|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (34) январь |
|
|
"И себя увидеть иным…"
С 18 на 19 января по всей России православные христиане будут отмечать один из двенадцати великих праздников — Крещение Господне. Традиционно накануне Крещения и в день самого праздника в православных храмах великим чином освящают воду, а в старину на Руси было также принято освящать воду в реке или озере, для чего во льду пробивали широкую прорубь — иордань. В России никогда не боятся ни морозов, ни ледяной воды: окунаются многие люди от мала до велика.
Что дает нам Крещение? Все это хорошо: взять великую агиасму — крещенскую водичку, окунуться в иордани, но за этим обрядо-культовым мышлением ускользает главное — богословское и духовно-нравственное значение самого праздника. С крещением связана история нашего государства и наша личная жизнь. Крещение Руси в Х веке, по словам Н. А. Струве, известного русского писателя, дало России все: нацию, государственность, культуру. А что дает человеку личное крещение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отметить изменения, которые происходят в душе после крещения. Жизнь после крещения некоторых российских рок-музыкантов ярко свидетельствует об этих переменах. Не составляет исключение лидер группы "Алиса" Константин Кинчев, который часто в своих интервью говорит о том, как крещенская купель перевернула всю его бурную, со всеми страстями и порочными увлечениями, жизнь. Вот что говорит Константин о своем этапе излечения от наркозависимости: "Само по себе лечение помочь не может. Нельзя вылечиться от наркомании, просто очистив кровь физраствором, потому что ты дальше будешь делать то же самое. Вопрос не в том, чтобы вылечиться, а в том, чтобы исцелиться, то есть стать цельным человеком. В 1992 году я крестился. И с этого момента началась очень серьезная борьба. Я исповедовался, причащался и снова падал, но по великой Божьей милости постепенно преодолевал эту страсть. Я уверен, что именно Господь, через Крещение и участие в других Таинствах Церкви, помог мне избавиться от зависимости и тем самым уберег от преждевременной гибели".
Начало христианской жизни С Таинства Крещения начинается христианская жизнь, потому как в этом Таинстве человек рождается духовно. "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин 3:5). Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая для себя в этом полноту жизни. Слова о рождении духом не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми.
Жизнь мерить с чистой страницы, По крещении тебя, по крещении меня, по крещении нас.
Крещение позволяет человеку участвовать во всех Таинствах Церкви, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. Таинство — это точка встречи Бога и человека. Это узел, связывающий небо с землей. Сам по себе человек не может связать, соединить Небо с землей.
Из семи одну первую дверь В небо открывает купель. По миру пускает тоску Ветхой мути.
В Таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем опыт Царства Небесного. Только связь с Богом, которая наиболее тесно осущест-вляется в Таинствах, способна преобразить человека "и себя увидеть иным, в новой сути". Один из первых шагов крещаемого в его духовном рождении — отречение от зла и его источника — сатаны. Хотим мы того или нет, но на любого человека, особенно некрещеного, оказывает воздействие диавол. Поворачиваясь в сторону Запада — символа тьмы, образного местопребывания сатаны, человек бросает ему вызов и отрекается от него. "Отрицаюсь от сатаны, всех дел его…" Это отречение есть акт свободы, первое свободное действие человека, избавленного от рабства сатане.
Сочетались ли мы Христу? "…Сочетался ли ты со Христом… и веруешь ли Ему?" И если человек отвечает утвердительно, то его согласие — это исповедание личной верности Христу, Который, по словам Иоанна Златоуста, "превращает рабство в свободу… возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим…" "Сочетаюсь… и верую Ему, как Царю и Богу". Сочетание — это тесное соединение. Отныне Бог, который был для нас далеким, абстракт-ным существом, становится любящим Отцом и Господом.
Вопрос не в том, чтобы вылечиться, а в том, чтобы исцелиться |
Таким образом, отречься от сатаны не значит просто отвергнуть некое мифическое существо, в чье существование многие (к сожалению) даже не верят. Это значит отвергнуть целое мировоззрение, напичканное гордыней, которая похитила человека у Бога и погрузила его во тьму, в смерть и ад. И можно не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения, этого вызова. "Дунь и плюнь на него!" — говорит священник во время отречения от сатаны. Война объявлена! Начинается битва, исход которой — либо вечная жизнь, либо вечная гибель. Именно в этом и состоит христианство. Именно это, в конечном счете, и означает наш выбор между "ветхим человеком" дохристианской эпохи и "новым человеком", познавшим Евангельское Откровение. После того как сделан выбор в сторону добра, необходимо следовать за Христом, подобно апостолам, которые прежде оставили свои профессиональные занятия, дом.
