|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (35) февраль |
|
|
Записи
***
Наша любовь к Богу измеряется нашей готовностью принять посылаемые нам страдания и несчастия и видеть в них руку Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть также мера любви Божией к нам.
***
За религию у нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашеных яиц и кулича на Пасху. Как дать почувствовать хотя бы — крестный путь грешной нашей души к Богу…
***
Можно быть ангельски добрым с теми, кто относится к тебе с доверием, любовью. Но стоит натолкнуться на злобу, осуждение, враждебность — и доброта переходит в чувство обратное; это явно показывает на наше полное бессилие перед злом, и прежде всего — перед злом в себе, которое поднимается в нас навстречу чужой критике. Укоры, критика — горькое лекарство нашему тщеславию, нашему довольству собой.
Плохо не иметь дурные помыслы, а поддаваться им |
***
Всякое удовольствие, наслаждение принижает, духовно расслабляет, обезоруживает душу. Смысл страданий — участие в страданиях Христа, созидание тела Христова в мире (Церковь), несение креста, последование примеру святых, несовместимость с миром.
***
Молясь об умерших, мы упражняемся в ощущении нереальности этого мира (ушла его дорогая нам часть) и реальности мира потустороннего, действительность которого утверждается нашей любовью к отшедшим.
***
…Чем больше стареешь, тем больше приучаешься ценить прочность дружеских отношений в этом непрочном, неверном, при-зрачном мире…
***
Если мы видим грех, значит, сами причастны к нему, и именно к этому греху. Осуждает ли ребенок кого за разврат? Он его не может видеть. То, что мы видим, мы отчасти имеем.
***
Иногда у стариков душа будто постепенно умирает вместе с телом. Это впечатление оскудения души происходит от того, что тело, дряхлея, перестает быть достаточным выразителем души. Происходит то, что бывает в переводных картинках: намоченная бумажка дает слабый очерк какого-то рисунка (жизнь); потом постепенно мы эту бумажку (тело) отдираем (болезнь, старость). Рисунок исчезает по частям; потом он исчезает совсем (смерть). В руках наших чистая бумажка (мертвое тело), но, взглянувши под нее, мы видим яркий рисунок (жизнь будущего века).
***
Плохо не иметь дурные помыслы, а поддаваться им. В них мы не вольны, такова наша природа, помраченная грехом; помыслы имели и святые. Наше вольное следование помыслам или борьба с ними — вот где наша победа или поражение.
***
У нас чисто православное аскетическое чувство "трезвенности", в противовес "духовному пьянству" — сладости, "приятности" — в этом одно из наших отличий от католичества. Это различие особенно явно в церковном искусстве.
***
Жизнь наша не идет плавно и равномерно. Она идет, как всякий живой процесс, как жизнь природы, моментами упадка и возвышения. Пост — период духовных усилий. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов — усилим молитву, умножим милостыню, укротим страсти, примиримся с врагами.
***
Ничто из сотворенного Богом не есть зло; мы сами извращаем, претворяем во зло и самих себя, и все кругом себя; на этот поворот ко злу есть наша свободная воля.
***
Постоянное наше самооправдание: это, мол, еще грех не велик — и самоуверенная мысль: до большего себя не допущу. Но горький опыт всем нам много раз показал, что раз начатый грех, особенно разрешенный себе, овладевает человеком и возврат от него почти никому непосилен.
***
Характерно, что главные две формы сумасшествия — мания величия и мания преследования — возможны только при самолюбии и являются формами греха — гордости.
***
В нашем сумрачном мире даже сияние всякой добродетели отбрасывает тень; смирение — малодушие и лукавство; доброта — несправедливость; правдолюбие — грубость и требовательность. Мы же, склонные видеть всегда худшее, видим прежде всего, а иногда и только — тени. Для наших грешных глаз кроткие — слабы и непросты, молитвенные — эгоистичны и сухи, щедрые и нестяжательные — бесхозяйственны и моты, созерцатели — ленивы. Способность видеть во всем, даже в хорошем, темную сторону показывает не столько наличие этой темноты там, где мы ее видим, как точно обличает нашу темноту и общую греховность.
***
Надо не только переносить невзгоды, но и видеть в них руку Властителя судеб.
***
…Скажу Вам, к чему я давно пришел из чтения Св. отцов: периоды скудости вполне естественны и их надо переносить с терпением и благодушием. Эти периоды укрепляют в нас смиренную мысль о нашем бессилии и принуждают все надежды на оживление нашего сердца возлагать на Бога.
***
Многое облегчалось бы для нас в жизни, многое стало бы на свое место, если бы мы почаще пред-ставляли себе всю мимолетность нашей жизни, полную возможность для нас смерти хоть сегодня. Тогда сами собой ушли бы все мелкие горести и многие пустяки, нас занимающие, и большее место заняли бы вещи первостепенные.
Священник Александр Ельчанинов
|