Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№3 (36) март

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ 

 

Соприкоснуться с Божественной благодатью

 

"Ночь прошла, а день приблизился" — этими словами апостола Павла Церковь вводит нас в Великий пост. Начинается пост с того, что мы должны примириться с окружающими нас людьми. Что же такое прощение, которого мы будем просить у наших ближних и у Бога, какое место занимает пост в жизни православного христианина, что есть покаяние перед Богом? Об этом наш корреспондент беседует с секретарем Смоленской и Калининградской епархии протоиереем Марьяном Позунем.

 

Протоиерей Марьян Позунь— Отец Марьян, почему Великий пост начинается Прощеным воскресением, у кого и за что мы должны просить прощения? Что значит простить ближнего?
— В отличие от того, как считают и чувствуют многие, период духовного усилия, каковым является Великий пост, — это время радости, потому что это путь навстречу Самому Богу. Ведь все мы — заблудшие дети Его Царствия, живущие во мраке прегрешений, в "земле чужой".
Чтобы одолеть этот нелегкий путь, мы должны оставить все, что нас обременяет, что не дает нам прийти в объятия Отца нашего Небесного. Таким грузом являются обиды, затаенные в человеческом сердце. Когда же мы искренне прощаем людей, серьезно нам досадивших, а зачастую тех, на кого мы обижаемся из-за какой-либо мелочи, то незамедлительно ощущаем облегчение. Как часто мы слышим от людей, которые помирились, забыли друг другу обиды, слова: "Как будто камень с души свалился!"
Но нам всегда, как это ни парадоксально, легче простить всех — точнее, тех, с кем мы не находимся в непосредственной близости. Гораздо труднее простить одного конкретного человека, нелюбовь к которому, словно червь, точит нашу душу, мешая нам идти по пути к Богу.
Но вот до тех пор, пока мы не простим этого конкретного человека, пока мы не простим те обиды, которые он нам причинил, и не по-просим прощения за те, что причинили ему, "ночь" не пройдет, а "день" не приблизится. Потому что "ночь" — это когда мы помним обиды и злопамятство не дает нам спокойно жить, а "день" — когда совершилось чудо преображения нашей души и мы готовы простить даже тех людей, которые нас глубоко ранили, когда мы живем со всеми в мире.
Плодом прощения является любовь. Когда мы полюбим опечалившего нас человека, это значит, что обида покинула наше сердце и мы его по-настоящему простили.
Но не только у ближних мы должны просить прощения в последний воскресный день перед Великим постом, но и у самого Бога. Прощения за то, что всю свою жизнь мы проводим не так, как Он нам заповедал. Ведь между тем, какими мы должны быть и какими мы являемся в действительности, лежит огромная пропасть, потому что, будучи христианами, мы часто оказываемся хуже неверующих людей. За все это мы должны простить у Бога прощения.

Самое страшное, что есть в жизни человека, — это грех

— Любому православному христианину известно, что каждый из четырех установленных Церковью многодневных постов — это время сугубого покаяния перед Господом и людьми. В чем это заключается и что есть истинное покаяние перед Богом?
— Самое страшное, что есть в жизни человека, — это грех. Нераскаянный грех отравляет все человеческое естество, приносит страдания. Но и в таком состоянии Господь не оставляет человека, дает ему возможность покаяния, которое способно не только исцелить, но и послужить источником обновления всего человека в целом. Покаяние — это изменение жизни человека.
Зачастую мы не видим, что наша жизнь отравлена грехом, потому что живем в суетном мире. Мы гордимся, кичимся какими-то своими поступками, уподобляясь пыли, которая поднимается, когда дует ветер, и превращается в грязь, когда идет дождь. Потому что каждый человек несовершенен и, по словам апостола Павла, может хвалиться только немощами своими.
Но человек создан Господом для вечной жизни, и поэтому каждому необходимо потрудиться в жизни временной, чтобы наследовать Царствие Божие, подобно тому как в суетной земной жизни мы прилагаем определенные усилия, чтобы чему-то научиться, занять определенное положение в обществе.
Для того, чтобы человеку было легче обратить свой взор, затуманенный мирскими заботами, внутрь себя, увидеть свои недостатки, Церковью установлен пост — время молитвы и покаяния. Истинное покаяние начинается с того, что человек начинает видеть свои прегрешения. "…Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего", — молимся мы на протяжении всего Великого поста словами молитвы преподобного Ефрема Сирина.
Покаяние — это дар Божий, потому что без помощи Господа человеку невозможно увидеть свой грех (как часто мы не считаем грехом то, что делаем, что вошло в нашу натуру, став привычкой!), возненавидеть его и найти в себе силы больше его не совершать. Но когда человек начинает видеть свои прегрешения, Господь дает ему дар молитвы, в которой можно найти утешение, которая помогает найти силы для борьбы с грехами.