Погружение в воду В Таинстве Крещения происходит соумирание Христу посредством погружения в воду: "Все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились" (Рим 6:3), и со-воскресение — выходом из воды, со Христом, подобно тем событиям, которые происходили в Его жизни. Святые отцы древности крещальную купель сравнивали с гробом. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает трехдневное пребывание Христа во гробе. Но через три дня Христос воскрес! Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. "Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения" (Рим 6:5). Во время Таинства Крещения мы воцерковляемся, становимся частью Тела Христова. Если Христос победил в самом Себе тление и смерть, то, приобщившись к Его Телу — Церкви, все это можем сделать и мы.
Залог возрождения души Каждый человек, который рождается в этот мир, несет на себе последствия первородного греха, которые мы наследуем из поколения в поколение и которые держат нас во власти диавола, независимо от наших нравственных усилий и подвигов. Но когда человек крестится, эта зависимость разрушается. Теперь, после Крещения, окажется ли человек во власти диавола после земной кончины, зависит от его личного выбора при жизни. Конечно, и некрещеный человек может бороться с греховными привычками, но от власти сатаны он освободиться не способен, а все изменения в его духовной жизни будут только количественные (более или менее добрый, правдивый и т.д.), но не качественные. Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел "ветхого человека", то оно не приносит плода. Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, словно семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу, живет в Церкви и исполняет заповеди Божьи.
Вечер и ночь, утро и день, Год за годом греет огонь, Новое вино — новая кровь Время повернет в посолонь (по солнцу). Белая рубаха да крест — Бремя верных.
Белая одежда символизирует духовную чистоту и праведность. Облачение в "ризу света" после крещения означает прежде всего возвращение человека к целостности, которой он обладал в раю, восстановление его истинной природы, замутненной и искаженной грехом. Не грех, а рай являет истинную природу человека, и в Крещении человек, возвращаясь в рай, вновь обретает свою истинную природу. Если же крещение было только формальностью, данью традиции или моде и человек продолжает жить как язычник или неверующий, то он не родится свыше для христианской жизни, а значит, не изменится его жизнь.
Таинство — это точка встречи Бога и человека |
Заново в солнце родится Пламя внимательных глаз. Жизнь мерить с чистой страницы, По крещении тебя, по кре- щении меня, по крещении нас.
В Таинстве мы впервые берем себе имя Христово, и человек начинает именовать себя христианином. Какая же огромная ответственность ложится на тех, кто является носителем этого святого имени! По нам, христианам, мир судит о Боге, о Спасителе. И спасая самого себя посредством милости Божией и личных усилий, можно спасти тысячи вокруг себя. Но многих людей тот факт, что они христиане, ни к чему не обязывает. Кто крестит детей, чтобы не было порчи, сглаза, кто — чтобы меньше болел, кто — чтобы жизнь удачнее сложилась и пр. Но Крещение не может гарантировать земных благ — здоровья, денежного благополучия, продолжительность жизни… Господь заботится о человеческой душе, о ее спасении. Целью христианской жизни является соединение всем своим естеством с Богом. Во время Таинства человеку дается возможность сделать первый шаг к этой цели. И теперь надо пройти долгий и нелегкий путь церковной жизни — путь смирения и покаяния, путь участия в церковных Таинствах и молитвы, путь прощения других людей и примирения со всеми. И только тогда произойдет постепенное преображение нас — возрастание в полную меру возраста Христова, и именно об этом напоминает всем нам праздник Крещения Господня.
КРЕЩЕНИЕ Вечер и ночь, утро и день, Год за годом греет огонь, Трепетом надежды томит Души первых. Новое вино — новая кровь Время повернет в посолонь. Белая рубаха да крест — Бремя верных.
Заново в солнце родится Пламя внимательных глаз. Жизнь мерить с чистой страницы, По крещении тебя, по кре- щении меня, по крещении нас.
Из семи одну первую дверь В небо открывает купель, По миру пускает тоску Ветхой мути. Постригом жечь, тайной омыть Помыслов пожар-канитель И себя увидеть иным В новой сути.
К. Кинчев, рок-группа "Алиса"
Диакон Константин Киосев
|