|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№3 (36) март |
|
|
Письма духовным детям
Дорогая В.Н.! Вы слишком много значения придаете тому, что о Вас думают, что скажут и проч. Какое значение имеет суд человеческий? Что, если весь мир будет превозносить кого-либо, а Господь скажет ему: "Не знаю тебя!"? Что произошло с фарисеями? Так же бесполезно и в себе копаться да судить себя судом человеческим! Не лучше ли всегда говорить с мытарем: "Боже, милостив буди мне, грешному!" Мы каждый день читаем молитву: "Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою…" Кто составил эту молитву? Знаете? Преподобный Макарий Египет-ский, один из величайших Отцов, достигший совершенства духовного, на земле еще живя, был и жителем небесной обители. Вот как оценивали себя и свой труд угодники Божьи, друзья Божьи. А мы постоянно ахаем да охаем: "Ах, я не так сказала! Ох, как обо мне могли подумать…" Как будто мы только в этот раз не так сделали или поступили. А Святой отец говорит: "Николиже сотворих благое пред Тобою, очисти мя, грешнаго". Будьте здоровы. Спасайтесь. Все Господь устроит да добрые люди. Вреда мне никакого не сделали. Привет знакомым. Господь да благословит Вас.
Дорогая В.Н.! Мир Вам! Все еще удивляетесь, что много худого проявляется в сердце Вашем по тому или другому случаю. А я всем всегда говорил, что в нас таятся все страсти и грехи, только проявляются они при соответствующих условиях. Прибавьте к этому, что мы находимся под постоянным обстрелом от дьявола, внушающего нам всякие греховные помыслы, влечения, настроения и проч. Смотрите, поступайте осторожно. Посему кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Не приходится нам ожидать от себя безгрешно-сти. Не грешим мы, только пока держит нас Господь, а как только предоставит нас себе, так мы и валимся в ту или другую яму. Потому-то и заповедано нам просить: "Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого". Не удивляйтесь и Вы своим падениям, а смиряйтесь и, как мытарь, чаще говорите: "Боже, милостив буди мне, грешной!" Люди все считают, что эта молитва не для них, а между тем, по словам Святых отцов, никакая молитва и не принимается Богом, если в ней нет настроения мытаря. Ищут высоких состояний в молитве, а это есть прелесть. Мы так испорчены, грешны, такой неоплатный долг имеем пред Богом, что если бы и всю жизнь неумолкаемо взывали: "Боже, милостив буди мне, грешному!" — так и тогда не могли бы считать себя освобожденными от долга. Кроме греховного долга есть еще долг благодарности Господу. Для уплаты этого долга не хватило бы нам и миллиона жизней! Поэтому остается одно: смириться, сознать, что не наши дела спасают нас, а непостижимое милосердие Божие, и в надежде на это милосердие взывать: "Господи, помилуй! Боже, милостив буди мне, грешному!" Смиряющий же себя вознесется в царствие Божие. Терпите и надейтесь не на себя, а на Господа. Господь да благословит Вас.
Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть |
Милый, дорогой … Премудрость Божия так велика, что и зло Господь обращает в пользу человека. Эта мысль раскрыта многими Святыми отцами. Дело вот в чем. Человек может спастись через веру и исполнение всех заповедей. Исполнение их изменяет психику (душу) человека, обновляет его, делает человека новым по образу Божию — точнее, по образу Спасителя Иисуса Христа. Самым основным свойством "нового" человека является смирение ("Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…"), без которого исполнение всех даже заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает даже врагом Божьим, так как если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, особенно применима мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого. У преп. Макария Египет-ского отношение смирения к прочим добродетелям изъясняется притчей о роскошном обеде, устроенном для царя и вельмож. Но так как все было приготовлено без соли (т.е. смирения), то вместо благодарности устроивший обед подвергся только гневу царя. Так без смирения бесполезны добродетели человека. При внимании себе, при постоянной борьбе с грехом станет видно, как глубоко испорчен человек и как пронизано все существо человека гордостью. Победить всякое мнение о себе, свое тщеславие, свою гордыню равносильно победить весь грех. И вот оказывается, что грехопадения человека могут помочь ему в приобретении смирения (если только человек не будет винить в своих падениях никого и ничего, а обвинит себя, что и есть вполне правильно. Во всем виновен сам человек, а об-стоятельства и дьявол только содействуют греху, соблазняют, а окончательное решение принадлежит человеку, потому он и ответственен целиком. Это подтверждают и угрызения совести после совершения греха). Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически познает свою порчу, свое бессилие и постепенно приобретает смирение. Всюду и постоянно побежденный грехами, он наконец в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадет ко Господу, сознается от всей глубины души в своей греховно-сти, в своем бессилии самому победить грех и будет умолять Господа: "Боже, аще хощеши, можеши мя очистити (так говорил прокаженный), а сам я ничего не могу сделать. Господи, спаси меня, Господи, научи мя творити волю Твою, Господи, изведи из темницы душу мою". Тут же человек познает и великое милосердие Божие к падшему человеку, ибо при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него грех, исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своем опыте познает бытие Божие, промышление Его о человеке, познает, что "близ Господь к сокрушенным сердцем", что Он воистину врач душ наших, и проч., и проч. И, таким образом, грехопадения, будучи злом, делаются причиною величайшего добра. В этом дивная Премудрость Божия, как и во всем, во всем…
Игумен Никон (Воробьев)
|