаем Чудо-творцем и большей частью ассоциирующийся с рекламным агентом "Кока-Колы". Ответом на эту "сантоклаусизацию" стала целая кампания, охватившая Германию и Австрию. Здесь все чаще и чаще звучат призывы очистить Рождество от образа этого кокакольного героя, из-за которого религиозный праздник превратился в гигантский коммерческий проект. В Германии и Австрии были напечатаны тысячи наклеек с надписью "Зона, свободная от Санты". Кроме того, в городах на всех углах раздают брошюры, которые напоминают, что традиционным святым, приносящим подарки, является Святитель Николай, а не наряженный в красный кафтан белобородый иммигрант из англоговорящего мира. В некоторых городах, таких, например, как австрийский Сант Вольфган, на рождественских базарах Санта-Клаус вообще был объявлен персоной нон грата. "Мы выступаем портив коммерческой стороны Рождества — лихорадочных гонок по магазинам в поисках подарков и засилья бородатого мужика в красном кафтане. Все это не имеет ничего общего с истинным значением Рождества. Мы хотим вернуться к нашим корням и поэтому не дадим Санте никакого шанса", — говорит представитель франкфуртской инициативной группы в поддержку Святителя Николая. В канун Рождества становится особенно видным, что в Европе ее внутренней свободе угрожает не религия, а, как сказал глава Католической Церкви папа Бенедикт XVI, "агрессивный секуляризм с нетерпимыми чертами".
Рождество с лицом Христа Однако западнохристианский мир, не-смотря на такое секулярное противостояние, продолжает ежегодно готовиться к великому празднику Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В Швейцарии, например, уже в первых числах декабря начались праздничные мероприятия. 17 декабря в Женеве открылся традиционный зимний заплыв Рождествен-ского Кубка, когда шестьсот смельчаков приняли участие в костюмированном за-плыве. После своеобразного молебна под аплодисменты зрителей в ледяное Женев-ское озеро погрузились несколько команд — компания гавайцев, стая леопардов, труппа балерин и, конечно же, "группа в полосатых купальниках". В западной традиции Рождеству предшест-вует четырехнедельный постный период, называемый Адвентом (лат. Adventus — пришествие). Каждое из четырех воскресений Адвента приравнено по своей значимости к великим праздникам, и им соответствуют евангельские чтения во время богослужения. Первая неделя Адвента считается началом церковного (литургического) года. Как и Великий пост, Адвент является временем особого покаяния, что подчеркивается скромностью убранства храмов и богослужений. В храмах и в домах устанавливаются венки из еловых ветвей с четырьмя свечами, символизирующими четыре недели поста. В первое воскресенье на венке зажигается одна свеча, во второе — две, в третье — три и в четвертое — четыре. В предрождественский период Церковь особо призывает верующих к совершению дел милосердия. Стоит еще сказать, что для западных христиан Рождество — сугубо семейный праздник. В этот день самые близкие люди, разлетевшиеся по белу свету и часто живущие на разных концах планеты, собираются вместе, обычно у родителей, у самых старших в семье, и встречают Рождество за семейным столом. Для христиан это возможность свидетельствовать о победе "света разума", свидетельствовать, что обычное разделение, злость и скука, которые присутствуют в мире, побеждаются христианской любовью. К Рождеству загодя готовятся подарки, которые достанутся каждому, кто окажется за праздничным столом. Причем подарки не символические, а крупные, ценные, дорогие. Даже более ценные, чем те, которые дарят ко дню рождения. Все будет куплено за любую цену. Это давняя традиция, в которой, разумеется, есть не только символический, а глубокий внутренний смысл. А для детей под елкой уже лежат подарки. У каждого ребенка есть специальная коробка конфет, где каждая конфетка символизирует день до Рождества. И почти месяц дети видят коробки, на которых написаны их имена. Они берут по одной конфетке и таким образом могут видеть, сколько времени осталось до великого праздника.
Послесловие У Иосифа Бродского есть такие строчки:
В Рождество все немного волхвы. В продовольственных слякоть и давка. Из-за банки кофейной халвы Производит осаду прилавка Грудой свертков навьюченный люд: Каждый сам себе царь и верблюд… Вот так и современный западный мир, да и у нас в России: есть свои цари и свои верблюды, есть те, кто штурмует прилавки, и те, кто, подобно волхвам, приходит в эту ночь поклониться Богомладенцу, давшему миру по достижении полноты времен новую Жизнь и новую Силу.
Игорь Петровский
|