|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (37) апрель |
|
|
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И КАЛИНИНГРАДСКОГО КИРИЛЛА
ОСВЯЩЕННОМУ КЛИРУ И БЛАГОЧЕСТИВОЙ ПАСТВЕ ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Каждый год в первое воскресение после полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия, и после еврейской пасхи православные христиане вспоминают страдания, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа, которые произошли более двух тысяч лет назад в то же самое время года. Эти воспоминания составляют самый великий церковный праздник, называемый новозаветной или христианской Пасхой. Если ветхозаветная пасха была установлена в честь спасения израильтян от египетского рабства, то в Пасхе христианской празднуется избавление всего человеческого рода от рабства диавола. Господь Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, пришел в мир для того, чтобы исполнить древнее обещание, данное Творцом первым людям на заре человече-ской истории. В этом обещании содержалось указание на вражду, которая будет между диаволом и людьми, потомками праматери Евы. Вот в каких словах дано было это пророчество: "И вражду положу между тобою (то есть диаволом) и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт III:15). Это библейское пророчество, данное сразу после грехопадения первых людей, имеет величайшее значение. В нем приоткрывается тайна человеческой истории, в центре которой невидимая, но реальная борьба между добром и злом, между светом и тьмою (Ин III: 19-20; Ин VII:7).
Христос победил диавола Cвоим Воскресением, ибо в Воскресении упразднилась смерть, которая была апогеем борьбы | Если под семенем жены следует понимать как весь человеческий род, так в прямом смысле тех, кто борется со злом, то под семенем диавола — "сынов погибели, противления, диавола" (Ин VIII:44; Деян XIII:10). Как из среды этих наследников и детей диавола Священное Писание особенно выделяет одного "великого противника", "человека беззакония и сына погибели", то есть антихриста (2 Фес II:3-4), так в полной параллели с этим выделяет и одного великого Потомка, рождаемого от жены (Гал IV:4-5), как Победителя над диаволом. Этот Великий Потомок праматери Евы и есть Господь Иисус Христос. Спаситель победил диавола Cвоим cловом, которое сильнее и убедительнее всякого человеческого слова и всякой человеческой мудрости. Он победил диавола Своим терпением, которое не удалось сломить жесточайшими пытками и мучительным умиранием на кресте. И, наконец, Он победил его Воскресением, ибо в Воскресении упразднилась смерть, которая была апогеем борьбы диавола с Сыном Божьим. "Поглощена смерть победою," — восклицает апостол Павел словами пророка (Ис XXV: 8; Ос XIII:13), "Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?!" (1 Кор XV:54-55). Однако Воскресением Христовым не завершилось вселенское космическое противостояние добра и зла, о котором было сказано в первом пророчестве (Быт. III, 15). Вражда между семенем жены и семенем диавола, начавшись с момента грехопадения первых людей, проходит через всю мировую историю. Для диавола это борьба со смертельным исходом, ибо он поражен в главу силой Воскресения, для людей же, потомков Евы, с незначительным уроном — ужалением в пяту.
Зло, проистекающее от побежденного диавола, не может обеспечить победы. Победа за теми, кто со Христом | Однако это ужаление нередко воспринимается как удар страшной и непреодолимой силы, как некая победа зла. Порой нам действительно кажется, что зло торжествует, что диавол сильнее Бога, а зло сильнее добра. Напуганные или соблазненные злом, мы нередко встаем на его сторону, наивно полагая, что с помощью зла сможем решить свои личные или даже общенациональные задачи. Так бывало в прошлом, когда народ наш, отказавшись от Бога и потеряв способность отличать добро от зла, совершал злодеяния, думая, что тем самым служит добру и правде. Так и сегодня многие считают возможным осуществлять свои желания, опираясь на зло и неправду, используя греховные средства для достижения поставленных перед собой целей. Размышления о смысле и значении Христова Воскресения должны помочь понять разницу между смертельным ударом в голову и досадным, и раздражительным ужалением в пятку. Тот, кто избирает себе в союзники зло, обрекается на поражение, встает в ряды побежденных. Никакого подлинного благополучия, радости и счастья невозможно достигнуть злыми средствами. Зло, проистекающее от побежденного диавола, не может обеспечить победы. Победа за теми, кто со Христом. Сказанное имеет отношение к нашей повседневной жизни и к жизни вечной, ибо борьба добра со злом, в которой злу нанесено смертельное ранение Воскресением, завершится тогда, когда Христос вступит в борьбу с антихристом и поразит его в голову (2 Фес II:8-9), завершив драму человеческой истории и от-крыв новую страницу жизни, где не будет зла, но "Бог будет всё во всем" (Кор XV:28)]. Свидетельствуя ближним и дальним о Воскресении Спасителя, вместе с апостолом Павлом возблагодарим Бога, "даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом" (1 Кор XV:57). Всем вам, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляя со светлым праздником Святой Пасхи, желаю сохранить и приумножить веру в спасительную силу Воскресения Христова. Аминь!
КИРИЛЛ, митрополит Смоленский и Калининградский Светлое Христово Воскресение 2007 года г. Калининград
КИРИЛЛ, митрополит Смоленский и Калининградский
|