— В чем сущность говения и как, будучи членом Церкви, необходимо соблюдать пост, чтобы он был угоден Богу?
— Нужно заметить, что пост существует очень давно. Еще в Ветхом Завете мы находим упоминание о том, как постился Моисей на горе Синай в ожидании десяти заповедей Божиих, как постился весь народ израильский. В Новом Завете мы находим упоминание о том, что сам Спаситель постился в пустыне сорок дней и сорок ночей перед тем, как выйти на проповедь.
Воздержание — одно из самых главных качеств, которое может быть присуще человеку. Обладая воздержанием, человек может сдерживать свои мысли, желания, не позволять себе совершать греховных поступков и, таким образом, сохранять свой духовный мир. Но следить за собой очень сложно, поэтому пост есть некая школа воздержания, где все начинается с малого — невкушения определенной пищи.
 Однако это лишь внешняя сторона дела. Мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от скоромной пищи, а для того, чтобы совершенствоваться духовно. Невкушение продуктов животного происхождения не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, — например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь.

Покаяние — это дар Божий, потому что без помощи Господа человеку невозможно увидеть свой грех

По словам пророка Исаии, пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить хлеб свой с ближним. Сущность поста выражена в словах: "Отдай голодному душу твою". Пост — это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Если же, воздерживаясь от непостной пищи, мы будем раздражительны, будем ссориться с ближними, обижать других людей, то пользы от такого поста не будет никакой, такой пост не угоден Богу.
 Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Половину своей порции отдай неимущему — пожертвуй, научись отдавать в посту".

— В дни Великого поста за богослужениями в храмах звучат тропари Великого канона Андрея Критского. Почему он читается именно во время Великой Четыредесятницы и какое значение имеет до нас, православных христиан?
— В Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского упомянуто немало имен самых различных людей — и праведников, и грешников. В этом духовном произведении вспоминаются истории Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и его братьев, Моисея, Давида и других людей, упомянутых в Библии. Эти истории не должны быть для нас лишь повествованием о чьей-то жизни. Они обращены непосредственно к каждому из нас. Вглядываясь в образы этих людей, мы, как в зеркале, можем увидеть свой внутренний мир и обратиться к Богу с молитвой о помощи и прощении.
Кроме того, в дни Великого поста мы призваны, собравшись с мыслями и чувствами, оценить свою жизнь в свете всего Евангельского благовестия. Каждый должен спросить себя: соответствует ли моя жизнь тому, чего хочет от меня Бог, чему учит меня Евангелие?

— Как правильно налагать пост на детей и с какого возраста следует начинать поститься?
— На детей пост необходимо налагать с особой осторожностью. Нет и речи о том, чтобы маленький ребенок постился наравне со взрослыми: растущему организму необходимы, например, молочные продукты, которые здоровому взрослому человеку вкушать в пост нельзя. Поэтому пост для маленьких детей сначала можно ограничить отказом от мясной пищи и от сладкого. А впоследствии нужно приучать детей к полноценному соблюдению отеческих традиций с более частым посещением храмовых богослужений и посильной помощью родным и близким.
Однако приучать детей к церковным традициям необходимо уже с раннего детства. Надо, чтобы сам ребенок понял смысл и необходимость соблюдения поста и молитвы как реальной возможности соприкоснуться с Божественной благодатью.

 

Беседовал Дионисий Соколов

Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

 

36:28
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото10

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.